Деньги к крестьянину уже идут
— Барабинский район традиционно считается крепким. Он выстоял в трудные девяностые: по крайней мере, сохранил скот, пашню, можно привести и другие тому примеры. И все-таки запас экономической стойкости небезграничен, так ведь? Без поддержки государства трудно и даже нереально рассчитывать на эффективную работу сельхозпредприятий, сохранение сельского населения.
— Да, наш район за годы перестройки растерял, может быть, и меньше, чем какой-то другой. Сейчас на фермах сельхозпредприятий 31 тысяча голов крупного рогатого скота, 10 тысяч коров. Это самое крупное поголовье в области. Но ситуация такая, что тяжело живут даже самые сильные из районов и самые сильные из хозяйств. Каждая страда — испытание, проблемами стали даже обыденные заботы: как отремонтировать технику, где добыть горючее? Разумеется, как и в каждой российской деревне, у нас ждали помощи со стороны государства.
— Как оцениваете национальный проект «Развитие АПК»? Можно его считать реальной поддержкой села?
— Поддержка абсолютно реальная, и она, безусловно, даст толчок сельской экономике, укрепит сам уклад сельской жизни. Моя вера в первую очередь строится на отсутствии у проекта временных рамок. Это не кампания, а перспективная государственная программа. За один-два года ведь невозможно восстановить то, что разрушалось почти два десятилетия.
Но главное — уже очевиден результат. Денежные средства пошли. К тому же ни для кого не секрет, что в банках денег предостаточно, а участие в реализации национального проекта — это возможность заставить капиталы эффективно работать. Получается выгода обоюдная, и это лучшая гарантия, что дело имеет хорошую перспективу.
— Что предприняла администрация района, чтобы взять предлагаемую государством помощь по максимуму?
— Сначала, конечно, сами подробнейшим образом изучили документы, все нюансы программы, в том числе экономические. Даже для опытных управленцев дело оказалось новым, так что учились все. Организовали семинар для глав сельских муниципальных образований, выдали им пакет документов по реализации национального проекта, развитию частных подсобных хозяйств, потребительских кооперативов. В каждом МО определили по специалисту, ответственному за проведение этой работы.
Задача поставлена простая: чтобы любой человек, задумавший взять кредит или даже просто заинтересовавшийся нововведением, на все свои вопросы мог получить исчерпывающие ответы на месте, в родном селе. И даже больше: здесь же ему должны помочь оформить все необходимые документы для обращения в банк.
Большую разъяснительную работу провели местные СМИ, в каждом муниципальном образовании был оформлен стенд с информацией о проекте. Но основной упор был все-таки сделан на индивидуальную работу с человеком. Каждый должен уяснить, что ему предлагает государство и на каких условиях, а потом уже решать, участвовать ему в проекте или нет. Ведь сама суть проекта — отнюдь не только в развитии экономического потенциала малого и большого бизнеса в селе. Она глубже: в том, чтобы увеличить доходы населения, дать широкую возможность зарабатывать на достойную жизнь и не чувствовать себя на обочине дороги.
Требуется учитывать здесь и другой аспект — социальный. Трудно людям в селе не только из-за безденежья. Для нормальной жизни нужны хорошая школа, магазин, Дом культуры. А случилось заболеть — получить полноценное лечение в сельской амбулатории, а не ехать в город за десятки километров, не томиться в очередях. Значит, надо строить амбулаторию, дом для врача. И такой дом, ради которого доктор без сожаления оставит квартиру в городе. Затратно?
Безусловно. Но на это необходимо идти, потому что иначе наши села просто вымрут. Думаю, государство трезво оценило ситуацию, не случайно одновременно вышли четыре важнейших проекта, которые призваны кардинально повысить уровень жизни населения. Российские крестьяне, исконные кормильцы наши, должны, в конце-то концов, почувствовать себя социально защищенными, довольными своей жизнью. Думаю, это и есть та благородная цель, к которой устремилось наше государство.
С таким «многоуровневым» разговором мы и поехали по селам. Команда всегда была большой: кроме главы района или его заместителей, в нее обязательно входили руководители ведущих отделов, специалисты. Практически мы могли ответить на любой вопрос, который касается реализации приоритетных направлений развития страны.
— Как принимали ваш десант?
