Вниз с Елеонской горы
Правда, привезенную в Сибирь оливковую веточку, которая и сейчас стоит в вазочке на моем столе, я сорвала не на Елеонской горе, а на Поле пастухов вблизи Вифлеема, но все равно это было дерево, возраст которого знатоки оценивают в две тысячи лет, и потому подсохшая и скрючившаяся веточка мне дорога, как напоминание о чем-то очень важном и, увы, наверное, неповторимом.
Господь любил бывать на склоне Масличной горы и один, проводя время в посте и молитве, и с учениками, беседуя о Боге и отвечая на их вопросы. Здесь он дал им молитву «Отче наш». На том самом месте, где ныне стоит одноименный католический монастырь, о котором я рассказала в прошлый раз. На этом склоне начался его последний земной путь. От Гефсиманского сада, что в нижней части склона, близ потока Кедрон, где Иисус Христос, зная о предначертанной ему судьбе, молил Отца, прося, чтобы чаша сия миновала его. И здесь же, чуть ниже по склону, был предан одним из своих учеников и схвачен стражниками. Отсюда, с Елеона, Господь вознесся на глазах у пятисот свидетелей.
Что касается Крестного пути, то есть разные точки зрения на то, что считать отправным пунктом. Гефсиманию? Преторию, где томился Господь в ожидании своей участи? Резиденцию Пилата? А может быть, крестный путь начинается с самого рождения человека? Да и важно ли на самом деле искать отправную точку?!
Сегодня мы спустимся с Елеонской горы к потоку Кедрон, когда-то омывавшему границы древнего Иерусалима, правда, не по выбитым в горе ступеням, а по узенькой змееевидной асфальтовой дороге, на которой встречные такси разъезжаются с большим трудом.
Не успеваем сделать и десяти шагов по улочке вниз, как видим слева скромную кованую ограду с небольшой табличкой на ней. Калитка отворяется сама. В крохотном дворике никого нет. Оказывается, выходной день. Дверь, ведущая в интересующий нас объект, закрыта на замок. Это сооружение внешне абсолютно непримечательно. Праздный прохожий подумает, что это вход в обычный подвал. Через несколько дней, зайдя сюда вновь, мы все же попадем внутрь. Спустимся по не очень длинной, ступеней в пятнадцать-двадцать, лестнице в темный, ничем не освещенный проем, большой, судя по гулкому эху наших осторожных шагов, и окажемся в Гробнице пророков.
Читая в Библии о том, как умершего, умастив маслами на камне миропомазания и завернув в плащаницу, клали во гроб в пещере горы, я, как и многие, рисовала себе что-то отдаленно напоминающее сегодняшний обряд захоронения усопших. Древние гробы оказались совсем иными. Для человека высокого происхождения в пещере выдалбливалось каменное ложе, а для бедняка — небольшое, в полметра высотой углубление, выполненное в форме арки у самого пола пещеры. В Гробнице пророков эти гробы (всего их 47) расположены на небольшом расстоянии друг от друга, в ряд. Мы идем в кромешной тьме по коридору, и вспышка фотоаппарата на мгновение высвечивает скорбные ряды гробов по левой и по правой стенам. Признаюсь, находиться там тяжело, хочется как можно скорее подняться наверх, где солнечный свет и звуки: птичий писк, шорох колеблемой ветром листвы.
Для нас очень важно было посетить это место не только потому, что по преданию именно здесь были захоронены ветхозаветные пророки Захария и Малахия, но и потому, что хотелось представить, как выглядело место, куда Иосиф Аримафийский, слывший человеком уважаемым и состоятельным, по разрешению прокуратора Иудеи перенес тело Христа. Вы помните, что в Евангелии говорится: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею. И положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился». Сегодня Голгофа выглядит совершенно иначе. Находясь рядом с ней, укрытой сводом храма, трудно представить, что это была открытая вершина горы. И, заходя в саму Кувуклию, через придел Ангела ко Гробу Господню, укрытому плитой, также сложно мысленно перенестись почти на две тысячи лет назад и увидеть это место лишенным всего великолепного убранства, простой пещерой в горе. Но теперь мы знали, каким было последнее земное пристанище Господа.
