В темноте, но не в обиде?
Анатолий Петрович уже более полувека занимается изучением взаимоотношений слепых со зрячими людьми. Сейчас пишет книгу «Записки слепого», в которой размышляет о том, что надо сделать, чтобы незрячие люди могли приносить пользу обществу и достойно жить среди зрячих людей, находя понимание и поддержку.
Сегодня мы публикуем в изложении отрывки из глав рождающейся книги — о том, что слепые и зрячие думают друг о друге, сталкиваясь «на перекрестках взаимоотношений». В одном из последующих номеров газеты мы расскажем о судьбе Анатолия Петровича Графова, который, несмотря на отсутствие зрения, сумел сделать свою жизнь яркой и полезной и на восьмом десятке лет продолжает «светить» людям.
Правила за пределами правил
Очень долго о слепых в полный голос не говорили, как будто их и не было. Но они были, есть и, к сожалению, будут. Несмотря на научные открытия в области офтальмологии, количество незрячих, к сожалению, не уменьшается.
Если вы зрячий человек, то наверняка встречались со слепыми. Вы никогда не задумывались, как вы ведете себя в их обществе? Конечно, родственники, друзья незрячих, а также работники специализированных учреждений и организаций имеют навыки общения с ними. Но другим людям очень сложно выбрать правильную линию поведения. Поэтому отношения слепых и зрячих носят в какой-то мере экстремальный характер, обусловленный слепотой. В них личностные качества проявляются ярко и за короткий срок. Чтобы выявить типичные реакции, мы провели исследование путем анкетирования, опроса, наблюдений среди зрячих и слепых.
Некоторые зрячие при встрече со слепым в силу незнания ведут себя очень эмоционально, порой бестактно. Говорят с ним, как с ребенком. Иногда говорят громче обычного. Обращаются не к нему, а к сопровождающему. Допускают ноты превосходства и переходят на ты.
Чтобы не допустить бестактности как с одной, так и с другой стороны, избегайте таких, например, фраз: «Ах, вы слепой? Какое несчастье! И давно? Лечились? И ничего невозможно сделать? Это ужасно — не видеть света, я бы лучше умерла, чем быть слепой».
Зрячий исходит из того, что слепому надо оказывать помощь в ориентировании, при передвижении, при посадке в городской транспорт. Но это не всегда необходимо и зависит от того, насколько слепой мобилен и насколько обстановка ему знакома. Мобильный слепой в конкретной ситуации может воспринимать помощь как навязчивость, а немобильный в той же ситуации — как невнимание к нему.
Забота, внимание, чуткость, такт и вместе с тем необходимая требовательность — вот из чего должны складываться взаимоотношения между слепым и зрячим. Грубость, резкость порождают дисгармонию в отношениях, вызывают недовольство. Необходимо руководствоваться мнением Сервантеса: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».
На улице
Слепые сетуют, что сложно передвигаться по улицам городов: «Асфальт разбит, ухабы, рытвины на тротуарах и пешеходных дорожках. Подземные переходы зачастую забиты киосками и толпами покупателей, через которые приходится пробираться с трудом. К тому же еще рекламные щиты на тумбах представляют опасность для незрячего. На пешеходной полосе выступающая часть щитов рекламы превышает ширину тумб, что приводит к ушибам головы, лица. А произвольные стоянки машин в местах, где передвигаются пешеходы... А открытые канализационные колодцы...»
По мнению водителей общественного транспорта, к сожалению, не часто можно увидеть, как кто-то из прохожих помогает слепому перейти улицу. Но переходить улицу с интенсивным движением транспорта слепому опасно! Помогите ему, а дальше он пойдет сам. Предложите взять себя под руку и идите на полшага впереди. Если же вы будете подталкивать его в спину, впереди себя, незрячий, естественно, будет испытывать неловкость. Да и со стороны это выглядит неприглядно.
