USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Мы хотим видеть Россию конкурентоспособной»

Фото Владимира ДУБРОВСКОГО.



К сожалению, обсудить все интересующие региональных журналистов темы спикеру не позволил плотный график работы. Тем не менее в беседе было затронуто несколько важнейших для развития страны направлений. В первую очередь гостей столицы интересовали вопросы, связанные с деятельностью регионов. Кроме того, не могло остаться без внимания такое крупное политическое событие, как состоявшийся недавно всероссийский съезд партии «Единая Россия». Во второй половине беседы Борис Вячеславович прокомментировал перспективы развития государства, содействие в реализации большой части которых возлагают на себя партийцы.

— Как правило, законодательные инициативы региональных областных Советов депутатов, Законодательных собраний, краевых дум, предлагаемые на рассмотрение Государственной думой, направлены на некую адаптацию федеральной законодательной базы к конкретным местным условиям. Насколько услышанными в Государственной думе РФ оказываются эти инициативы?

— Как установленные Конституцией РФ субъекты законодательной инициативы, Законодательные собрания российских регионов активно пользуются своим правом участвовать в обсуждении федеральных нормативно-правовых актов. И в действующем сегодня созыве думская работа с законопроектами, представляемыми регионами, существенно улучшена. Об этом говорит растущее количество документов, в результате становящихся законами: в предыдущем созыве Государственной думы это количество колебалось на отметке 2 — 3 процента, сегодня оно «доросло» до 10 — 11 процентов. Это результат планомерной работы с законодательными собраниями субъектов, — проведения встреч руководства Думы и представителей Правительства РФ с региональными депутатами в режиме учебы, усиление работы федеральных законодателей с региональными инициативами на момент их подачи. Ведь «сырые» законопроекты можно попросту отклонять, а можно дорабатывать предлагаемые ими эффективные механизмы. В субъектах Федерации есть свое видение многих процессов, происходящих в стране, и зачастую, находясь в Москве, не все видят и понимают рациональные предложения региональных законодателей.

— Насколько действенным, на ваш взгляд, является политический принцип формирования современной системы законодательной власти в нашей стране?

— Госдума этого созыва работает в новом для России формате — впервые парламентское большинство сформировано на основе одной партии «Единая Россия». В органе законодательной власти сегодня работают 310 депутатов, состоящих в этой партии, еще сохраняется около 50 возможных мест — это конституционное большинство, и оно накладывает отпечаток на стиль и результаты законотворческой деятельности. Мы действуем более конструктивно — введена система нулевого чтения, когда правительственные законопроекты, прежде чем они вносятся в Государственную думу РФ, обсуждаются фракцией «Единая Россия». Это дает возможность более тщательного изучения и подготовки реальных предложений. Особо можно говорить об одном из самых важных для страны — бюджетном — процессе, каждый раз проходящем через нулевое чтение. Я стал инициатором того, чтобы рабочая группа, обсуждающая бюджет, состояла не только из депутатов фракции «Единая Россия», но и из представителей других политических объединений — для того, чтобы учесть все мнения.

— Объединение субъектов Российской Федерации сегодня в самом начале пути, и, возможно, пока рано давать определенные оценки. И все-таки каким вы видите будущее такого подхода к укреплению федеративной системы нашего государства?

— Считаю, что быть субъектом Федерации — это высокое звание. Объединение регионов проводится на основании решения референдума о создании нового, более крупного субъекта, и происходит при оценке экономической ситуации. Субъекты, объединившиеся сегодня, должны быть самодостаточными. В ситуации, когда территории Федерации не ставят перед собой перспективных задач выхода на самостоятельный уровень, думаю, неправомерно использовать высокий статус субъекта РФ. Возможно, это заявление звучит достаточно жестко, но я уверен, что если на территории есть земля, природные ресурсы, человеческий капитал, то регион не только может, но и должен стремиться к самостоятельности. Мы можем исключить из этой оценки субъекты Федерации с высокими дополнительными расходами, находящиеся в очень сложных климатических условиях, являющихся пограничными, но в целом я выступаю за проведение этой линии.

Пионерами объединения в нашей стране являются Пермская область и Коми-Пермятский автономный округ, год назад объединившиеся в Пермский край. Выборы единого Законодательного собрания этого вновь образованного субъекта РФ, проходившие в начале декабря этого года, поставили точку в формировании всех органов власти края. Необходимо отметить, что до 2009 года в нашей стране появятся еще четыре субъекта на основе объединения.

— Недавно прошел съезд партии «Единая Россия». Расскажите о задачах партии, озвученных на этом собрании.

— Съезд проходил в Екатеринбурге, и в связи с его основной тематикой место выбрано не случайно. Один из основных вопросов, которые планировалось озвучить, — промышленная политика России, а Екатеринбург — это промышленно развитая территория.

Съезд стал в определенном смысле знаковым — на нем принималось программное заявление партии, в котором изложено наше видение стратегии развития России на ближайшие 10 лет. Предварительно программа партии прошла широкое обсуждение — из регионов было получено более 700 предложений.

Также обсуждались более конкретные отраслевые программы, в том числе, к примеру, документ «Достойный труд», регламентирующий необходимость доведения средней зарплаты по стране до уровня 25 тысяч рублей в месяц, увеличения минимального размера оплаты труда, внесения изменений в пенсионное законодательство. Это и проекты социальной направленности — программа «Дети России», сформулированная на прошлом съезде партии, в развитие которой начали создаваться демографические проекты, а именно принятие в первом чтении закона о материнском капитале, об увеличении ежемесячного пособия матерям по уходу за детьми до полутора лет и другие.

— Рассматривались и многие проекты, касающиеся инновационного развития экономики России. Какие направления они затрагивают?

— Мы хотим видеть Россию конкурентоспособной, поэтому экономика должна развиваться на основе достижений науки, новых технологий, а для этого нужно создать определенные условия, в первую очередь — законы, регулирующие налоговые процессы. Сторонники «левых» партий ратуют за повышение налогов, но это будет губительно для предпринимательства. Партия «Единая Россия» говорит о политике снижения налогов, что приведет к увеличению общего объема сбора налогов — за счет развития предпринимательства. Что касается промышленной политики, мы считаем, что государство должно поддерживать конкурентоспособные отрасли. Сегодня в мире прослеживается тенденция глобализации, создания масштабных компаний, которые могут размещать заказы в других отраслях и тем самым их поддерживать — такие структуры будут появляться и в России. При этом глобальность наших компаний должна поддерживаться протекционистской политикой государства. Это и реальные вложения экономики, и развитие инфраструктуры. К примеру, пока, несмотря на то, что российские трассы — более предпочтительный путь, через территорию России из Европы в Азию проходит лишь 1,5 процента грузов. Причины — неразвитая инфраструктура, требующее проработки транспортное обеспечение, отсутствие должным образом сформированной логистики, нехватка складов, которые могут обрабатывать грузы, используя автоматизированные программы. В эти отрасли государство должно вкладывать деньги с учетом возможности развития промышленности регионов — так на основе партнерства государства и бизнеса будет формироваться промышленная политика. Сейчас мы говорим о прямой поддержке авиастроения, судостроения, о необходимости развития химической промышленности, атомной энергетики. Думаю, поддержка такой промышленной политики даст импульс к развитию многих других отраслей.

Фотографии статьи
237-06.jpg