USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Смеющееся солнце, голубая речка и желтый песок — снимается мультфильм

Мария ДАВИД. Фото Марии КОШЕЛЕВОЙ.



Мой страх пропустить самое интересное утихает по мере того, как я понимаю, что мультфильмов впереди ещё много. Передние ряды заняты детишками, на галерке — педагоги и вожатые. У всех в руках какие-то анкеты. Впоследствии выясняю, что здесь каждый фильм как-то отмечают. После просмотра все собираются на обсуждение и придумывают разные номинации. Например, один мультик наградили «За умение прощать». На фестивале работает три совета: Мастеров, Подмастерьев и Преподавателей, то есть каждый мультик, даже самый коротенький, получает три диплома. А ещё детское жюри! Здесь нет проигравших, здесь есть только победители.

«Поперечная сказка»
Я попала на показ фильмов новосибирской студии «Старая мельница». По словам преподавателей, в этой студии занимаются детки от 8 до 13 лет, но в основном десятилетние. Как давно я не получала такого заряда положительных эмоций! Каждый фильм — добрый, светлый, такой немножко наивный и в то же время мудрый; смешные, детской рукой нарисованные персонажи и декорации, звонкими детскими голосами озвученные роли. Есть совсем коротенькие, похожие на наброски, а есть и длинные, почти «взрослые» мультики. Например, «Поперечная сказка» — это и вправду целая сказка, поучительная, смешная, запоминающаяся. Про «поперечную» девочку, которая делала все поперек маминым распоряжениям. И вот однажды, не послушавшись мамы, она ушла в лес и увидела там страшное чудовище. А девочка-то была поперечная, поэтому вместо того, чтобы испугаться, она с чудищем подружилась. Привела его домой, а оно им по хозяйству помогало. А все потому, что «самокритичное оказалось». Говорило: мешаю я вам, уйду в лес, а девочка ему: нет, не мешаешь, не уходи. Так чудище и осталось. Наверное, в этой девочке почти каждый ребенок узнал себя.

— Ребята, давайте прервемся ненадолго, а то у нас ещё десять фильмов впереди. Подышим воздухом, — предлагает ведущая.

И действительно, низкая крыша, естественно, никаких кондиционеров, поэтому в зале душно. Но дети с энтузиазмом кричат «нет!» и остаются на своих местах — так нравится им то, что они видят на экране.

И вот показ подходит к концу, но в финале радостное сообщение: «Фильмов так много, что теперь мы будем смотреть их и по вечерам. Приходите в восемь часов на очередной просмотр». Дети сдают анкеты и с быстротой ветра выбегают на улицу.

Кручу головой: хотелось бы побеседовать с авторами понравившихся фильмов, но авторы уже успели убежать по своим неотложным детским делам.

Все начиналось с «Поиска»
Пока организаторы разыскивают неуловимых юных мультипликаторов — беседа с директором фестиваля Петром Ивановичем Анофриковым и Еленой Вениаминовной Лисецкой, кандидатом педагогических наук, заведующей кафедрой педагогики и психологии художественного образования Института искусств НГПУ, заместителем директора по научной работе детского оздоровительного лагеря «Дзержинец».

Петр Иванович рассказывает о самом фестивале в целом. Но сначала — о киностудии «Поиск». Ей уже 33 года, и сначала здесь занимались другими видами искусств. Но в конце концов переключились на мультипликационное кино. Тут занимаются дети с 6 — 7 месяцев (!), и к трем годам они уже снимают свой фильм. Есть кассета с 22 лучшими фильмами, эту кассету продают и выплачивают детям гонорары. К ней приложена маленькая книжечка «Детство — страна любви и добра».

В год снимается до 80 фильмов, и, конечно, есть необходимость передать свой опыт. Фестиваль поддерживает Союз кинематографистов, и в скором времени планируется создать межрегиональный центр детского мультипликационного кино. А уже сейчас на фестивале проходят мастер-классы известных специалистов и есть курсы повышения квалификации для педагогов, после которых выдается диплом государственного образца.

«Мы формируем автора, который принимает решения и готов за них отвечать, — говорит Анофриков. — У нас нет школьной системы, у нас дети свободны в своем творчестве. В детстве видно, для чего человек пришел на землю, это совпадает с его внутренним миром и выражается в игре. Они становятся творцами».

