Горючая удавка на крутолобых бычках
Подтверждением тому и это откровенное интервью директора акционерного общества «Александровское» Виктора ШНАЙДЕРА.
— Виктор Брунович, почти у всех многострадальных руководителей хозяйств утро начинается с вопроса: «На какие шиши взять хотя бы на день-два солярки и бензина?» Вас тоже гложет горючая проблема?
— Невероятно, но нет, имеется солидный запас солярки.
— Поздравляю, радуюсь от души.
— Не надо торопиться радоваться, если зреть в корень наслаивающихся экономических проблем. Особенно на ближайшую перспективу.
— Тогда давайте по порядку. Жатва хлебов уже идет?
— Я бы уклон сделал не на хлебоуборку, а на закладку силоса, сенажа, то есть на заготовку кормов. И вот почему. В последнее время заметный акцент сделан не на выращивание хлеба. Известно, что наша пшеница при нынешних спекулятивно низких ценах не приносит прибыли. Это во-первых. Во-вторых, вспомнив, что наш бывший совхоз «Российский» специализировался на доращивании молодняка крупного рогатого скота, решили возобновить эту доходную отрасль. В-третьих, сами мы не смогли возродить откорм без большой экономической поддержки Карасукского мясокомбината. Он и выступил надежным инвестором, вложил многомиллионные капиталы. За это благодарны в первую очередь генеральному директору Леониду Васильевичу Ровенскому. Но замечу сразу, каждый рубль вложения должен работать на строго рыночной основе, то есть с возвратом инвестору уже в виде сотен откормленных бычков.
— Виктор Брунович, каково общее поголовье доращиваемого молодняка?
— На выпасах и площадках набирает вес минимум до 350 килограммов, как определено договором, более 1700 крутолобых бычков. С дальним прицелом на интенсивное развитие мясного цеха по весне была пересмотрена структура посевных площадей. Здесь мы несколько потеснили клин пшеницы, увеличив площади кормовых культур и так называемых «серых» культур, то есть овса и ячменя, на зернофураж. До 300 гектаров довели площади суданки. По этому засушливому году механизаторы вырастили приличный урожай кукурузы, где-то за 150 центнеров на круг она должна дать. А ее 700 гектаров.
— Но все эти корма пока еще на корню, потребуют не только много горючего, высокая цена которого ляжет на себестоимость, но и солидного парка техники. Справитесь ли?
— В успехе не сомневаюсь. Благодаря помощи мясокомбината к началу страды мы купили жатку для уборки суданки, заплатив 157 тысяч рублей. Существенное и дорогое приобретение — силосный комбайн «Полесье», более одного миллиона рублей, а также пресс-подборщик за 600 тысяч. Взята и некоторая другая техника.
— В общем, вооружились неплохо. Но все это взято в долг, скоро надо будет и отдавать. Как я понимаю, не столько зерном, которое становится нерентабельным, сколько бычками.
— Да. Только, если быть точным, бычки комбинатские, а мы будем расплачиваться теми привесами, которые они нагуляют на наших выпасах, какой вес наберут на откорме. Хорошо то, что в основном сумели сохранить кадры как в животноводстве, так и в полеводстве. Поэтому те почти 4000 гектаров зерновых, думаю, уберем без больших потерь. О кормовых культурах я уже говорил. Проблем с закладкой силоса, сенажа не должно быть.
Но экономическая выгода, то есть то, что будет в сухом остатке, — это большой вопрос. Что даст доращивание молодняка прежде всего нам, акционерному обществу, труженикам? Здесь ответ неоднозначен. Пока зарплата, хотя и небольшая, аккуратно выплачивается. Но ведь, кроме зарплаты, налоги, надо в срок их внести, и дорогая техника, и дорогое энергоснабжение, и прочие расходы, вплоть до оказания помощи в похоронах.
И все же больнее всех других болячек достают цены на горюче-смазочные материалы. Припоминаю выступление по телевидению какого-то московского нефтяного босса. Он утешал автолюбителей, что кризиса с наличием бензина не будет. Мол, повысим немного цену на него и все. А о том, что многомиллионное крестьянство может из-за нового повышения цен на горючее не весь урожай убрать — ни слова. Для этого босса село, видимо, не существует.
К чему это я — от бычков к бензину? А дело нешуточное: дороговизна горючего, как и общий рост цен на все, ведет к убыточному производству той же говядины. Скажу честно: если в прошлом году от реализации молодняка получили хоть малую, но все же прибыль, то нынче такой уверенности нет. Опять же, повторюсь, по причине роста цен на все, особенно на горюче-смазочные материалы. Не исключено, что мясная отрасль из-за такой политики может стать сильно убыточной. Вытекает тогда из этого жизненный для нас вопрос: кому мы, трудолюбивые, но убыточные нужны? Ведь откажется от нас и наш пока эффективный инвестор — мясокомбинат. Если не убрать с экономической шеи крестьян удавки типа ГСМ, то не останется у аграрного сектора страны светлой перспективы.