USD 102.8078 EUR 106.0971
 

Есть проекты — были бы деньги

Марина ЛУПЕЙКЕНЕ.



К участию в семинаре были приглашены делегации Новосибирской, Омской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края.

Теоретическая часть проходила по отработанной схеме. Выслушали выступления руководителей, а именно: генерального директора Евгения Горбунова, начальника отдела инженерной политики и энергетики Андрея Альбаха, председателя совета директоров компании «ЭкоНива» Штефана Дюрре, директора корпорации «Джон Дир» в России Сида Бардуэлла, представителя регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» Андрея Михайлова, специалиста спутниковой навигации Дениса Кондратьева. Демонстрировались слайды, раздавались буклеты. Руководители и специалисты хозяйств делились опытом использования современной импортной техники.

Затратные технологии не для сегодняшнего дня. В выигрыше может быть только тот, кто внедряет высокопроизводительную, энергосберегающую технику с соответствующими технологиями. Отсюда и выбор места проведения семинара — Краснозерский район. Самый большой по засеваемым площадям, житница области. Здесь высокотехнологичная импортная техника на полях не в диковинку. Конечно, не повсеместно, а в самых крепких сельхозпредприятиях.

Принимающие гостей запрудихинцы показывали поля, засеянные по старой и новой технологиям, соответственно, техникой прошлого столетия и современной. Каждый мог воочию сравнить всходы, осмотреть корневую систему растений, прикинуть качество сева. А затем на практическом занятии в поле посмотреть 16 видов техники сельхозназначения фирм John Deere, Vaderstad, Kverneland. Приехали на её демонстрацию люди, очень хорошо знающие и понимающие, что они хотят или хотели бы видеть на своих полях. Вопросам, обсуждениям, спорам, казалось, не будет конца, демонстрация образцов затянулась до вечера.

Понятно, что подобная демонстрация на сибирской земле далеко не первая и не последняя — и для импортных машин, и для отечественных. Покупателей завоюет тот, кто обгонит своих конкурентов по технологичности, сможет предложить оптимальное сочетание цены и качества. Объявленный приоритетным национальный проект «Развитие АПК» с упором на животноводство может остаться на бумаге, если не будет развиваться растениеводство, ведь для производства одного килограмма мяса необходимо произвести три килограмма зерна. И если зернопроизводителям, как в прошлом году, снизить цены на продукцию и поднять на горючее, то на обеих этих отраслях сельского хозяйства и на самом проекте можно будет поставить крест.

Кулундинские степи — зона рискованного земледелия. Не простой ценой даётся урожай. Чтобы затраченные усилия соответствовали ожидаемому результату, нужно пролить не один литр пота, учитывая всевозможные факторы, соблюдая технологические приёмы выращивания, сделать которые более экономичными и менее трудоёмкими можно при помощи высокотехнологичных машин.

Пример таких хозяйств в районе есть. И не один. ООО «Рубин» (директор Егор Кин) дважды первенствовало в земледелии по Кулундинской зоне. Общество — лидер по продажам зерна в Сибирском регионе, по объему и реализации его входит в 400 компаний Сибири. Прошлогодняя урожайность зерновых здесь составила в среднем 22,3 центнера с гектара, на отдельных полях она доходила до 36 центнеров. В прошлом же году на полях «Рубина» работал зерноуборочный комбайн «Джон Дир». Весной к посевной купили трактор этой фирмы с сеялкой, что сразу позволило заменить им пять тракторов, при этом израсходовать в два раза меньше солярки, получить экономическую выгоду в 820 тысяч рублей. Если при этом учесть, что урожай на засеянных по новой технологии полях заведомо будет выше, а уберут его без потерь, то цифра экономического эффекта смело шагнет за миллион рублей. Покупали новую технику весной в кредит за 11 миллионов рублей, за пять лет на проценты убежит еще 4 миллиона. Но считать в «Рубине» умеют и предпочитают нести такие расходы ради будущей выгоды. Кстати, один миллион рубиновцы переплатили за счет внезапно вздорожавших таможенных пошлин на импортную технику сельхозназначения. Почему выбрали именно американскую, а не европейскую технику? Ответ прост. Курс доллара ниже европейской валюты и позволяет приобрести американский вариант почти на миллион дешевле. Во-вторых, привлекло быстрое и качественное сервисное обслуживание на месте, к тому же «Джон Дир» в России уже с конца XIX века.

