USD 101.9146 EUR 105.0464
 

Придется работать «с колеса»

Нина ЕГОРОВА.



Было ясно, что от подгоревших посевов не приходится ждать нормального урожая. «Хоть на фураж или солому пойдет», — рассуждал по этому поводу главный экономист этого хозяйства Петр Молошный, с которым мы попутно возвращались отсюда в Кочки. Нечастые рулоны сена на покосах тоже наводили на невеселые мысли. «И травы мало, — угадал их наш собеседник. — Некоторые участки дают не больше двух центнеров с гектара. Накосили только треть плана». С такими впечатлениями и явились мы в кабинет начальника управления сельского хозяйства Кочковского района Евгения КРЮЧИХИНА для разговора об уборке.

— Этот год был практически аномальным, — заметил он. — Весна — запоздалая и холодная. А в финале — засуха. Дожди прошли, но локально. И не везде вовремя. Значительно подгорели хлеба в той части, что граничит с Алтаем. Кроме «Ново-Решетовского», на юге пострадали от засухи акционерные общества «Ермаковское» и «Троицкое», а также часть северной зоны — правобережье реки Карасук на границе с Чулымским, Каргатским и Доволенским районами.

— Зато когда пришло время косить, редкий день без осадков обходится. Сильно помешали дожди заготовке кормов?

— Общественное животноводство сеном мы уже обеспечили полностью. И основную часть вывезли к местам зимовки скота. Но сенокос продолжаем, не снижая темпов. Планируем заготовить не менее 27 тысяч тонн сена. Ведь учитывать надо и потребности частников. А перед населением у нас солидные обязательства, особенно перед теми, кто не в состоянии самостоятельно накосить сено, — бюджетники, пенсионеры. Личные подворья наших жителей должны быть зимой с кормами. Такую задачу ставим и ее обязательно выполним. Нет проблем и с другими видами кормов. В ближайшие дни завершаем план заготовки сенажа, на который специально сеяли зерносмеси с многолетними травами и горохом. А с пятнадцатого августа начинали заготовку силоса. Под него посевы невелики — около трех тысяч гектаров (из расчета 0,8 на дойную корову). Однако больше и не требуется. Вместе с сенажом этого будет достаточно. Планируем заготовить в общей сложности 26 — 27 центнеров кормовых единиц на каждую голову. И эта задача практически уже решена.

— Как разворачивается уборка в районе? Насколько готовы к ней хозяйства?

— Должен признаться, что никогда еще за последние годы экономическое положение хозяйств не было таким сложным. По крайней мере, речи о какой-то государственной поддержке нынче не идет. Из федерального бюджета — ноль. Из областного — тоже ничего существенного. В постановлении администрации сказано единственное: хозяйства могут воспользоваться бюджетной ссудой. Но это небольшая сумма, которая не решает проблем. И она в обязательном порядке возвратная. Поэтому наиболее слабым хозяйствам, у которых могут возникнуть проблемы с расчетами по кредитам, главы администраций вряд ли станут выдавать их. Ведь тогда можно «посадить» бюджетную сферу. Рисковать, думаю, не каждый глава района решится. И тем не менее у нас на весенне-полевые работы трем таким акционерным обществам было выдано девять миллионов рублей. Этим же хозяйствам и сейчас нужны деньги на уборку. Особенно на приобретение ГСМ. Без средств их, конечно, не оставим. Но что будет с возвратом? Вопрос непростой. Главе приходится брать на себя ответственность. Думаю, что его не подведут руководители этих хозяйств.

— А как остальные выходят из положения?

— За счет банковских кредитов. В основном пользуются услугами двух учреждений — «Россельхозбанка» и «Сбербанка». Часть хозяйств (акционерные общества «Решетовское», «Черновское», «Республиканское») наладила связи с переработчиками. Они основательно работают с Карасукским мясокомбинатом и «Сибирским молоком», а решетовцы — с Новосибирской продовольственной корпорацией. Остальные (в том числе ОПХ «Кочковское, акционерное общество «Ново-Жуланское») вышли на других инвесторов. Вопрос финансирования, конечно, трудный, однако решаемый. Другое дело, что придется работать «с колеса». А это риск. Значит, не будут соблюдаться правила использования ГСМ и так далее.

— На какую урожайность рассчитываете?

— По объективным причинам она будет ниже обычной — примерно 16,5 центнера с гектара. Естественно, сказались погодные условия. К сожалению, этот год был для нас трудно объяснимым и еще по одной причине — наблюдалось большое засилие злаковых сорняков, особенно просовидных. Мы постоянно плотно работаем с наукой, но и она такого не прогнозировала. Это беда не одного нашего района. В последние годы мы боролись химическими средствами главным образом с двудольными однолетними и корнеотпрысковыми многолетними сорняками. Они за счет применения гербицидов практически выведены с полей. Но свято место пусто не бывает, как мы знаем. Вот и одолел наши поля новый злостный сорняк. Вред он приносит пшенице очень большой, потому что крайне адаптирован к ней: всходит гораздо позже культурных растений, а созревает и осыпается — раньше. Поэтому есть над чем подумать специалистам. Придется чем-то поступиться, но основательно потратиться в будущем на противозлаковые гербициды. Об этом мы уже говорили на районном семинаре, который провели накануне уборки.

— И, конечно, всех беспокоит цена на зерно?

— Безусловно. На настоящее время она еще не определена. Некоторые покупатели сейчас дают по 2400 — 2500 рублей за тонну пшеницы третьего класса с клейковиной более 25 процентов! Ясно, что такая цена — это работа в убыток. Ведь себестоимость производства зерна, особенно там, где осваивают полный комплекс агротехнических приемов, колеблется от 2600 до 3000 рублей. Основные затраты, конечно, на ГСМ и запасные части. Сложности есть. Но мы не одни в этом мире. И обоснованно считаем, что уборку проведем, как всегда, нормально. Механизаторам созданы все условия для работы. А трудиться наши люди умеют, невзирая ни на какие трудности.