USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Преемником В. Путина может быть сам В. Путин

Андраник МИГРАНЯН.



Ответы на эти вопросы давались самые разные.

Некоторые республиканские и областные законодательные собрания уже приняли обращения в Государственную думу, к президенту с призывом внести изменение в Конституцию, чтобы дать возможность В. Путину еще раз баллотироваться на пост президента страны. Некоторые эксперты и политики идут еще дальше в стремлении сохранить В. Путина во главе российской власти: они предлагают убийственное для Российского государства решение — переход с президентской формы правления на парламентскую.

Мне представляется, что все эти предложения идут вразрез как с развитием демократической политической культуры России, партийно-политической системы страны, так и с настроением, как мне кажется, самого президента. Уверен, что для сохранения нынешнего президента у власти и после 2008 года в качестве неоспоримого лидера российской политики нет никакой необходимости менять действующую Конституцию, хотя серьезные политологи знают, насколько она далека от совершенства. Однако ее недостатки вовсе не сводятся ко временным ограничениям президентских полномочий или к президентской форме правления. Это важная, но другая тема разговора.

Любая попытка изменения Конституции с целью предоставить В. Путину возможность баллотироваться на третий срок будет рассматриваться как внутри страны, так и за ее пределами как еще большее усиление авторитарных черт политической системы, радикальное отклонение от магистрального направления развития современной демократии и, конечно, поставит под сомнение легитимность власти президента у определенной части как политического класса внутри России, так и у значительной части западных политических, экспертных и общественных кругов.

При этом нельзя не признать, что объективно оправдана постановка вопроса сохранения В. Путина в современной российской политике в качестве решающей фигуры. Сегодня ни в политическом классе, ни в партии власти нет кандидата, который пользовался бы столь масштабной поддержкой страны, кандидата, который, став президентом в 2008 году, сохранил бы не только стабильность и преемственность курса последних лет, но и смог бы мобилизовать ресурсы власти и энергию населения на решение стоящих перед страной стратегических задач, которые уже заявлены и, возможно, получат дальнейшее развитие в послании президента в 2007 году. Но для того, чтобы выполнить эту задачу, нет необходимости, чтобы В. Путин обязательно оставался президентом страны.

Думаю, что этого можно добиться, если бы В. Путин стал председателем партии «Единая Россия», серьезно обновил эту партию идеологически, укрепил организационно, освежил ее новыми, более привлекательными для общества лицами и в качестве лидера повел эту партию на думские выборы. «Единая Россия» доминирует в политической жизни России только благодаря тому, что она позиционирует себя как пропутинская партия. Если В. Путин официально станет членом и лидером партии, то она имеет все возможности еще больше укрепить свои позиции на предстоящих выборах в Государственную думу. Это в итоге даст возможность партии получить в парламенте большинство, если не конституционное, то, по крайней мере, очень серьезное.

В этом случае президент, как лидер победившей на выборах партии, по предложению самой партии может назначить самого себя премьер-министром, что автоматически повлечет за собой отставку В. Путина с поста президента. В качестве премьер-министра и исполняющего обязанности президента ему придется организовать выборы нового президента, которые пройдут примерно в тот же срок, когда они и должны были проходить, то есть через три месяца после досрочной отставки президента. Используя свою харизму, массовую поддержку и другие властные возможности, В. Путин сможет выдвинуть из своей команды кандидата в президенты от партии «Единая Россия» — человека, лично от него зависящего, не имеющего собственной политической, финансовой, информационной базы, но достаточно известного как соратника действующего президента, который во время предвыборной кампании будет ратовать за совместную работу с премьером — председателем партии «Единая Россия» над реализацией тех стратегических целей и задач, которые были сформулированы президентом Путиным в его посланиях Федеральному собранию в 2006 и в 2007 годах.

Такая конфигурация власти может обеспечить сохранение доминирующего влияния В. Путина в политической жизни России, поскольку он сохранит контроль над правительством в качестве премьер-министра, а как председатель партии «Единая Россия» — над Государственной думой и Советом Федерации.

