Мы научились слушать и понимать друг друга
«Для нас это, в общем-то, трудно восполнимая потеря», — сожалеет об отъезде коллеги заместитель председателя облсовета, лидер фракции, заместитель секретаря политсовета регионального отделения партии «Единая Россия» Юрий АЛАФЕРОВСКИЙ.
— Юрий Петрович, как, на ваш взгляд, проходило становление фракции «Единая Россия» в областном Совете четвертого созыва?
— Фракция довольно долго становилась на ноги. Практически всю первую половину этого года. Многое, наверное, зависело от того, что лидеры нашей фракции менялись. Один, второй, третий... Считаю, что сегодня фракцию удалось относительно сплотить.
— Почему относительно?
— Потому что в нашу фракцию входят люди в основном самодостаточные. Многие из них лидеры, руководители, а им сложнее подчиняться единому партийному порядку. Люди они достаточно умные, и каждому время от времени хочется поступить вразрез с большинством.
— Но такая «вольница», наверное, чревата голосованием отдельных депутатов вразрез с решением фракционного большинства?
— Когда шли еще первые сессии облсовета четвертого созыва, бывало, что фракция принимала решения, а всякий голосовал так, как он разумеет. Сегодня это тоже присутствует, но очень редко. Мы договорились: если ты против решения фракции, тогда не голосуй совсем или воздержись. А последние сессии весеннего периода и осенние показали, что большинство членов фракции придерживаются решений, принятых на ее общем собрании.
— Почему это для вас настолько важно?
— Потому что, кроме необходимой законодательной работы, в областном Совете бывают еще и попытки принять популистские, пиаровские решения. Например, депутаты от КПРФ предложили принять закон о контроле над администрацией. Закон, совершенно никому не нужный. Сегодня таких законов имеется «более чем», начиная с устава области. Все контрольные функции депутатов в действующих нормативно-правовых актах заложены, и нет необходимости выносить их в отдельный документ.
— Могу привести еще один пример — областной законопроект об уполномоченном по правам человека. На прошлой, седьмой, сессии мы его, как говорят журналисты, «прокатили».
— И чем же было обосновано ваше «против»?
— Я прочитал отчет Лукина, нашего российского уполномоченного по правам человека, за 2004 год. Во-от такой толстый труд, а в нем… ничего нет. Напрашивается вывод, что деятельность уполномоченного заключается в том, что он получает на кого-то жалобу, направляет ее в соответствующий орган, получает оттуда ответ и адресует его автору жалобы. Так что с виду-то — ого, сколько наработано. Увесистая пачка документов. А вникнешь в суть каждого такого документа и понимаешь, что он совершенно пустой. Ни о какой защите прав человека и речи не идет.
Вместе с тем введение в действие этого закона предполагает солидные расходы: на транспорт, помещения, оборудование, зарплату (десять человек в штате!) и так далее. По предварительной смете — десять миллионов рублей в год, но, думаю, даже в эту сумму уложиться не удалось бы. Поэтому у фракции было единое мнение: в принципе, такой закон нужен, но только при условии введения соответствующих полномочий. Чтобы уполномоченный действительно был вправе защитить человека. Сегодня таких полномочий федеральным законодательством не предусмотрено. Поэтому попытка принять подобный закон не более чем дань моде — европейской и московской.
— Чем вы особенно довольны в работе фракции «Единая Россия»?
— Сегодня во фракции, как я считаю, сложилось понимание, сложился коллектив, члены которого научились слушать и понимать друг друга.
— А что вам не нравится?
— То, что существует элемент неподготовленности некоторых депутатов. На заседание фракции некоторые идут, не читая документы. Конечно, документов много. Посмотрите, это все надо прочитать к сессии, — Юрий Петрович проводит рукой над разложенными в несколько внушительных стопок текстами законопроектов, — и выразить свою точку зрения. Так что заседания фракции становятся для некоторых элементом самообразования. Наверное, это неизбежно. Четыре года работал в Совете Федерации — и там то же самое. Приходит человек на пленарное заседание и начинает задавать массу вопросов. При этом всегда так и подмывает сказать: «Ты документы прочитай, и вопросов не будет».
— Наверное, самым трудным в этом смысле стал в нынешнем году закон о бюджете-2007?
— Была попытка со стороны КПРФ бюджет провалить. Но потом коммунисты свое мнение резко поменяли — на прямо противоположное. И позвонили мне, чтобы сообщить о пересмотре своей позиции, почти перед собранием фракции.
— А у «единороссов» по этому поводу сомнений не было?
— Мы пригласили на заседание фракции губернатора, который бюджет «разложил по полочкам» — как он его видит. Ему задавали вопросы. Может быть, несколько и неприятные. Тем не менее с заседания фракции все ушли с пониманием, что бюджет надо принимать.
Да, остается много вопросов, особенно по муниципальным образованиям. Действительность показала, что в методике распределения дотаций есть ошибки. Но они в данном случае неизбежны. Межбюджетных отношений раньше просто не было, их надо строить. На фракции мы договорились с губернатором о том, как будем действовать дальше. Решили посмотреть, как пойдут дела, и кое-что поправить по итогам первого квартала.