— А по-разному принимали. Где-то выслушают и молчат, вроде их это и не касается. Много сил приходилось прикладывать, чтобы растормошить аудиторию, заставить включиться в разговор. А где-то, в той же Новониколаевке например, спорили до хрипоты. Колхоза в селе практически уже не было, он обанкротился. Естественно, остро встал вопрос о том, как добывать хлеб насущный. Создали два крестьянско-фермерских хозяйства, но туда всех не возьмут. Тут уж равнодушных не было, но вместе с вопросами посыпались и реплики: сколько уж этих проектов и программ повидали, а что толку? Пришлось с карандашом в руках «прорешивать» чуть не каждый пункт проекта и доказывать: не обманывает вас государство, а предлагает реальную помощь.
Такое общение обычно затягивается до вечера, а выходим — еще и на крыльце кто-то остановит: «А вот если на дело посмотреть с такой стороны…».
— Людям страшно просчитаться, принять ошибочное решение, за которое потом придется казнить себя…
— В данном случае надо страшиться единственного: опоздать. Как говорят мудрые: соревнуются не сильный и слабый, а быстрый и медленный. Думать, анализировать ситуацию никогда не вредно, но если хочешь выиграть, с раздумьями не стоит затягивать. Пока промышленность, рынок не среагировали на наличие у крестьян денег (а реагируют они всегда определенным образом — удорожание техники, стройматериалов и всего остального, чем заинтересуются получившие кредит), можно все необходимое приобрести по доступным ценам. Дальше за то же самое придется платить гораздо больше.
Не случайно так настойчив губернатор, стараясь как можно скорее запустить машину кредитования. Подталкивает и власть на местах, и владельцев личных подворий, фермеров, и банки. Надо успеть на рынок в благоприятное время, в час пик там делать нечего.
Другое дело — одновременно с увеличением производительной силы крестьянских и фермерских подворий надо серьезно заниматься и организацией надежного сбыта продукции. Только тогда хозяин будет уверен, что сумеет рассчитаться по кредиту и получить хорошую прибыль. Сможет планировать, какой скот или какую птицу ему держать, в каком количестве, что сажать на своей земле.
Следовательно, нужны потребительские кооперативы, в том числе по заготовке кормов. И у нас такие появились.
— Уже работают?
— Да, работают — в Зюзе, например, в Казанцево, в Белово.
Со сбытом мяса проблем обычно не бывает, его скупают заготовители прямо на местах. С молоком труднее. Пару лет назад казалось, что проблема закрыта. Усть-Таркская продовольственная компания установила в селах района 23 модульных молокоприемных пункта. Однако духу у нее хватило ненадолго. Прием молока прекратили.
Теперь хозяева предлагают нам выкупить эти модули, но цену запрашивают совершенно неподъемную. Остановились на другом варианте. Часть модулей берут в аренду Куйбышевский, Чановский молочные заводы, через них и пойдет закуп молока у населения, на базе остальных попробуем организовать частный потребительский кооператив. В любом случае молоко с подворий невостребованным не останется. На сегодня частники сдали почти пятнадцать тысяч центнеров молока — такими объемами заинтересуется любой переработчик.
Однако на встречах с жителями сел мы пытаемся натолкнуть их на мысли о других сферах деятельности, которые вполне можно развивать в селе. Спрашиваю, например, почему за пятьдесят километров возят хлеб из города, почему никто из местных не откроет пекарню. И слышу с десяток встречных вопросов: а кто будет покупать, а где брать муку, а как все это оформлять и т. д. С оформлением, говорим, проблем не будет, у нас для этого специалисты имеются, и на остальные вопросы, если начать интересоваться этим делом, ответы быстро придут.
Привыкли, что в селе можно только скот держать да хлеб растить, и другого не видят. А ведь деньги у них под ногами лежат, только надо разглядеть их. Взять тот же сельский туризм. Сколько горожан согласились бы пожить летом в сельской семье, где есть корова, хороший огород, а рядом озерко и рыбка в нем! Спрос на этот вид услуг явно имеется, а предложения нет. Или туристский мини-бизнес. Там ведь и затрат больших не нужно: огородил зону отдыха, установил туалет, баки для мусора, определил место для костра, для палаток — и, в принципе, все, давай объявление, приглашай на отдых. Сюда же потянулись бы местные жители с молоком, сметаной, свежей картошкой. Тоже заработок.