Если вы заметили, что незрячий сбился с маршрута, не управляйте его передвижением на расстоянии: «Иди вправо, влево». Такое управление малоэффективно. Трудно предположить, что имеет в виду встречный пешеход, когда кричит «вправо»: то ли вправо от себя, то ли от слепого. А если это на кромке железнодорожной платформы или метро... В этом случае лучше крикнуть: «Незрячий, остановитесь!» Затем подойдите и помогите выбраться на нужный ему путь.
В магазине
По мнению продавцов магазинов, подавляющее большинство покупателей не возражают, чтобы незрячие обслуживались вне очереди.
Из ответа незрячего на вопрос анкеты: «Отягощает нервное напряжение, связанное с усилиями найти последнего в очереди, следить за ее продвижением, не потерять впереди стоящего. Трудно постоянно объяснять, что ты слепой».
Бывает и так: незрячий покупатель подходит к продавцу и, не предупредив его о своей слепоте, спрашивает: есть ли в продаже такой-то товар? Что можно купить из продуктов? Продавец с раздражением отвечает: «Смотрите, все перед вами, на витрине». Слепой в резкой форме повторяет вопрос или демонстративно уходит с видом обиженного. Продавец догадывается, что это был слепой, спохватывается, извиняется, чувствует себя неловко. Незрячий здесь явно не прав. Он не пояснил, что не видит, и поставил в неловкое положение продавца.
По мнению продавцов, было бы хорошо организовать обслуживание незрячих через стол заказов.
Женщинам — хуже
Слепым женщинам гораздо труднее, чем мужчинам. Умная, красивая незрячая студентка вуза поделилась своими мыслями: «Вы ведете речь о равноправном статусе слепого в обществе. Такого статуса не было и нет. Да и будет ли он, если сейчас в России пропагандируется культ сильного, конкурентоспособного человека? На мой взгляд, идеально было бы такое общество, в котором можно максимально приблизить положение слепого к положению обычного человека. Вот, например, моя официальная и личная жизнь — повседневное напряжение и преодоление. Я должна учиться лучше многих, знать лучше других. Если удастся найти работу, то работать лучше других, чтобы не обвинили меня в том, что я слепая. В личной жизни мне хотелось бы найти порядочного человека, иметь семью, детей. Но обстоятельства напоминают мне, что я слепая. Сомнительные субъекты проявляют притязания, чтобы «снять» меня, считая, что из-за слепоты я очень доступна. Мне приходится защищаться, бороться за свою независимость...»
Просящий жалок
Слепые, которые просят подаяние, уклонялись от нашего опроса. Кстати говоря, нищих слепых мало по сравнению с инвалидами других категорий. Большинство из них осуждает такой вид заработка. Один незрячий молодой музыкант рассказал о себе следующее: «Мне очень трудно далось решение играть в переходе. Долго пытался найти работу, но тщетно. У меня тяжело больна мать, живем вдвоем. Сознание положения нищего давит очень сильно. Если бы мне дали работу с нормальной оплатой, я бросил бы это занятие. Да, просящим быть тяжко, но это лучше, чем воровать или грабить».
Руководитель сельской общественной организации слепых, в прошлом экономист, написал в анкете: «Вся моя деятельность свелась к выпрашиванию гуманитарной помощи у банков, фирм, церковных служителей и так далее. Морально это очень тяжело. Приходится ломать себя. Успокаивает лишь сознание того, что это для моих подопечных, на ремонт жилья, приобретение топлива, одежды и обуви для ребятишек, даже на хлеб... Сейчас это называется «гуманитарной помощью», а в русском языке это называется сбором подаяния, милостыни».
Вопрос вопросов
Незрячие с горечью отмечали, что специализированные предприятия для слепых, по сути, разрушены и на работу туда не принимают. Организовать свое производство инвалиду по зрению очень трудно — почти на грани фантастики. Вопросом вопросов становится такой: как заработать необходимый производственный стаж, чтобы получать трудовую, приемлемую пенсию? Ответ чаще всего — безысходно- драматический. А для зрячих работа и трудовая пенсия — не проблема. В этом главное и несправедливое «ограничение» инвалидов по зрению, которое государственная власть могла бы устранить, если бы захотела.