USD 101.6143 EUR 105.2512
 

Плюсы и минусы одного фестиваля

Михаил ВОРОБЬЕВ.



Естественно, со всеми плюсами и минусами, достижениями и издержками «своей игры».

В первый день мы встретили старых знакомых — театр «Понедельник» из Новокузнецка. Прекрасная артистка Людмила Ватолина, получившая приз Первого фестиваля за лучшую женскую роль, выступила в двух водевилях Чехова — «Медведь» и «Предложение». Она вновь продемонстрировала тонкость и изящество сценического рисунка, актерское обаяние. Согласитесь, редкие качества для антрепризного проекта.

Второй день был отдан современной драматургии: сыграна пьеса популярного молодого российского драматурга Василия Сигарева «Любовь под гипнозом» («Детектор лжи»). Этот спектакль явился проектом актеров Красноярского театра музыкальной комедии. Автор проекта — Юрий Цехановский, он же режиссер и исполнитель одной из ролей. Однако и здесь главной оказалась женская актерская работа Натальи Горячевой — яркая, острохарактерная, узнаваемая.

Среди удач фестиваля был и спектакль «Старосветские помещики» по повести Гоголя. Его сыграли прошлогодние участники фестиваля, получившие тогда приз за лучший актерский ансамбль. «Старосветские помещики» тоже был спектаклем ансамблевым, где многое решали нюансы, полутона, шорохи и вздохи, пластичность и музыкальность речевой фразы. Артисты Молодежного театра Алтая (Барнаул) и режиссер Марина Шелевер делают так называемый литературный театр, основанный на слове, его красоте и выразительности. И это настоящий театр со своим художественным языком, очень интересный и своеобразный. Спектакль «Старосветские помещики» получил приз «Вдохновение» фестиваля «Своя игра».

Томский камерный театр под руководством Алевтины Буханченко показал «Татуированную розу» Теннесси Уильямса. Эта пьеса стала классикой американской драматургии ХХ века. Алевтина Буханченко — актриса яркая, с большим эмоциональным посылом, а порой и с перебором сыграла главную роль. Спектакль был принципиально «застроен» по бенефисному принципу, потому все, что не касалось образа Серафины, выглядело второстепенным и каким-то необязательным. Это, кстати, тоже проблема антрепризной постановки.

Но главный вопрос к спектаклю в форме антрепризы: должен ли он только развлекать? Фестиваль утверждает, нет. Антрепризный спектакль может быть серьезным («Старосветские помещики» тому пример), а наряду с весельем зрители должны испытывать и многие другие чувства, как и положено в театре. К сожалению, два спектакля новосибирского творческого объединения «Дом актера» решали задачу преимущественно развлечь. Это комедия Степана Лобозерова «Именины сердца» («Семейный портрет с посторонним»), сыгранная как-то очень прямолинейно, и опять же комедия Владимира Попова «Идеальная пара», в которой, правда, блеснула замечательная новосибирская артистка Елена Жданова, получившая приз за лучшую женскую роль.

В том и польза фестиваля «Своя игра», что он представляет театральное многообразие. Демонстрирует актера крупным планом. Предоставляет творческую свободу. Но — и это крайне важно! — ставит серьезные вопросы художественного порядка.