USD 101.9146 EUR 105.0464
 

Хотели как лучше, а получилось...

Виталий ЗЛОДЕЕВ. Фото автора.



Казалось, на этом фоне доклад ректора Новосибирского аграрного университета Анатолия Кондратова станет чем-то вроде нежеланного приложения. Не знаю, что испытывали члены совета, но не удивлюсь, если кто-то из них почувствовал себя слегка обманутым. Как и ваш корреспондент.

В начале своего выступления Анатолий Федорович в целом охарактеризовал кадровую ситуацию в сельском хозяйстве области. Как всегда наглядно, с демонстрацией диаграмм и графиков на больших экранах. И почти по всем позициям вырисовывалась невеселая ситуация. Если сказать в целом, то аграрный сектор, пожалуй, самый «необразованный» сегмент экономики нашей области. Из 88 тысяч человек, работающих в нем, лишь четыре процента имеют высшее образование, 13 — среднеспециальное, 41 процент, по словам ректора НГАУ, не имеют никакого образования. Все-таки под этими словами, наверно, стоит понимать: никакого специального, кроме средней или девятилетней школы.

Сокращается и количество специалистов среднего звена — опоры сельхозпроизводства. В 2005 году их число в штатах хозяйств сократилось на 1381 человека. Достаточно удручающая ситуация и с руководителями предприятий — у 15 процентов из них стаж руководства от трех до пяти лет, с уровнем образования тоже есть проблемы.

Завершив со статистикой, Анатолий Кондратов затронул самую злободневную тему сегодняшнего дня — подготовку молодых специалистов для села.

Для понимания этого вопроса, пожалуй, стоит вернуться на год назад. Прошлым летом многие средства массовой информации, в том числе и наша газета, давали оптимистические репортажи из стен аграрного вуза, во всех красках описывая первый — долгожданный — выпуск студентов-целевиков, которых готовили по заказу и на деньги области. 164 молодых специалиста отправились тогда к местам работы. Губернатор Виктор Толоконский, напутствуя ребят, одновременно обращался и к руководителям районов, директорам сельхозпредприятий с просьбой помочь освоиться молодежи, поддержать морально и материально. Увы, но сегодня можно констатировать, что блестящая затея на местах дала серьезные сбои. Подобно семейной лодке, суденышки перспективных агрономов, зоотехников и инженеров разбились о быт. Точнее, об отсутствие такового.

Около четверти «целевиков» уже покинули хозяйства, и, судя по приведенной Анатолием Кондратовым статистике, число отказников будет только увеличиваться. Ну а куда им деваться, посудите сами? Лишь один человек (напомним — из 164-х) получил зарплату 7000 рублей, двое — по пять тысяч, девять молодых специалистов — около четырех тысяч. Остальные меньше трех, а то и двух тысяч рублей. Никто(!) из ребят за год так и не получил субсидию на приобретение жилья. Этот факт вызвал особое возмущение губернатора:

— В нашем законе о предоставлении субсидий, — сказал Виктор Толоконский, — мы внесли только госслужащих и работников аграрного сектора. Я не раз выслушивал возмущения представителей других отраслей, но шаг был вполне осознанный — необходимо поддержать село. И что мы видим в итоге? Ничего! Открыто говорю, что сегодня мне стыдно за то, как мы потратили бюджетные деньги. Я настойчиво просил позаботиться о молодых специалистах, но ничего не сделано. Не может человек с мизерной зарплатой и без своего угла плодотворно работать, приносить пользу. Нужно что-то менять в системе набора целевиков, работать с конкретными хозяйствами, чтобы они сами решали, кто им нужен, а потом несли ответственность за свой выбор. Ситуация плохая, будем делать серьезные выводы.

Затем участники совета обсудили ситуацию вокруг учебного хозяйства НГАУ, которое, кстати, стоит в списке Правительства России на приватизацию в 2007 году. Анатолий Кондратов и директор учхоза Константин Першилин отметили, что если мы еще и учхоз потеряем, то о практической подготовке студентов-аграриев вообще можно будет забыть. Губернатор Толоконский заверил Константина Георгиевича, что неуправляемой приватизация не будет, в крайнем случае учхоз будет сохранен в виде предприятия на бюджете области.

В это верится, хотя и год назад казалось, что в кадровой политике аграрного сектора намечается перелом в лучшую сторону. Нынче еще 191 студент-целевик отправился со студенческой скамьи в самое «пекло» сельской жизни. Очень бы не хотелось, чтобы они повторили печальную судьбу первопроходцев. Ведь область стоит на пороге принятия судьбоносного закона «О государственной поддержке сельского хозяйства». Но будет ли он иметь смысл спустя несколько лет, если в село не станет прибывать «свежая кровь»?