Голова знает, что делать рукам
Начало пути
Михаил Санович Дымшиц родом из Белоруссии. Отец его — рабочий-текстильщик. В семье росло шестеро детей. Стремление к знаниям было столь велико, что Михаил после окончания техникума, не раздумывая, поступил в Харьковский авиационный институт. В марте 1940 года молодой специалист Дымшиц прибыл в Новосибирск и стал работать в отделе главного конструктора завода имени Чкалова. Отдел имел сокращенное название СКО (серийный конструкторский отдел). Здесь начинал свой путь и Олег Константинович Антонов — создатель знаменитых «АНов».
Война пришла на завод эшелонами с людьми и оборудованием, эвакуированным из западных областей страны, и превратила его в большую строительную и монтажную площадку. Создавались новые цеха, реконструировались старые.
Много лет спустя Михаил Санович, будучи в ранге заместителя главного инженера предприятия, вспоминал, в каких тяжелейших условиях приходилось это делать. Три с половиной тысячи заводчан ушли на фронт. Строительство велось на болотистой местности среди берез и кустарников. С годами он не переставал удивляться, восхищаться и преклоняться перед людьми, которые не были специально образованы, тепло одеты и досыта накормлены, но сделали то, что от них требовала обстановка. От этого военного лихолетья через всю свою жизнь пронес Дымшиц свое уважение к рядовым труженикам. Незаживающей раной осталось для него известие о гибели родителей, брата и сестер.
Организовать серийное производство и обеспечить его конструкторское сопровождение было неимоверно трудно. Сегодня даже не верится, что завод выпускал по 25 — 28 истребителей в сутки — полк в день!
«Я был вместе с этими людьми и вместе с ними радовался их успехам, — вспоминал Михаил Санович. Он рассказывал не о себе, а о встречах с людьми, в том числе и такими, как известный авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев, легендарный летчик и наш земляк Александр Покрышкин, генеральный конструктор Павел Осипович Сухой, это уже позднее. — Все они были разными людьми, но схожи в одном — каждый отдавал всего себя любимой работе и делу, которому служил».
Первые реактивные
Непросто складывалась судьба предприятия в первые послевоенные годы. Производство самолетов приостановили, но ни один специалист не был сокращен. Это позволило уже весной 1949 года успешно выполнить важное государственное задание — поднять в небо первый реактивный истребитель «МиГ-15». Инженерно-технический состав завода пополнился молодыми работниками. Их предстояло многому научить, а сроки выпуска самолетов были предельно сжаты. Пришлось Михаилу Санычу проявить все свои знания конструктора и умения организатора.
В 1950 году он становится начальником серийного конструкторского отдела. О работе конструкторов завода говорят самолеты, запущенные в серийное производство — в 1952 году «МиГ-17», а в 1956-м — «МиГ-19». Выпуск их требовался в больших количествах, а готовность производства не достигла должного уровня, опыта было мало. Брали трудом до седьмого пота, интуицией, экспериментированием. Приходили на работу рано утром и возвращались домой к полуночи, работали по выходным, зачастую не знали, что такое обычный отпуск.
Завод работал круглосуточно в трехсменном режиме. М. С. Дымшиц участвовал в решении всех ключевых вопросов производства самолетов. Стиль работы Михаила Сановича с ведущими конструкторами заключался в доверии им решения и простых, и сложных вопросов. Он всегда стремился воспитать в каждом способность иметь свое техническое мнение. Он считал, что ведущий конструктор — это тот человек, который поможет провести техническую политику главного конструктора не только в пределах предприятия, но и у смежников, и у представителей заказчика. Такими специалистами стали инженеры СКО Борис Неустроев, Александр Ракан, Геннадий Грачев и другие.
Говорят, что лучший учитель тот, кто и сам умеет, и дарит это умение своим ученикам, — таким и был М. С. Дымшиц. Накопленный опыт, высокая квалификация специалистов и рабочих позволила предприятию перейти к выполнению еще более сложных задач.
Быстрее звука
В разгар холодной войны, когда с нашей страной пытались разговаривать только с позиции силы, обстановка настоятельно требовала от отечественной авиапромышленности расширения работ по созданию истребителей со скоростями, намного превышающими звуковые. Поэтому завод имени Чкалова приступил к сотрудничеству с ОКБ, возглавляемым П. О. Сухим, которое проектировало совершенно необыкновенные для того времени быстрокрылые машины. Для их серийного производства требовалась почти полная перестройка производства. К тому же, как резонно отмечал Сухой, конструкторы его ОКБ лишь замесили «тесто», а суметь испечь из него «пироги» — дело производственников. В роли главного пекаря пришлось выступать Дымшицу со своими конструкторами. «Пироги» получились что надо — истребители-перехватчики «Су-9», «Су-11», а также «Су-15» со свойствами бомбардировщика, штурмовика и истребителя-перехватчика. В конце 50-х — начале 60-х годов только вдоль наших южных границ авиация НАТО совершала около десяти тысяч вылетов ежегодно. «Пироги» были эффективным средством для надежной защиты наших воздушных границ.