В каждом селе найдутся возможности для организации потребительской деятельности, и надо их искать, анализировать варианты. Конечно, оформление кооператива — дело хлопотное. Банк требует экономического обоснования проекта, ряд других серьезных документов. Но все решаемо. Специалисты экономического управления готовы прийти на помощь: подготовить бизнес-план, проконсультировать.
— С какими банками работаете по кредитованию населения?
— Первым откликнулся «Россельхозбанк». Как показало время, партнер это надежный и открытый к сотрудничеству. Быстро реагирует на возникающие проблемы и устраняет их. Поначалу, например, из-за большого наплыва кредитополучателей (в Барабинск ехали люди и из соседних районов, где нет отделений этого банка) в банке образовывались очереди. Люди стояли дотемна. А если еще обнаруживались ошибки в оформлении документов, приходилось эти очереди проходить не по разу. Но банк довольно быстро увеличил число специалистов на кредитовании — и проблема исчезла.
— Сколько человек уже получили кредиты по национальному проекту?
— На сегодня 85. До конца года, думаем, будет существенная добавка, но и на этом мы не намерены останавливаться. Чем больше, тем лучше.
Росту активности населения способствует еще и пилотное сопровождение, которое мы обеспечили кредитополучателям.
Буквально от написания заявления в банк и вплоть до получения денег участников проекта «ведут» наши специалисты. Это существенно облегчает задачу, ведь большинство населения, что называется, не знает, как в банке двери открываются. Пройдя же этот путь с помощником, эти люди теперь сами могут консультировать односельчан.
— На какие цели берут кредит барабинские крестьяне?
— В основном покупают сельскохозяйственную технику, но не только. Например, Сергей Петрович Лепиков взял 100 тысяч рублей на строительство животноводческих помещений, думает увеличить количество скота. Валерий Леонидович Климов — 30 тысяч на приобретение молодняка и кормов, Александр Геннадьевич Шутов — 150 тысяч на трактор. Уже купил, правда, подержанный.
Надеемся, что дальше работа пойдет быстрее, так как подключаются другие банки. Готов заняться кредитованием «Сбербанк», проведены переговоры с «Левобережным». Хотим, чтобы человек имел возможность выбирать, в какой банк ему обратиться, а банки боролись за клиента. Конкуренция всегда работает на пользу клиенту.
— Есть ли путь к кредитованию по проекту для СПК, колхозов?
— Разумеется. Кредиты в банке взяли уже шесть хозяйств. Все — на приобретение техники, потому что парк очень старый, а от этого идут миллионные затраты на запчасти, перерасход горючего, затягиваются сроки сельхозработ. О какой прибыли можно говорить в такой ситуации?
СПК «Колхоз «Барабинский» купил погрузчик, «КамАЗ», несколько тракторов, комбайн «Полесье». «Пригородное» — трактор, рулонный пресс-подборщик, упаковщик. Примерно такой же набор у «Берегового», «Устьянцевского». В общей сложности техники приобретено на двадцать миллионов рублей.
Кредитополучателей могло быть и больше. Но часто препятствием становится отсутствие залоговой базы. Целая дискуссия открылась: что из имущества колхоза или сельхозкооператива может считаться залогом, а что нет. Надеемся, что скоро тут будут расставлены все точки над «i»: губернатор дал поручение разработать областное положение о залоговом фонде. Тогда наверняка возрастет активность колхозов.
Конечно, всем нам хочется, чтобы поддержка крупных товаропроизводителей была более значительной. Государство в отношении колхозов явно пожадничало: им восстанавливается 2/3 ставки рефинансирования, и остаток (то, что за пользование кредитом приходится платить самим) довольно весомый. Надо бы уж помогать по полной, как это сделано в отношении владельцев личных подворий. Но все равно помощь ощутимая. По крайней мере, есть уверенность, что те шесть хозяйств, которые взяли кредит, останутся на плаву. А со временем к ним присоединятся еще пять-шесть. Глядишь, и выправится жизнь в деревне.
— Пусть так и будет.
— Ради этого и работаем.
На снимке: глава Барабинского района Сергей Яцун.