Можно сколько угодно критиковать формулы распределения бюджетных средств, но этот этап надо пройти. Причем обратите внимание — руководители муниципальных образований не бузят. Буза возникла здесь, в «центре». Но потом, видимо, пришло понимание, что бюджет надо принимать. А недовольных всегда будет много. Кто-то из них заботится о каком-то поселении на своем округе, кто-то решает свои политические задачи… Если вспомнить бюджет области восьмилетней давности, то по сравнению с сегодняшними 45 миллиардами он был вообще… микроскопический. И что тогда, что сегодня удовлетворить всех невозможно — это правило действует и на областном, и на федеральном уровне.
Но не принимать бюджет нельзя. Помните, наверное, лет десять назад утверждали его уже в текущем году, а первые месяцы финансировали из расчета «одной двенадцатой». Это же был кошмар! И больше всего страдали от этого не здесь, а на местах, в муниципальных поселениях. Поэтому нам надо принять бюджет в начале декабря, чтобы успеть вовремя организовать финансирование.
— Юрий Петрович, то, что большинство депутатов областного Совета либо члены партии «Единая Россия», либо ее сторонники, и губернатор тоже «единоросс» — это способствует более слаженной работе представительной и исполнительной ветвей власти?
— Думаю, да. Это очень помогает. Конечно, на каком-то этапе была определенная «притирка», некоторое непонимание. Месяца три, не больше. Сейчас идет нормальная работа.
А то, что губернатор вступил в партию «Единая Россия», конечно, влияет на нашу работу. Нравится кому-то данное обстоятельство или не нравится — это главное лицо в области. Он — лидер. И нам проще: когда мы приглашаем губернатора на заседание фракции, он никогда не отказывается. Приходит, объясняет свою точку зрения. Можно с ней соглашаться или не соглашаться, но он говорит о ней открыто и прямо, не пытается кого-то ввести в заблуждение.
— Фракция «единороссов» в областном Совете увеличивается, в ее состав входят сегодня даже те люди, которые совсем недавно считались незыблемыми «нейтралами». Чем вы это объясняете?
— Меня в партию привлекло то, что «Единая Россия» — это масса идей, в том числе и национальные проекты, и то, что «единороссы» в Думе их не только поддержали, но активно участвуют в их реализации, так же, как и мы на местах. Вот почему я пришел именно в эту партию. Думаю, тем же руководствуются и другие. Идеология и реальное дело — это очень важно.
— Но вас, наверное, стремились заполучить и другие партии?
— В Совете Федерации меня начали буквально «раздергивать». Это, наверное, и подтолкнуло к выбору, хотя я и говорил, что буду беспартийным до конца жизни. Но, наверное, нельзя стоять в стороне — все равно надо что-то выбирать.
У «Единой России» есть настоящая программа. В адрес этой программы-обращения было много критики. Тем не менее она есть, она куда-то зовет. Мы тоже обсуждали ее, когда собирались на политсовет. Второго декабря состоится съезд партии «Единая Россия», который окончательно примет, продекларирует эту программу. Ну а поскольку членство обязывает меня делать все, что там написано, то программное заявление партии — это для меня план работы.
— Алексей Акимович Беспаликов на одной из местных партийных конференций достаточно жестко говорил о необходимости «чистки рядов», о том, что некоторые примыкают к «единороссам» из конъюнктурных соображений. Нет ли у вас опасений, что и фракция областного Совета пополнится таким образом?
— Думаю, у нас такого нет. Сегодня областной депутатский корпус — это несколько иной политический расклад. И по уровню подготовки, и по самодостаточности. Хотя было время, когда я приходил на сессии первых созывов и не знал, то ли плакать, то ли смеяться. Это же были… концерты. Не буду называть фамилии их участников, но из-за них было настолько обидно за нашу работу! Кстати, никого из них сегодня нет «на поверхности». Они все исчезли, «смылись» на волне так называемого демократического популизма. И, посмотрите, какие сейчас серьезные сессии — и в прошлом созыве, и в нынешнем.
А то, что люди «примазываются»… Это, безусловно, присутствует. Это было всегда, и наше время — не исключение. Так же, как и непонимание сущности политической работы. Недавно, например, Купинский политсовет придумал для себя роль контролера администрации района — чтобы глава района докладывал, что он делает, что планирует и так далее. Но разве это партийная роль? Конечно же, нет. Но они присвоили себе такое право. Понимаю, если бы они взяли под свою заботу дом ветеранов, помогли организовать работу так, чтобы ветераны все-таки получили это жилье. А они решили устроить главе форменный допрос по всем четырем национальным проектам. Пришлось объяснять, что наши задачи сегодня — отнюдь не партийный контроль.
— И фракция «Единая Россия» в областном Совете эти задачи выполняет…
— Да, сегодня фракция уже состоялась. Она работает. На позапрошлой неделе мы собирались в срочном порядке и за один день (!) набрали кворум. Вы понимаете, что это чрезвычайно сложно, потому что у наших депутатов — руководителей, директоров предприятий — рабочая программа расписана на несколько дней вперед. Отложить, отменить намеченные встречи и мероприятия далеко не всегда возможно, я сам как бывший директор прекрасно это понимаю. Тем не менее кворум состоялся — как и сама фракция.
На снимке: заместитель председателя Новосибирского областного Совета депутатов Юрий Алаферовский.