С 1963 года Михаил Санович — заместитель главного инженера предприятия. Его высокий авторитет опирается не только на огромный талант, доскональное знание дела, но и ровное, уважительное отношение к окружающим. Его кабинет всегда открыт для посетителей, а секретарь лишь информирует, кто у него в данный момент находится.
Как главный конструктор завода М. С. Дымшиц пользовался полным доверием генерального конструктора Павла Осиповича Сухого.
Конструкторы серийного отдела самостоятельно проводили целый ряд сложных доработок изделия. Старая истина — все непросто в авиации, здесь нет мелочей! На каждом собираемом самолете происходит масса конструктивных изменений, связанных с его модернизацией, уменьшением полетного веса, устранением дефектов, выявленных при эксплуатации и по результатам разного рода испытаний. Например, такой случай: при стрельбе образовалась трещина на крепежном элементе пушки. Конструктор принял решение об изготовлении его из более прочного материала. Но интуиция главного подсказала, что этого недостаточно. Он настоял на проведении специспытаний, которые подтвердили его правоту. Главный конструктор не боялся идти на риск, если считал, что он оправдан.
А как он проводил производственные совещания! В назначенное время, коротко и по-деловому. Новая техника ставила перед заводскими инженерами сложные вопросы и даже загадки. Михаил Санович старался выслушать мнение каждого приглашенного, даже если тот этого не хотел, и находил самое оптимальное решение, можно сказать коллективное.
Эрудиция, память и знания Михаила Сановича были поразительными. Спрос за выполнение принятого решения был всегда строгим. Не умоляя заслуг производственников, главный конструктор помогал им правильно понять суть технической политики: серийное конструкторское бюро — это голова, а производство — это руки. Только голова знает, что делать рукам. Но голова и руки должны принадлежать здоровому и дееспособному организму.
Судьбоносное серийное
Дерзкую по своему замыслу идею — управлять аэродинамикой самолетов непосредственно в полете — реализовал самолет «Су-24» с изменяемой геометрией крыла. Производство этого изделия началось в 1971 году. Оно стало судьбоносным для завода. В нем было сконцентрировано все новое, чего достигла авиационная и не только авиационная наука. Этот самолет стал техническим университетом для всех, кто принимал участие в его создании. Он до сих пор находится на вооружении не только у нас, но и за рубежом. Достаточно сказать, что он может летать на сверхзвуковой скорости у самой земли с автоматическим преодолением рельефа местности.
Это изделие потребовало от заводчан не только глубоких знаний, настойчивости, но и умения строить свои деловые отношения с многочисленными поставщиками материалов и комплектующих. Наступал период интенсивного производства. Трудовое напряжение было максимальным. Потенциал главного конструктора позволил успешно решать труднейшие вопросы серийного производства. На вопрос «Устает ли он от такой нагрузки?» Михаил Санович как-то сказал:
— Я не устаю от нормальной работы, я устаю от бестолковости.
Он любил работать с умными людьми. В условиях жесткой командно-административной системы руководства предприятием он всегда оставался интеллигентом, но при этом не был и белой вороной. Когда приходилось ругаться, он делал это так по-интеллигентному изощренно, с добрым юмором, что его «соленые» выражения сегодня звучат в наших ушах поэзией, по сравнению с тем что доносят до нас иные телепередачи. Дымшиц великолепно владел словом. Когда при заводском музее открылся клуб деловых встреч «Собеседник», то первым гостем его был главный конструктор. Зал был переполнен. Заводчане знали, о чем спрашивать Михаила Сановича.
— Что такое счастье?
— Это то состояние, когда утром с желанием идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой.
Спрашивали его обо всем — о книгах, а театре, о любви и воспитании детей.
— Как можно воспитывать двух мальчиков, если утром, когда уходишь на работу, они еще спят, а приходишь вечером — они уже спят?
Тогда можно было воспитать. Старший сын Михаила Сановича стал врачом (пошел в мать), а младший — инженер-самолетостроитель.
Завод был для Михаила Сановича вторым домом. Сегодня на фасаде этого дома три ордена — Ленина, Трудового Красного Знамени и Октябрьской Революции. В этом году завод имени Чкалова отмечает свое 75-летие. Сорок шесть лет проработал на нем Михаил Санович Дымшиц. У него тоже три ордена — два Трудового Красного Знамени и орден «Знак Почета».
Настоящим чкаловцем останется он в нашей памяти.
На снимках: Михаил Дымшиц; выпускаемые предприятием самолеты.