Сверхзадачи «Большой восьмерки»
В саммите принимали участие президент США Джордж Буш, президент Франции Жак Ширак, премьер-министр Великобритании Тони Блэр, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Канады Стивен Харпер, глава итальянского правительства Романо Проди, премьер-министр Японии Дзюньитиро Коидзуми и Президент Российской Федерации Владимир Путин.
В основной день саммита G8, в воскресенье, лидеры «Большой восьмерки» поддержали предложение России создать на ее территории центр Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с птичьим гриппом для стран Евразии и Центральной Азии, чтобы расширить возможности мирового сообщества по борьбе с этим заболеванием. Также был утвержден документ «Глобальная энергетическая безопасность», в котором, в частности, указано на необходимость увеличения транспарентности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков. Кроме того, был принят документ «О борьбе с инфекционными заболеваниями», в котором лидеры G8 призвали к международному сотрудничеству в этой области. Согласно документу необходимо скоординировать работу в области здравоохранения, обеспечить доступ всех стран к информации об исследованиях в области инфекционных заболеваний.
Также были приняты следующие документы: «Образование для инновационного общества в ХХI веке», «О борьбе с коррупцией на высоком уровне», «О борьбе с интеллектуальным пиратством» и «О борьбе с контрафактной продукцией», «О торговле», «О работе со странами Африки».
Кроме того, лидеры стран «Большой восьмерки» осудили терроризм во всех его формах и приняли декларации «О борьбе с терроризмом», «О сотрудничестве и будущих действиях по стабилизации и восстановлению» и заявления «группы восьми» «Об укреплении программы ООН по борьбе с терроризмом». Также приняты заявления о нераспространении оружия массового уничтожения и о ситуации на Ближнем Востоке.
По итогам саммита Президент России Владимир Путин провел пресс-конференцию для журналистов. С некоторыми вопросами и ответами на ней мы решили познакомить наших читателей.
ВОПРОС (радио «Би-би-си»): — Господин президент, что Вы считаете главным достижением этого саммита? И что, Вы считаете, этот саммит сделал для имиджа России за границей?
Владимир ПУТИН: — Что касается имиджа России за границей, то это будет зависеть в том числе и от вас. Мы пытались наилучшим образом исполнить наши обязательства в рамках «восьмерки». Мы выбрали, как нам казалось, — и мы сейчас убедились в том, что это был правильный выбор, — несколько ключевых вопросов международной повестки дня. И если говорить о главном итоге, то он заключается в том, что нам удалось согласовать подходы в решении этих проблем.
Я уже говорил вчера, что, например, по проблеме энергобезопасности мы впервые сформулировали ее таким образом, что включили в это понятие не только безопасность потребления, безопасность получения энергоресурсов, но и безопасность средств доставки и безопасность реализации. Мы впервые поставили вопрос и нашли понимание у наших партнеров о необходимости обеспечить безопасность энергетической инфраструктуры. Вот все это плюс решения, связанные с наращиванием усилий по борьбе с инфекциями.
Для нас, например, для России и для нашего региона, важно, что у нас, в России, будет создано два института: первый — лаборатория по штаммам инфекций, что крайне важно, и второй — центр по производству лекарств для больных СПИДом для Средней Азии. Для нас это важно вдвойне, потому что Средняя Азия — это наши соседи, наши самые близкие партнеры, имея в виду, что они члены СНГ.
Для глобального развития очень важная была дискуссия по мировой торговле. Хороший вклад в дискуссию по энергетике внес сегодня и господин эль-Барадей. В общем, мы считаем, что саммит удался.
ВОПРОС: — Господин президент! В первую очередь разрешите от всего журналистского корпуса поблагодарить Вас за то, что Вы нас обеспечили штормовками и ветровками, потому что саммит распался на две части — солнечную и дождливую. Поскольку я американист, я хочу Вам задать такой вопрос. Если взять за сто Ваши личные отношения с президентом Бушем, которые, мы еще раз убедились на этом саммите, находятся на очень высоком уровне, как Вы расцениваете в рейтинговом плане российско-американские отношения? И если есть «ножницы», чем объясняются они и как Вы боретесь за то, чтобы их ликвидировать?
Владимир ПУТИН: — «Ножницы», конечно, есть. И они объясняются тем, что далеко не все люди в наших странах готовы и могут посмотреть в будущее. К сожалению, есть еще и такие структуры, такие силы, которые руководствуются соображениями прошлого, не XXI, а еще XX века. Которые живут и питаются идеями еще третьего противостояния. К сожалению, это так — и мы это частенько видим, встречаемся с этим.
Но президент Буш неоднократно подчеркивал, и я с ним полностью согласен, что у нас кардинальным образом поменялись отношения. Мы не только перестали быть врагами, мы уже не считаем друг друга противниками. И ход дискуссий вчера и сегодня, кстати говоря, показал, что у нас во многом очень близки позиции. Нужно просто уметь откровенно и профессионально работать. Причем, защищая свои собственные национальные интересы, мы всегда можем найти такой способ решения этих вопросов, который не ведет к конфронтации, а ведет к поиску компромисса.
ВОПРОС (газета «Коммерсантъ»): — По информации из некоторых западных источников, за похищением израильских солдат может стоять не только «Хезболлах», но и целые страны. Например, Сирия. Как Вы считаете, освобождение израильских солдат может остановить этот конфликт или ситуация уже вышла из-под контроля?
Владимир ПУТИН: — Я думаю, что ситуация не вышла из-под контроля. Но уверенности в том, что возвращение солдат остановит конфликт, у меня тоже нет. Но она контролируется — это точно. Вот, пожалуй, и весь ответ. Но нам очень хотелось, чтобы как можно быстрее добились возвращения похищенных людей и чтобы было остановлено кровопролитие.
ВОПРОС (Вячеслав Терехов, Интерфакс): — Скажите, пожалуйста, вчера, по-моему, Кофи Аннан говорил о том, что международные силы будут фактором стабилизации ситуации около Ливана. Тони Блэр конкретнее сказал, что без войск вообще не остановить конфликты и нельзя их разъединить. Будет ли рассматривать Россия вопрос об участии, если Совет Безопасности примет это?
Владимир ПУТИН: — Россия принимает участие в миротворческих операциях постоянно. И мы не отказываемся от участия в операциях подобного рода в будущем. Если говорить о данной конкретной ситуации, то речь идет вот о чем. «Восьмерка» обращается в Совет Безопасности ООН с просьбой рассмотреть возможность направления в Ливан международных сил по поддержанию мира. Но только Совет Безопасности ООН может принять это решение и в соответствии с международным правом и процедурами, предусмотренными для такого рода случаев в Уставе Организации Объединенных Наций. Это, кроме всего прочего, требует и согласия всех сторон, вовлеченных в конфликт. Я надеюсь, что Совет Безопасности проведет необходимую работу и примет согласованное решение. Пока нет никакого еще решения по направлению миротворческих сил. Когда будет это решение, мы тогда будем смотреть, принимать нам участие именно здесь или не принимать.