«Восточная сказка» из Самарканда
Организаторы экспозиции рассказали, что шелковый ковер в старину называли «чудо-тканью», потому что с подарком-ковром от бабушки в дом молодых заглядывает сама красота, рукотворные узоры оберегали от злых сил семейный очаг. В Азии ковер — предмет роскоши, а шелковый, ручной работы, — изыск, но не принято в этом краю вешать ковер-картину на стену, он должен расстилаться по полу, чтобы рассматривать его переливчатый орнамент, ощущать мягкую нежность шелковых ниточек.
Интересная деталь. Каждый ковер ткут несколько девушек, их ловкие пальцы способны за две секунды сплести три замысловатых узла, самая важная операция у них — прибивание очередного ряда шелковых нитей к связанному. Так добиваются нужной плоскости ковра. У самой профессиональной ковровщицы в течение месяца получается только один квадратный метр рукотворного художества...
Новосибирцы и гости города, побывав здесь, увидели ковры, изделия из художественных тканей, костюмы, сотканные из шелковой ткани узбекскими мастерами. Пришли к выводу, что любая женщина будет охотно носить такую одежду: ткань экологична, выгодно подает фигуру. Привлек и батик художницы Натальи Пай. В ее работах — размах души, щедрость натуры.
До недавнего времени узбекские женщины считали своей прямой обязанностью готовить приданое подрастающей дочери. В него входили вышивки самого разного назначения, в том числе для украшения одежды женщины. И эта работа выполнялась не только членами семьи, но и соседками, родственницами, если поджимало время...
В первом зале — десятки цветных фотографий. Профессиональный фотограф Раиля Ханипова представляла работы своего коллеги из Ташкента Владимира Жирнова, который назвал свою экспозицию «Пространства и лица». Темы вечные — мир людей, женщины, цветы, дети. Что-то новое для себя откроют и те, кто однажды был в Узбекистане, и те, кто еще думает это сделать.
— Владимир Жирнов профессиональным фотографом стал более двадцати лет назад, — говорит Раиля Ханипова. — С 1985 года работал единственным штатным фотокорреспондентом в журнале «Саодат», крупнейшем по тем временам издании Узбекистана и Центральной Азии. Ежемесячный тираж журнала был более миллиона экземпляров...
Владимир Жирнов участвовал в различных фотовыставках, проходивших в России, США, Швейцарии, Германии, Турции, Японии и других странах. Основные предпочтения Жирнова — фотожурналистика, жанровые портреты, пейзаж, а в последние годы — компьютерные коллажи.
На снимках: Раиля Ханипова; многоликий шелк; фоторабота Владимира Жирнова.