USD 102.3438 EUR 106.5444
 

«Окно в Европу» — окно вовнурь

Татьяна ШИПИЛОВА.



Основной интригой является работа жюри, которое возглавляет режиссер Александр Прошкин. Трюк, который придумала команда фестиваля в этом году, состоит в том, что на этот раз финальное заседание жюри будет открытым для всех желающих узнать, как, за что и почему даются призы. Прошкин и его коллеги уже высказались об этом новшестве весьма скептически. Однако шоу непременно состоится и даст возможность членам жюри — таким разным людям, как писатель и журналист Дмитрий Быков, актеры Ирина Апексимова и Игорь Ясулович, режиссер Борис Хлебников и продюсер Елена Яцура, прилюдно обосновать свою точку зрения.

Организаторы фестиваля уже давно ищут оправдание пафосному названию, данному 14 лет назад. В постперестроечной эйфории казалось, что «Окно в Европу» в противовес внутренней ярмарке «Кинотавра» станет способствовать раскрутке нашего кино на Западе. Однако быстро выяснилось, что куда важнее восстанавливать прокат и кинопроизводство в собственной стране, поддерживая хотя бы их видимость. Поэтому о старой концепции забыли и вспомнили только в этом году, объявив о проведении в рамках фестиваля международной кинобиржи «Платформа», цель которой — осуществление контактов между Россией и Германией. Но даже эти контакты нисколько не изменят тот факт, что «Окно в Европу» открывается внутрь.

Кинопроизводство в России растет, и практически все отечественные фильмы выходят в прокат. Шесть картин из конкурсной программы прошедшего «Кинотавра» уже проверены на прочность зрительским рублем, еще четыре на подходе и будут показаны осенью. Однако при всем оживлении кинопроцесса достойно заполнить даже две внутренние фестивальные программы по-прежнему не получается. Из сотни снятых за год картин в лучшем случае десять могут считаться конкурентными, то есть претендующими на награды. И, понятное дело, сливки уверенно снимает именно сочинский «Кинотавр», который после смены владельца сумел увести все лучшее даже у Московского фестиваля.

В такой ситуации у отборщиков «Окна в Европу» нет иного выхода, как закрыть глаза на «право первой ночи» и показывать в конкурсе фильмы, засвеченные прокатом и другими фестивалями, чтобы не опускать соревновательный уровень ниже плинтуса сомнительным «новьём». Так, комедийное дог-шоу «Четыре таксиста и собака-2» и молодежная рэп-комедия «Ненасытные» от производителей трилогии «Даже не думай», несмотря на свою свежесть, попали только в информационные секции фестиваля. Зато показанный в Каннах, Сочи и Москве фильм Николая Хомерики «977», участвовавший в конкурсе «Перспективы» ММКФ, «Маяк» Марии Саакян, прошедший еще весной в прокате «Питер FM», который продюсировали владельцы «Кинотавра» и из этических соображений не включили в собственный конкурс, и даже выпущенный год назад на DVD триллер Бориса Фрумина «Нелегал» — вошли в конкурсную десятку. Мало того, «Питер FM» заранее считается основным претендентом на главный приз «Большая золотая ладья», который по традиции присуждает не жюри, а итоги зрительского анкетирования в конкурсе «Выборгский счет».

Другой возможный фаворит зрителей — «Многоточие» Андрея Эшпая, снятое по повести Виктора Некрасова «Кира Георгиевна», где на фоне наступающей «оттепели» разворачивается история взаимоотношений преуспевающей скульпторши, ваяющей Ленина во всех видах, с мужчинами разных возрастов. Этот фильм уже был показан на конкурсе только что завершившегося фестиваля в Локарно. И он может составить отменную пару картине Станислава Говорухина «Не хлебом единым» — квазисоцреалистической и манерной экранизации прозы той же «оттепельной» эпохи, которая в прошлом году с большим отрывом победила по «Выборгскому счету». Выборгская публика в этом смысле, по-видимому, дает прогноз некоего усредненного или, точнее, телевизионного выбора народа, который сильно отличается от столичных предпочтений, всегда с большей охотой склоняющихся к современным радикальным экспериментам, чем к старомодным сюжетам из недавней истории. Андрей Эшпай перешел к съемкам «Многоточия» сразу после «Детей Арбата», сохранив при этом костяк группы, включая Евгению Симонову и Евгения Цыганова, которые в сериале играли мать и сына, а здесь — зрелую скульпторшу и влюбленного в нее простого парня. А для Чулпан Хаматовой даже была специально написана героиня, которой нет у Некрасова.

Есть шансы выиграть зрительский конкурс и у залежавшегося «Нелегала», в котором рассказана шпионская история времен «холодной войны». Это этакий «анти-Бонд» про абсурдную жизнь советского агента, долгое время проработавшего в Хельсинки и ставшего по заданию партии нелегалом в собственной стране, чужим среди своих, засланным казачком в тылу врага. Главную роль здесь сыграл Алексей Серебряков, превосходный актер, не дающий осечек. А в «Мечте» Сергея Снежкина зрительским манком является жанр. Впрочем, это первая комедия, снятая известным питерским режиссером, поэтому результат непредсказуем. События фильма развиваются вокруг лотерейного билета, сулящего выигрыш в миллион долларов. За этим миллионом гоняются бомжи, подростки, представители властных структур и какого-то древнего племени. Так что, вполне возможно, это зрелище будет мало чем отличаться от гонок в «Четырех таксистах и собаке». Постановщик многих серий «Улиц разбитых фонарей» Сергей Бобров снял производственную черную комедию «Последний забой», украсив ее участием любимых народом актеров Сергея Гармаша, Петра Зайченко, Артура Смольянинова и Нины Усатовой. Трагический сюжет о трех шахтерах, решивших от безнадеги взорвать себя в забое, разыгран в ироническом ключе и расцвечен композициями группы «Ляпис Трубецкой».

Что касается других участников конкурса, то эти фильмы в той или иной мере можно отнести к расплывчатому понятию артхаус, то есть кино, не рассчитанному на широкий прокат, но претендующему на внимание определенной части публики. Это «Пробуждение» ленфильмовского дебютанта Станислава Лебедева, «Маяк» Марии Саакян, фильм «Граффити» Игоря Апасяна. Но куда больше шансов привлечь внимание тех, кто любит «кино не для всех», у побывавшей в Каннах стилизованной псевдофантастики «977».

Фотографии статьи
159-33.jpg
159-32.jpg
159-31.jpg