В связи с этим вспоминается еще один эпизод. В один из дней мы заехали в селение Вифания, или по-другому Эль-Лазария, что в пригороде Иерусалима, и поднялись пешком по круто забирающейся вверх мощеной улочке к обычному, казалось, дому. Однако, спустившись по тесной лесенке вниз, попали, как говорят археологи, в другой культурный слой. Это место, где был похоронен Лазарь, тот самый, что известнее нам по Новому Завету. Недалеко отсюда располагался дом, где жили Лазарь и его сестры Марфа и Мария. Спустившись по ступеням, мы оказались рядом с небольшой пещеркой и помолились, ведь здесь произошло одно из самых знаменитых чудес, описанных евангелистами.
«И сказал: где вы положили его? Говорят ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как Он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него». Евангелие от Иоанна.
Мы идем дальше по дороге, ведущей с Елеона, и, повернув слегка направо, попадаем на площадку, облюбованную туристами со всего мира, японцами с их невообразимыми видеокамерами, американскими подростками в их неизменных шортах цвета светлого хаки (рождаются они в них, что ли!). Многоголосое собрание восхищенно гудит, любуясь великолепным видом на Старый город, открывающимся с этой точки. Чуть в отдалении от террасы, в тени высоких дерев, стоит небольшая католическая часовня, посвященная Плачу господню об Иерусалиме.
По преданию, здесь состоялся диалог между Господом и учениками о печальной судьбе Иерусалима. Ученики восхищались великолепием каменных строений вечного города, особенно потрясающей красоты храмом... «И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне, все будет разрушено».
В часовню, так же, как и в Гробницу пророков, мы попали лишь со второй попытки и смогли оценить чудные витражи и мозаику, сделанные на сюжеты, почерпнутые из Нового Завета. Курочка, бережно укрывающая распластанными до земли крыльями своих цыплят, лично мне напомнила такие строки:
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающих посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се оставляется вам, дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «Благословен Грядый во имя Господне!» Евангелие от Матфея.
И сбылось предсказанное. Менее чем через сорок лет после распятия Иисуса Христа город был разрушен римлянами. Иудея была постоянно бунтующей римской провинцией. Произошло очередное восстание, и римляне решили покончить с этим раз и навсегда.
Тит Веспасиан прислал три легиона солдат. Они окружили Иерусалим, в который в страхе сбежались иудеи со всех окрестностей с трех сторон. Один легион, имевший мощные метательные орудия, стоял на Елеонской горе, два других располагались справа и слева. Ни один человек не мог ни войти в город, ни выйти из него. После долгой осады разгневанные римляне ворвались внутрь, и не только сам город, но и его главная святыня, храм Соломона, были стерты с лица земли. От него не осталось ничего, кроме стены, которая просто подпирала храм, чтобы гора не осыпалась. Эта стена дожила до наших дней, она и зовется иудеями Стеной плача.
Разрушение Иерусалима была для древнего мира сродни вселенской трагедии. Наказание за то, что иудеи не приняли Иисуса Христа, оказалось страшным.
Последнее, о чем мне хотелось бы рассказать сегодня, — о фрагменте лестницы, выбитой в скале и сохранившейся с древних времен. По преданию, именно по ней Господь спустился с Елеонской горы к Золотым вратам, в которые имели право входить только цари и первосвященники. Если провести мысленную прямую линию, она пройдет от Стопочки, через монастырь Святой Пелагеи, где мы общались с отцом Иоакимом, и ниже, через православный монастырь Марии-Магдалины, прямо к Золотым вратам.
На снимке вы можете хорошо рассмотреть, какой была лестница во времена Христа. О чувствах очевидца скажу так: между тем, чтобы знать о существовании Святых мест и побывать в них, такая же разница, как между тем, чтобы любоваться на языки огня и опустить руку в живое пламя. Прикасаться к этим ступеням, признаюсь, поначалу страшновато. Как входить в чужой дом в отсутствие хозяина. Но если прикоснешься, ощутишь благодать, которая проникает в твою душу.
Подробнее о монастыре Марии-Магдалины мы поговорим в следующий раз.