USD 101.9146 EUR 105.0464
 

И халат сошьют, и дрова привезут

Владимир ПАЛЬЧИКОВ.



— Без работы не сидим, — рассказывает Замира. — Шьем халаты, в первую очередь женские, платья, особенно часто просят изготовить шторы, портьеры, постельное белье. Наш главный пошивочный материал — шуйский ситец и бязь.

А вот уголок готовых заказов. Есть здесь вещи даже шикарные, сшитые из шелка.

— А вы думаете, что село совсем нищее, что умирать ему скоро? А мы назло всем живем и даже иногда шикуем, — с гордостью за себя и за свое село говорит Замира. — Кстати, у нас пять населенных пунктов, которые входят в наш колхоз, жители со всеми своими нуждами идут к нам. И мы по мере сил помогаем им.

Переходим в другой цех, хотя это слишком громко сказано: у парикмахера Ирины Пузанковой просто закуток, где она и встречает своих клиентов. Цены в комбинате, который официально именуется МУП «Увальское» по оказанию услуг населению, невысокие: мужская стрижка — сорок рублей, женская — полсотни, химическая завивка, которую обожают сельские красавицы, — ровно сто целковых. Какова же выручка за день, за месяц? Оказывается, в пределах двух тысяч рублей.

— Такую сумму городские парикмахерши берут за одну модную стрижку, — смущенно говорит Ирина Николаевна. — Но то ведь город. А мы столько зарабатываем в месяц. Половина этой суммы — моя зарплата.

Что и говорить, негусто, но Пузанкова и этим довольна: какие-никакие, но деньги, и есть стимул к труду. Можно, к примеру, собрать в сундучок свой нехитрый инструмент и поехать к клиентам самой: на полевой стан, в соседнее село. Что Ирина и делает. Что-то получает и муж, который работает электросварщиком. Но больше надеются на личное подсобное хозяйство: на корову, на поросенка да на бычка.

— Основные мои клиенты — бюджетники и пенсионеры. Колхозники получают всего ничего и обслуживаются сами. Но мы верим, что хорошие времена придут, мы все будем жить лучше, тогда и заказов у нас будет невпроворот.

В мастерских появляется директор — Галина Николаевна Беспалова, женщина средних лет, довольно общительная и разговорчивая. Сельские люди вообще охотно идут на контакт, особенно с приезжими, сами рассказывают о себе и жаждут городских новостей. Нам же очень хочется знать, как сумели в селе Увальском сохранить комбинат, которые повсеместно порушили, причем не только в селах, но и в райцентрах.

— Думаю, это оттого, что наше село удалено от города Татарска. Расстояние в семьдесят верст — не шутка. Каждый раз не наездишься. А еще у нас добрый, настоящий хозяин.

Речь, конечно же, о главе сельской администрации Владимире Васильевиче Одинцове, который на своем посту около двадцати лет. И отец у него, Василий Васильевич, был председателем сельсовета и тоже работал очень долго, служил людям верой и правдой.

Коротко побеседовав, мы направились с Галиной Николаевной еще в один цех — мебельный. Евгений Васильевич Беспалов ремонтирует диваны, стулья, кресла — одним словом, все, что служило много лет и послужит еще после реставрации. Заработки тоже невысоки, но что же делать? Есть работа — и за то спасибо местной власти. Сидеть дома еще горше и тоскливее.

Просто удивительно: этот маленький коллектив быткомбината оказывает до десятка самых разных услуг. Сюда можно обратиться даже за тем, чтобы тебе привезли на дом дрова, уголь, сено, так как в распоряжении бытовиков имеются грузовик и трактор, и водитель свой — Олег Калугин. Он и шофер, и тракторист.

— Обслуживаем и наших льготников, — охотно рассказывает Галина Николаевна. — У нас с соцзащитой заключен договор, она платит нам соответствующие денежки. Выгодно всем: и льготникам, и нам. Да и соцзащите спокойней — люди обеспечены всем необходимым.

Или вот еще услуга: ремонт телевизоров, холодильников, пылесосов, стиральных машин. Собственно, с этого и начинался сельский комбинат, родился по второму разу уже в процессе перестройки. Сейчас просьб по ремонту сложной бытовой техники гораздо меньше. Беспалова имеет на это свою точку зрения: население отказалось от старых ламповых телевизоров, покупает современные на полупроводниках, и выходят из строя они гораздо реже. Так же и холодильники.

Но, позвольте, а деньги? Ведь эти так называемые современные бытовые приборы стоят до двух десятков тысяч. Но все опять же очень просто. Райпо продает ценные товары в кредит. Можно и ссуду в сбербанке оформить, правда, под довольно высокий процент. Но, как говорится, любишь кататься — люби и саночки возить.

Помимо всего прочего, сельский бытовой комбинат активно сотрудничает с городским — «Березкой». Венки, надгробные памятники, гробы, даже искусственные цветы — все это привозят из Татарска по индивидуальным заказам. Ну а что касается живых цветов, то в Увальском их больше, чем где-либо, и потому это село — одно из красивейших в районе.

Ну а людей нарядными и тоже красивыми делает бытовая служба, к которой селяне давно привыкли и считают ее неотъемлемой частью своей жизни.