USD 105.0604 EUR 110.4943
 

«Дети рождены творцами»

Беседу вела Любовь КОЛОМЕЕЦ.



Даты значительные и знаковые, как и место Митина в культурном контексте города.

— Валерий Тимофеевич, сегодня, и в общем-то давно, вы известны как талантливый музыкант-педагог, просветитель и пропагандист классической музыки, а также сочинений старейших сибирских композиторов. С чего начинался ваш музыкальный путь?

— Музыку я полюбил, что называется, с первого звука, в раннем детстве. Особенно мне нравились народные песни и, конечно же, песни наших замечательных композиторов советского времени, на которых мое поколение, собственно, и выросло. Никогда не забуду проникновенное исполнение Лидией Руслановой «Липы вековой». А какие душевные и содержательные были песни «Одинокая гармонь», «Вечер на рейде», «Темная ночь», «Катюша», «Подмосковные вечера»… Жаль, что сейчас они по радио если и звучат, то крайне редко.

— А как стали профессиональным музыкантом?

— Считаю, помог случай. Ведь мы жили в далеком амурском селе, где и гармонь-то была редкостью, не говоря уж о пианино. Однажды мой отец, читая газету «Амурская правда», натолкнулся на объявление о наборе в благовещенскую школу музвоспитанников мальчиков одиннадцати лет с музыкальными способностями. А поскольку к технике я особо не тянулся, решение отца было однозначным: «Мать, вези-ка сына в эту музыкальную школу, там его место, там ему и петь»… Приемная комиссия определила меня в духовики, сначала на баритон, а позже — на тромбон.

— Но вы стали пианистом?

— Действительно, в нашей школе готовились музыканты, которые были призваны пополнять военные духовые оркестры. Но, к моему счастью, нас учили и игре на фортепиано. Я же, как только увидел и услышал этот инструмент, полюбил его до самозабвения.

В 1962 году наша школа, как, впрочем, и другие подобные «школы музвоспитанников» (их в Союзе было 16), была расформирована. И передо мной остро стал вопрос, где учиться дальше? Мне снова повезло: я сумел поступить в благовещенское музыкальное училище, которое закончил за три года с отличием. Государственная комиссия рекомендовала меня в вуз, и я выбрал Новосибирскую консерваторию. В 1970 году успешно окончил ее и был призван на год в ряды Советской армии. Вернувшись, навсегда связал свою жизнь с Новосибирском. Женился. Светлана тоже музыкант-педагог и певица. В 1974-м у нас родилась дочь Маша...

— С привязанностью к музыкальной педагогике сразу определились?

— В общем-то, да. Моя профессиональная деятельность главным образом была связана с двумя учебными заведениями — детской музыкальной школой № 7 и музучилищем. В школу я пришел будучи совсем молодым — девятнадцатилетним — человеком. Причем я учился и работал одновременно. А по окончании консерватории меня пригласили в училище. Сначала концертмейстером, затем — заместителем директора по учебной работе, в 1976 году я был назначен директором училища. Это были плодотворные годы: я был полон творческих сил, много сам играл как пианист, в том числе и с симфоническим оркестром нашей филармонии, и в училище все кипело и бурлило. В ту пору среди учреждений культуры и искусства по ряду профессиональных направлений оно шло в авангарде. С гордостью могу констатировать, что тогда в училище действовали первоклассные творческие коллективы — академический хор и джаз-оркестр, были также народный, духовой и камерный оркестры. Именно тогда воспитали мы и первых лауреатов международного конкурса скрипачей — Теслю и Мальцеву...

Однако без малого через пятнадцать лет я принимаю решение вернуться в родную музыкальную школу, в которой и работаю с большим удовольствием по сей день.

— Это не стало снижением творческой планки?

— Ни в коей мере: именно здесь я наконец смог заняться исследовательской и научной работой. В этой сфере у меня уже накоплен неплохой материал. Удалось также издать нотные сборники старейших сибирских композиторов – Невитова, Денбского, Новикова, выпустить книгу «Сибирь дарила вдохновенье», а для юных пианистов — учебное пособие. Много делается коллективом школы в музыкально-просветительской сфере. В настоящее время у нас действует 8 творческих коллективов. Школа прошла аттестацию и аккредитацию на высшую категорию.