Такое развитие ситуации имеет целый ряд позитивных моментов, значение которых трудно переоценить. Это даст возможность раз и навсегда покончить со спекуляциями о том, надо ли менять Конституцию под конкретного человека или нет, с гаданиями о том, останется ли у власти действующий президент после окончания второго срока. Такое развитие событий будет способствовать укреплению нормальной политической культуры, укреплению доверия населения к власти и подтверждению того, что закон писан для всех, в том числе и для президента. А это может стать революционным прорывом в правосознании как политического класса, так и российского народа.

Сохранение В. Путина у власти в таком качестве позитивно будет воспринято, полагаю, и бюрократической системой, ибо это будет означать, что не будет радикальной перетряски властной вертикали. Что же касается бизнес-сообщества, то это будет означать, что не состоится очередного крупного передела собственности. Сохранение В. Путина у власти в России будет нормально воспринято и Западом, так как это обеспечит преемственность внешнеполитического курса и возможность сохранить и развить демократический характер политической системы Российского государства.

При этом если новому президенту вдруг захочется быть совершенно самостоятельным и проводить некую иную политическую и экономическую линию, то за четыре года трудно будет это реализовать, так как ему для этого придется обрести собственный политический вес, добиться контроля над парламентом, над партией, которая привела его к власти, над действующим премьер-министром — бывшим своим «ментором и учителем», что, в принципе, делает маловероятным или практически невозможным серьезное расхождение по принципиальным позициям между новым президентом и премьером Путиным.

В этой ситуации есть еще целый ряд важных положительных моментов. Впервые в новой России главой высшей власти станет партийный президент, так как он будет выдвинут от партии «Единая Россия». Это завершит процесс партстроительства в России. Может быть, еще на какой-то период сохранится нынешняя полуторапартийная система с доминирующей партией, но чрезвычайно важно и другое — произойдет переход от системы, когда президент, хотя и избирается народом, но не несет ответственности ни перед каким-нибудь конкретным институтом, к системе упорядоченных отношений между президентом и партией. Это, конечно, поднимет на качественно новый уровень характер взаимоотношений между политическими институтами, придаст этим отношениям не личностное, а институциональное оформление и при этом сделает высшего руководителя исполнительной власти более ответственным, более связанным с партией, чего не было в новой российской политической системе со времен крушения коммунистической партии. Поэтому, начиная с 2008 года, можно будет надеяться, что все последующие президенты России будут партийными.

Таким образом, в России завершится строительство партийной системы, которая охватит все уровни политической власти. При этом новый действующий президент будет постоянно чувствовать опеку и поддержку как правящей партии, так и премьер-министра, который будет его подпирать своим авторитетом, своей популярностью и своим влиянием на партию и парламент.

Если по прошествии четырех лет вновь избранный президент наберет достаточно политического веса, если эти новые элементы политической культуры укоренятся, если мы научимся воспринимать политического лидера нации вне зависимости от занимаемой им должности, то тогда через четыре года уже самому В. Путину придется решать вопрос, баллотироваться ли ему снова в президенты или же, подобно Дэн Сяопину, сохранить собственное политическое и моральное лидерство в стране вне зависимости от занимаемой должности. Возможен как уход даже с поста премьер-министра, так и новое возвращение на президентский пост. Во многом решение будет зависеть от конкретной социально-политической ситуации в стране и международной обстановки.

Как учит нас опыт Китая (правда, Россия — это не Китай, но все-таки, вопреки утверждениям некоторых аналитиков как у нас в стране, так и на Западе, будто в России никогда ничего не меняется, на самом деле у нас меняются и политическая система, и институты власти, и политическая культура), Дэн Сяопин, который никогда не занимал формально высших должностей в партии и государстве, до конца своей жизни был фактическим руководителем страны (а, если мне не изменяет память, в последние годы жизни он был лишь председателем китайской ассоциации игроков в бридж).

Может быть, и у нас сегодняшний президент, достаточно длительный период времени сохраняя свое влияние в партии, в будущем тоже сможет играть решающую роль в политической жизни страны, вне зависимости от того, президент ли он, премьер-министр или просто председатель федерации дзюдо или горнолыжников России.