«Жар-птице» повезло
В этом году «Жар-птица» прилетела в оздоровительный лагерь «Дзержинец», и у неё отпало много проблем, так как принципы лагеря и фестиваля прекрасно совместились. Важна атмосфера. «Конечно, может быть, есть и более комфортные лагеря, но атмосферы такой нет нигде. Мы попали в рай!» — признается директор фестиваля. А ещё здесь, рядом с детьми, взрослые чувствуют себя гораздо бодрее, они заряжаются энергией и успевают гораздо больше.

Елена Вениаминовна рассказала о жизни ребят, тем самым дополнив впечатления, которые можно получить, только прожив в лагере целую неделю. В фестивале участвуют три группы детей: дети-профессионалы, которые занимаются в студиях и здесь оттачивают свое мастерство, изучают новые виды искусства; дети, которые раньше не были причастны к кино и просто приехали по путевке, приобщаются, постигают азы; наконец, дети из детского дома № 7. Они и отдыхают и приобщаются.

И первые, и вторые, и третьи заняты на фестивале с утра и до вечера. Утро начинается с вручения дипломов за те фильмы, которые посмотрели вчера, потом показывают новые. После просмотров — мастер-классы, это бисероплетение, флористика, бумагопластика, батик, изготовление восковых свечей и барельефов из глины, витражи, шнуровая кукла. Работает мультстанок, к которому выстраивается очередь — так много желающих посмотреть и самим поснимать.

Дети, которые много снимали в течение года, зачастую охотнее бегут на пляж, новички же смотрят с открытыми ртами. Как и в любом лагере, есть спортивные и оздоровительные мероприятия. А чтобы детишки активно участвовали во всех конкурсах, каждый вечер на российском флаге зажигаются звезды с их именами. И чем активнее будет ребенок, тем больше звездочек он зажжет! Кроме фестивальных дел вожатые успевают проводить и ещё что-нибудь интересненькое. Например, один день играли в игру «Агент», искали по всему лагерю шифровки. «Что творилось! Весь лагерь на ушах стоял!» — смеются очевидцы. Ну и, конечно, как же оставить детей без дискотеки? А отбой можно и отодвинуть…

Художнику мила свобода
...На протяжении всей беседы за окном стоит веселый шум: дети щебечут как птички, несмотря на утомительную жару.

Наконец нашлась автор понравившейся мне «Поперечной сказки». Оказалось, это Тоня Кощеева, живая, с большими пытливыми глазами девочка тринадцати лет.

— Тоня, в каком возрасте ты начала заниматься в студии?

— Ой, я поздно, лет в 9 начала.

— А какой был твой первый фильм?

— Сначала мы снимали на ручную камеру. Там были маленькие мультики, конечно, не очень хорошие, и они не сохранились.

— Расскажи, как ты придумала этот мультик?

— А это не я, это две мои крестные сестрички придумали сказку, а мне она очень понравилась, и я решила снять.

— И сколько времени уходит на один мультфильм?

— По-разному. Если из сыпучих материалов, то там совсем подготовка не нужна, а вот, например, рисованный — к нему долго надо готовиться.

— Ты и в будущем собираешься заниматься мультипликацией?

— Да, я хотела бы продолжать делать мультики.

— А здесь тебе нравится? Что стало лучше по сравнению с предыдущим фестивалем?

— Очень нравится. Я люблю мультики смотреть, ещё на мастер-класс по бисеру хожу, и еще очень много интересного. А вообще здесь, на фестивале, отношение к детям мне очень нравится: мало запретов, много интересных занятий!

Действительно, свобода выбора для участников фестиваля огромная — это подтвердила и экскурсия по мастер-классам.

Самое интересное — мультстанок. Руководитель мастер-класса рассказывает нам, что есть техники плоской марионетки, перекладки, сыпучего материала, пластилиновой куклы и, конечно, рисованного мультика... Судя по показанным накануне фильмам, ребятишки во всем этом преуспевают. А я думаю: сколько же усидчивости, терпения, аккуратности надо, чтобы снять хотя бы самый коротенький мультик... А талантливы дети все — без исключения. Это и есть еще один девиз фестиваля «Жар-птица» — негласный.

Фотографии статьи
134-22.jpg
134-21.jpg