Как сократить миграцию сельской молодежи
За комментариями мы обратились к депутату Государственной думы Лиане ПЕПЕЛЯЕВОЙ.
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в социальной сфере села препятствует, по мнению депутата, формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. За последние 15 лет в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг.
Неблагоприятная демографическая ситуация, которая способствует сокращению численности сельского населения, в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение, сложившееся в кадровой сфере села.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закреплению их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена новая редакция федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, обеспечения доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
На втором этапе программы (2007 — 2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Согласно утвержденным в конце апреля этого года Правительством Российской Федерации Правилам право на обеспечение жильем имеют:
молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст не превышает 30 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям:
один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности;
нуждаются в улучшении жилищных условий;
молодые специалисты, граждане Российской Федерации в возрасте не старше 30 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие следующим условиям:
работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией;
постоянно проживают или изъявили желание проживать в сельской местности;
нуждаются в улучшении жилищных условий.
Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов могут быть направлены на приобретение жилых помещений, в том числе на вторичном рынке жилья; на строительство жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилых домов; на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома.
Субсидии на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации в размере не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. При этом расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для определения размера субсидии, определяется, исходя из размера общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности (33 кв. метра — для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра — на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации на первый квартал года, в котором выдается свидетельство, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Субсидии предоставляются на условиях участия в финансировании (софинансировании) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и граждан. При этом устанавливается, что доля субсидий из федерального бюджета составляет не более 30% расчетной стоимости строительства или приобретения жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств, привлекаемых гражданами, составляет не менее 30% расчетной стоимости жилья, а оставшаяся доля средств выделяется из бюджета субъекта или местного бюджета. В качестве участия в софинансировании субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе предоставить гражданину объекты незавершенного жилищного строительства, находящиеся в их собственности и свободные от обременений.