Китайцы идут. К гармонии общества
где властители древнего мира отмаливали грехи и где забавлялись с наложницами, в какие ворота вербовались новые, так нужные двору красавицы. Все 9999 с половиной, как здесь говорят, помещений дворца мы не обошли (10000 мог иметь только сам небесный бог, но не император — сын бога), зато мы узнали о том, кто из европейских завоевателей соскоблил все золото с огромных пожарных чанов. Оказывается, англо-французы...
Не звучал, как при выезде императора на молитву, колокол; не было, как при выдвижении самодержца на поклон предкам, барабанного боя; оставались неподвижными, как и полтысячи лет назад, каменные львы — символы достоинства хозяина величественных хором. Зато предстали перед нами в средневековом убранстве павильоны с лирическими названиями: Полная гармония, Сохранение гармонии, Сбережение сердца. Не с того ли времени у китайцев едва ли не маниакальное желание построения гармоничного общества? Простите, если разочарую и слегка запутаю ваше воображение, сообщив, что в павильоне Полной гармонии император почивал, а в павильоне Сохранения гармонии... предавался пиршеству.
Прошлись сибирские журналисты Священной дорогой, выложенной в ХVI веке, полюбовались стоящими по ее бокам 24 огромными каменными скульптурами людей и животных. Дорога ведет к Минским могилам — 13 величественным захоронениям императоров и членов их семей времен династии Мин (1368 — 1644 годы).
Для коренного населения это место площадью 40 квадратных километров между горами Дракона и Тигра — особо почитаемое. Как со всего мира, так и со всей страны сюда устремляются сотни тысяч приезжих. У китайцев в году есть так называемые три золотые недели — время, когда каждый из них имеет приблизительно недельный отпуск: в Праздник весны (местный Новый год), Первого мая (День международной солидарности трудящихся) и Первого октября (национальный праздник образования КНР). Это периоды массовых путешествий для населения.
Туризм в Китае — достаточно процветающий бизнес, настоящая индустрия. Капиталовложения осуществляются основательные, но и прибыли получаются немалые. Система стопроцентно честного выкачивания денег у приезжих, будь то соотечественники ханьцев или иностранцы, несложна. К примеру, вашу группу везут на жемчужную фабрику (или на предприятие по обработке нефрита с музеем соответствующих камней и изделий из них, в шелковый, чайный центры или центр тибетской медицины). На ваших глазах происходит разделка специально выращиваемых ракушек, извлечение жемчужин. Вам дают подержать эти перламутровые шарики. Жемчужины посыпались на пол? Не беда, можете поднять и взять себе на память! А дальше вас поведут и покажут, как из этого удивительного дара природы искусные руки мастеров изготавливают браслеты, ожерелья, броши и много еще чего необыкновенно ярко лоснящегося. А еще дальше вы вряд ли устоите, чтобы не купить для себя или для родных, любимых какое-то по-настоящему диковинное изделие. Если, разумеется, вовремя поменяли доллары на юани. Китайский экскурсовод, привезший группу туристов, наверняка имеет свою процентную долю от суммы продаж, но об этом гостям знать не обязательно.
Так же и в шелковом центре. Вы потрогаете кокон и узнаете, что из него на специальной машине можно получить 1600 метров шелка. Хотите взять кокон в качестве сувенира бесплатно? Пожалуйста! А вот вы уже трогаете пальцами потенциально возможный товар — ткани, воздушно легкие платьица, одеяла. Все — из шелка. Вот это одеяло стоимостью 380 юаней (1292 рубля) — для лета. Другое, за 600 юаней, подойдет для осени. А вот это, из многослойного шелка, стоимостью в 850 юаней (2890 рублей) согреет вас даже в сибирский мороз. Знаете, берут, хотя далеко не все.
По итогам 2005 года в Китае побывали 1,6 миллиона российских туристов, китайских в нашей стране — вдвое меньше. Наши китайские соседи чрезвычайно живо интересуются Россией, но разочаровываются, видя, что российский туристический бизнес не может показать им то, что их интересует. А чего бы им хотелось? Увидеть нашу страну такой, какой они ее представляют. Например, национальную деревню (чисто туристический аттракцион — этакую а-ля Русь). Если они и едут, то за экзотикой. Не найдя вожделенных лубочных деревень, ухватываются за экстремальный туризм: охоту, автопробеги, рыбалку… С этой точки зрения Сибирь для них очень привлекательна. Вот бы где и нам наращивать прибыль! Что касается российских национальных деревень, то в отдельных сибирских регионах на радость нашим южным соседям-иностранцам такие уже создаются!
Однако возвратимся к китайским отеческим могилам — хотя бы к Минским. Отеческой, родной землей китайцы дорожат. Дорожат и те, кто волею судеб оказался за пределами родины. Китайских эмигрантов много было в странах Юго-Восточной Азии, на западном побережье США, в Канаде. Предприимчивые, они за пределами родной земли стали зажиточными, состоятельными и жили бы себе да поживали там, если бы не услышали зов нового Китая. Именно от живущих за рубежом китайских предпринимателей в Поднебесную со всех концов света потекли инвестиции. Впоследствии многие бизнесмены приехали в родные места, чтобы не только дальше поднимать страну, поклониться праху предков, но содействовать укреплению Китая и быть похороненными рядом с отеческими могилами.