Нужна современная пьеса? Женщины решают всё!
Таков уж корпоративный «заговор чувств» сегодняшних сочинителей. Компетентный исследователь вопроса пишет в «Петербургском театральном журнале»: «Современные молодые художники (драматурги. — Л. Г.) словно отдыхают от присущих искусству больших духовных измерений, небесам идеала предпочитая землю обыденности, глубинным противоречиям бытия — лежащие на поверхности конфликты быта. Добро и зло у них часто меняются местами, а ещё чаще смешиваются до полной неразличимости. /.../ Тем, кстати говоря, и удобны, кроме прочего, сериалы и антрепризы, что в них неразвитое «детское» сознание может уйти от больших ценностных проблем. /.../ Таким образом, не первый раз в истории порвалась связь времён. И этот разрыв опасен утратой основ духовной культуры, утратой способностей и навыков нравственного анализа и оценки, трагического созерцания-переживания».
Итак, подельщики драматических текстов в разрыве связи времён упорствуют. Практики сцены в ответ на их предложения безмолвствуют. Или изредка решаются на постановки — и за исключением «раскрученных» модных артефактов шоу-бизнеса терпят ощутимое фиаско. Иллюстраций этого достаточно и в Новосибирске. Их нетрудно было бы перечислить, однако куда с большей охотой хочется поведать уважаемой публике о появляющихся в родном городе обратных примерах.
Мобильность проявила антреприза: театральное содружество «Комедион», объединяющее нескольких актёров театра «Глобус», представило зрителям пьесу нового новосибирского автора Аллы Аловой — «Женщины решают всё». Публика приняла спектакль тепло, а у критиков и журналистов появился повод отметить некое свежее веяние в сценической жизни. Думается, случай удачного отхода от сложившейся репертуарной практики будет иметь продолжение.
Пожалуй, уже по названию ясно, что пьеса создана в целом по общепринятым правилам антрепризной игры: немного действующих лиц с численным перевесом женского пола. Почти классицистические единства: персонажи выясняют отношения в присутствии всё одного и того же дивана (места) и в рамках всего одного событийного «прогона» (времени и действия). Жанр — комедия (куда уж ещё грузить тянущегося на душевный антрепризный огонёк зрителя сценическим умножением жизненных драм? Пусть расслабится!). И конечно, комедия бытовая — в нашу эпоху перемен и вселенских катаклизмов «кремовые шторы» домашнего уюта стали для нас символом исканий тепла и человечности.
Но при этом соблюдении антрепризного стандарта пьеса «Женщины решают всё» даёт актёрам и режиссёру достаточно игрового «воздуха», возможности на маленьком пятачке «портативной» сценической площадки воссоздать объёмные, живые характеры не условных антрепризных персонажей-амплуа, а реальных, современных женщин. Сколько мы знаем таких одиноких заботливых мамаш, как Елена (Наталья Орлова), тянущих бытовой воз за себя и за взрослеющую дочь без обречённости, а с тем жизнеутверждающим пылом надежд на лучшее будущее, которые сделали российскую женщину приманчивой загадкой для современной западной цивилизации! И разве не наша хорошая знакомая — тип Ксении (Галина Яськова), удачливой, хваткой специалистки по заграничным мужьям, но в своих светских успехах отнюдь не утратившей обаяния любительницы стихов Анненского и верной, понимающей всех куда глубже психоаналитика подруги?..
В лихо закрученных зигзагах сюжета (сама автор пьесы называет её любовным триллером) щедро разбросаны типичные, знакомые зрителям, но обычно незамечаемые авангардными авторами драматические реалии. Сколько их разразилось над нашим обществом и породило массу психологических коллизий! Их густой замес новый новосибирский автор выстраивает в лихо завихренный комедийный сюжет, виражи которого не дают ослабеть зрительскому тонусу слежения за, казалось бы, камерным действием. Но и с нравственным анализом ценностных проблем, и с основами духовной культуры у автора на этот раз, можете мне поверить, всё в порядке.
Такая нацеленность драматургического материала на объёмность судеб и характеров становится объяснимой, если учесть, что Алла Алова — это псевдоним, а на самом деле автор пьесы — Анна Потапенко, много лет проработавшая актрисой «Красного факела». Объяснимо, что, взявшись за перо, она куда лучше многих современных драмоделов чувствует и понимает не умозрительно выстроенные, а живые законы сцены, профессиональные потребности существования актёра в роли. И ещё по этой работе лишний раз можно убедиться, что никакой канон и никакая нормативность, никакой скромный набор исходных антрепризных ограничений не могут помешать лёгкому игровому дыханию автора, коль скоро Анна Потапенко как сочинитель им обладает.
Хотя именно эта лихость, современная стремительность письма и становится некоторой неразрешённой проблемой для самой — осуществлённой уже — постановки.
Режиссура Евгения Калашника, игра исполнителей, особенно в начале спектакля, выдают куда более тяжеловесные, чем у драматурга, оценки, этакий чрезмерный «переживательный» нажим. Все эти мхатовские паузы исполнительниц (например, чрезмерно угрюмые и нервные реакции дочери Елены Юли (Евгения Краснова) при первом появлении) создают жанровую чресполосицу. Начиная действие как тяжёлую драму — а драматических коллизий вроде потери желанного ребёнка в предшествующей жизни, о которой вспоминают героини, хватает! — исполнители всё равно подчинятся комедийно-триллерным законам построения этого сюжета.
Несколько коробит сценическая бедность оформления — не столько фактическая, сколько скудная на выдумку, на игровой ход. Осложняет пластическое существование героев своей неудобностью, невыразительностью и принципиальной «необыгрываемостью» фронтально водружённый на сцене громоздкий диван. При всём уважении к пошиву, мягко говоря, неадекватно смотрится объявленное произведением «от кутюр» платье Ксении с вытянувшимися кое-где нитками люрекса... Всё это на вплотную приближенном к зрителю антрепризном пространстве детали значимые, важные, как точность фактуры в кинокадре.
Есть в спектакле постановочные несоответствия и подосаднее. Герой Евгения Калашника появляется на сцене углублённым в себя резонёром, почти философом, сосредоточенным на своих мыслях. Он уж чересчур монотонен и однообразен, хотя и абстрактен и загадочен. И хорошо бы, да только из действия и по рассказам становится известно, что мужчина перед нами — не родня навеянного питерскими миражами Фарятьева, а уроженец юга и успешный предприниматель, и компанейский парень, способный с молодой подружкой «завеяться» на дискотеку. Не зря же им увлечены и зрелая Елена, и зелёная Юля... А на деле перспектива роли Олега не соответствует явленной сценической данности...
Итак, проявив чуткость к насущным запросам театральной конъюнктуры, пайщики антрепризы сделали удачный репертуарный выбор. Однако эстетический результат работы над новой пьесой новосибирского автора воочию подтвердил: интересный сценический материал обязательно потребует от постановщиков и исполнителей адекватной культуры воплощения. Надеемся, что «Женщины решают всё» Анны Потапенко и те её пьесы, которые последуют, внесут свою лепту в то, чтобы новосибирские театры обрели реальное, а не условно-сценическое дыхание сегодняшней жизни во всей её сложности, но без «чернухи» и без забвения больших духовных измерений. А самое главное — воплощали этот современный пульс жизни культурным сценическим почерком.