Этот маленький мир
(Продолжение. Начало в номерах за 10 июня, 17 июня, 1 июля.)
Многие святые для христиан места сегодня принадлежат арабам. Давно миновало время Крестовых походов, хоть следы его еще видны. В частности, в храме Гроба Господня по лестнице, что ведет в армянский придел, посвященный Святой Елене и обретению Креста Господня, вся высокая правая стена испещрена крестами. Небольшими, сантиметра четыре. Каждый крестоносец, воевавший здесь с язычниками, считал своим долгом выцарапать на сером холодном камне распятие. Храмы разрушались и возводились вновь, а земля страдала под стопой все новых и новых завоевателей: персов, крестоносцев, арабов... В некоторых святых местах от былых христианских монастырей с их величественными храмами и садами остались лишь небольшие уголки, фрагменты уникальной мозаики и древние камни, помнящие все.
Араб лет сорока, простенько одетый и старающийся быть незаметным, поднимается со своего дряхлого колченогого стула у ничем не примечательного входа и мягкой походкой приближается к руководителю паломнической группы. По доллару с человека — и доступ открыт.
Шаг под обычную арочку в обычной серо-палевой ограде, и ты оказываешься на открытом, ничем не поросшем месте, по центру которого возвышается аккуратная часовенка того же светло-бежевого, словно выцветшего от времени на солнце, оттенка. Когда отец Владимир говорил, что мы будем жить в гостинице, расположенной менее чем в пятидесяти метрах от места Вознесения Христа, это казалось маловероятным. Отчего-то думалось, что прилегающая территория должна быть оберегаема, что ли, как-то защищена от уличной суеты, торговли и гостиничного бизнеса тоже... Так оно и было когда-то. Очень и очень давно.
На этом самом месте, на огромной территории, включающей прилегающие земли до самой «Русской Свечи», церкви Вознесения Божьей Матери, в том числе и нашу гостиницу, и мечеть, с минарета которой муэдзин каждое утро будит нас в четыре утра, стоял потрясающей красоты храм, построенный в четвертом веке святой императрицей Еленой. Мы уже как-то упоминали ее в связи с тем неоценимым по значимости для христиан трудом, который проделала она, отыскав в Палестине многие святые места и возведя на их месте храмы. Разыскать их императрице было несложно, прошло не так много времени, и люди из поколения в поколение передавали рассказ о библейских событиях и почитали святые места. К разговору об императрице Елене мы еще вернемся, а пока скажем лишь, что ее творением на Елеонской горе была огромная базилика без купола, в которой христиане могли молиться под открытым небом. Под тем самым небом, на которое вознесся Господь. Обо всем этом нам поведал отец Владимир.
Как известно, на сороковой день после воскресения Иисус Христос собрал всех учеников своих, среди них были одиннадцать апостолов, жены-мироносицы и Богоматерь, а всего около пятисот человек, и говорил с ними и на их глазах вознесся. Все Евангелия заканчиваются этим чудесным событием. Камень с отпечатком правой стопы Господа – главная святыня, сохранившаяся до наших дней. Второй камень с отпечатком левой стопы, по преданию, был перенесен арабами в мечеть Аль-Акса.
В 641 году базилика была разрушена. Арабы хотели на этом самом месте возвести мечеть, но, пораздумав, не решились. Зная, какое значение имеет это место для христианского мира, они поставили мечеть по соседству. А вокруг камня Вознесения возвели часовню из обломков того самого древнего храма, построенного императрицей Еленой.
Мы входим. Располагаемся полукругом, и все взгляды устремляются на небольшой прямоугольник на полу, чуть вдали от центра часовни, в котором виден неровный, словно холмистый, почти белый камень, на гладкой поверхности которого виден отчетливый отпечаток стопы. Наступает тишина.
В том, что стопа Господа направлена на север, в сторону православной России, многие склонны видеть особенный смысл. Если вспомнить о том, что и благодатный огонь дается лишь православному патриарху, укрепишься в этой мысли. По преданию, однажды на Пасху армянские священники не пустили православных в храм к Гробу Господню, и те остались у входа. Но как ни молился глава армянской церкви, огонь не сходил. И вдруг трещина прошла по одной из колонн, что у входа в храм, там, где стояли православные, и вышел благодатный огонь. С тех пор больше никто не посягает на священное право православного патриарха.
Самое время вспомнить об отце Иоакиме и о монастыре, который он подвижнически строит вот уже не один десяток лет как раз напротив Стопочки. Как и церковь императрицы Елены в четвертом веке, возводимый им храм изначально назывался церковью Вознесения и второго пришествия. После трагической гибели матери, как вы помните, Иоаким остался один. Теперь его обитель называется «Мужской монастырь в честь Святой Пелагеи».
Помолившись у Стопочки и приложившись к святыне, все направились к мощам той самой Святой Пелагеи, что иначе именуется Пелагеей Тарсийской. Она была актрисой и занималась лицедейством. Потом раскаялась и поселилась здесь, в одной из пещер. От ее мощей много чудес случилось, и за эти чудеса ее почитают не только христиане, но и мусульмане.
На то, что арабы берут с христиан плату за вход на святые места, наверное, роптать не стоит. Пока приток паломников из христианских стран приносит доход арабским гостиницам, ресторанам, туристическим фирмам, они терпимо относятся и, хочется верить, будут относиться к иноверцам. Израильское правительство не балует населенные арабами территории средствами из государственной казны. Это заметно даже по разнице во внешнем облике арабских и еврейских кварталов Иерусалима. Так что, во всяком случае в этот исторический отрезок, паломники из России здесь желанные гости. Хотя, учитывая недавнее обострение конфликта израильских властей и руководства движения Хамаз, возможно, уже сегодня паломникам стало сложнее преодолевать усиленные блокпосты. Когда начинает говорить оружие, об экономической выгоде забывают, как и о многом другом.
Нидаль, наш водитель-араб, достаточно корректно высказывающийся на тему арабо-израильского конфликта и, по его словам, желающий только одного — мира на этой земле, чтобы его дети могли спокойно жить в Иерусалиме, не опасаясь бывать в еврейских кварталах, как-то подвез нас к своему дому, расположенному на улочке позади гостиницы. В комнате на первом этаже трое мальчонок один другого меньше смотрели мультфильмы. Они через окна протянули нам ручонки и по-арабски поприветствовали нас. По призыву супруга из окна второго этажа выглянула молодая красавица — жена Нидаля. Счастливая семья, да и только. Но улицу, на которой они живут, люди называют улицей шахида из-за взрыва, когда-то прогремевшего здесь. В подробности этой истории Нидаль не вдавался.
Мир велик и мир мал. Может ли он быть един? По-новому этот вопрос встает перед тобой, когда попадаешь в расположенный неподалеку от Стопочки католический монастырь «Отче наш», стены которого исписаны единственной молитвой, той, которую сам Господь дал своим ученикам здесь, на Елеонской горе, выведенной на многих языках мира, в том числе на славянском. Можно спуститься по ступеням и в пещере увидеть то самое место и камень, стоя на котором, по преданию, Иисус Христос сказал своим ученикам: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь де так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое! Да приидет Царствие Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила, и слава вовеки. Аминь».
(Евангелие от Матфея.)
(Продолжение следует.)