— Вы так много успеваете: коллеги восхищаются вашей работоспособностью и организаторским даром... Как вам это удается?

— Честно скажу, я люблю делать сразу много дел. Люблю заниматься одновременно несколькими творческими направлениями. Так не скучно, постоянно чувствуешь себя в напряженном ритме. Вот сравнительно недавно сыграл два сольных концерта и написал ряд статей для консерватории, к ее 50-летию.

— Валерий Тимофеевич, несколько общий, но важный вопрос: какова сегодня перспектива музыкальных школ? Не остались они в определенном смысле на обочине жизни?

— Откровенно говоря, сегодня музыкальная школа нужна как никогда. Ибо она не только обучает музыке, но, главным образом, воспитывает нравственно, чем спасает детей от пагубного влияния и массовой культуры, и улицы. Сегодня музыкальная школа, если хотите, является своего рода той спасительной обителью, где дети находят для себя эстетические интересы, а главное — они могут себя реализовать творчески.

— И это востребовано?

— Должен сказать, что сегодня с набором детей стало даже более благополучно. В частности, и потому, что мы тоже не стоим на месте, развиваемся. У нас открылось новое электронно-цифровое музыкальное отделение, где ведется обучение на компьютере по музыкальным программам, на синтезаторе. Желающих здесь учиться — хоть отбавляй.

А проблемы, они, конечно же, есть. Особенно с набором на традиционные музыкальные инструменты — скрипку, виолончель, баян, аккордеон, фортепиано. Как ни странно, помехой в этом деле нередко выступают родители. Подчас именно они препятствуют обучению своих детей в музыкальной школе: «Зачем это тебе? В жизни не пригодится!» Парадокс, но это так. А одаренные дети все равно тянутся к своему, свыше данному призванию... И мы стараемся им в этом помочь. Через тесную связь с общеобразовательной школой. Так, например, у нас установились плодотворные контакты со школой № 75, где мы уже создали духовой оркестр и ведем обучение на народных инструментах. Сотрудничаем мы также с белорусским культурно-просветительским центром. И в рамках этого сотрудничества уже второй год оказываем шефскую помощь школе-интернату в Мошково.

— Ваше творческое кредо?

— Если говорить о профессиональной работе коллектива школы, то наше кредо заключается прежде всего в развитии массового коллективного музицирования детей и педагогов. Именно поэтому у нас в школе много действующих творческих коллективов. Ведь мы готовим в первую очередь не музыкантов-профессионалов (для этого есть специальные лицеи и колледжи), а просвещенных, активно музицирующих любителей музыки. К примеру, наши выпускники, поступившие в технический университет, играют там в эстрадно-джазовом оркестре. Важное значение в педагогическом процессе мы отводим развитию индивидуального творческого начала детей.

Современные дети, скажу прямо, не очень-то склонны сидеть за инструментом и часами учить гаммы, этюды, сонатины. Им хочется живого творчества и зримых сиюминутных творческих результатов. Должен заметить, что наряду с высоким профессионализмом нашей отечественной музыкальной педагогики многие десятилетия ею недооценивался фактор самостоятельного творчества детей. Вспомним хотя бы строжайший запрет педагогов-пианистов, который категорически не позволял детям подбирать по слуху мелодии из-за боязни испортить постановку рук на фортепиано. В результате этого мы нередко являемся свидетелями, когда профессиональный пианист, играющий Первый концерт Чайковского, не может сыграть по слуху популярную песню. Это же нонсенс!

Вот почему надо детей в обязательном порядке учить умению подобрать по слуху любые мелодии, сочинять собственные, играть их на инструменте, да еще с басовой партией. Когда ребенок увидел, что только что воссоздал мелодию или сочинение, да еще подобрал к нему аккомпанемент, — это уже есть успех и радость творчества. После этого он будет еще с большим рвением заниматься и на инструменте.

Всемерно развивать у детей творческие навыки и способности — это наша главная цель. Если говорить о моем личном творческом кредо, то оно заключается в целеустремленной пропаганде классической музыки, творчества сибирских композиторов, в развитии научной музыковедческой мысли. Одним словом, мое кредо — это музыкальное просветительство.