В другом хозяйстве района — ЗАО «Новомайское», где директором Олег Вотяков, входящем по производству зерна в сотню крупнейших хозяйств России, тоже есть современная техника фирмы «Джон Дир»: два зерноуборочных комбайна и два трактора с посевными комплексами. Под пашней в этом году в хозяйстве занято 18 тысяч гектаров земли. Александр Лунев, главный агроном «Новомайского», перечисляет преимущества этой импортной техники: экономия горюче-смазочных материалов, сокращение работников в двух бригадах на 16 человек, отсутствие нервотрепки из-за простоев, качественная работа с землей (одновременная обработка, выравнивание почвы, посев, внесение удобрений и прикатка). Производительность за страду у трактора — три тысячи гектаров, намолот у комбайна — 32 тысячи центнеров зерна. Вклад в общее дело весомый. По оплате. В прошлом году восемь процентов платежей по процентам получили из федерального бюджета. В этом году 20 процентов обещают проплатить из облбюджета, а по процентам погашения 2/3 и 1/3 — из федерального и областного бюджетов соответственно, если попадут под действие национальной программы «Развитие АПК». А попадут ли? Но у директора новомайцев Олега Вотякова установка — дальнейшее внедрение высокопроизводительной, энергосберегающей техники, несмотря ни на что.

В ЗАО «Коневское» трактор «Джон Дир» приобрели перед весенним севом. Директор Иван Говоруха долго раздумывал, приценивался и взял кредит. Хозяйство специализируется на мясо-молочном производстве, зерновое поле невелико. Новым трактором обработано 60 процентов посевных площадей, при этом сэкономлено 35 тонн дизельного топлива. Расход горючего составил 5,6 килограмма на один гектар земли (у отечественных 8,6), зарплата механизаторов увеличилась вдвое.

Дорогостоящую, высокотехнологичную импортную технику, чтобы она себя окупила и оправдала, выгодно покупать при объеме площадей не менее 2—3 тысяч гектаров. В районе треть зернового клина у фермерских хозяйств — со значительно меньшим объемом земельных наделов. Ясно, что они ее могут приобрести только на кооперативных началах или будут продолжать работать по старинке. Акционерные общества, кроме вышеназванных и еще трёх-четырёх, живут очень тяжело, им не до покупок. Слава Богу, посеяли. Во время поездки в одно из таких хозяйств была свидетелем того, как только по особому распоряжению директора выдавали топливо для трактора и для машины на похороны бывшего работника... Да и не приехала большая часть руководителей сельхозпредприятий района ознакомиться с заграничными высокими технологиями. Зачем питать иллюзии, что смогут стать владельцами?

Эту же мысль о том, что по одежке следует протягивать ножки, подхватил и мой собеседник Василий Извеков. Пока его главные специалисты хозяйства «Черновское» Кочковского района знакомились с представляемыми моделями техники мирового класса, он спокойно ожидал их в машине. На полях его хозяйства работают комбайны «Ростсельмаша» «Дон» и «Вектор». Зерноуборочный «Вектор» по цене в четыре раза дешевле «Джон Дира», уступает ему по производительности всего на 10 процентов при сопоставимом качестве работы. Соседний Казахстан охотно покупает ростсельмашевские комбайны «Вектор». Недавно первую партию «Ростсельмаш» отгрузил в Канаду, занимающую третью часть в мировом производстве зерна.

— Я человек старого поколения и не могу так лихо распоряжаться судьбами людей: «С новыми технологиями — минимум механизаторов». А куда пойдут люди? У меня на двух отделениях 25 безработных мужиков. Чем им жить? Воровать или пить? Нельзя без решения социальных проблем на селе усугублять ситуацию, делать ее критической, — считает Василий Иванович.

Полностью с ним соглашусь. Пусть покажусь несовременной, хотя вовсе не ратую за старые методы хозяйствования. Прогресс остановить нельзя. Но если при этом не думать о людях, сельчанах, едва сводящих концы с концами, то зачем все это нужно? Буксует, к примеру, программа развития личных подсобных хозяйств в районе из-за недоверия к власти, нет, не на месте, а к той, что выше. Нет уверенности в том, что, «нагорбатившись» на личном подворье, выращивая свиней, быков, селянин не будет их сдавать за бесценок перекупщикам. Нет конкретного заказа: сколько нужно произвести, кому продать по нормальной, заранее оговоренной цене. Есть в этом вопросе и другая сторона: чем кормить птицу, скот? В самом большом зерновом районе области купить зерноотходы — проблема. Почему? Слабое хозяйство зерном рассчитается по долгам, понемногу раздаст своим рабочим и пайщикам. Сильные хозяйства по высоким технологиям зерно вырастят высокого класса, не для корма скотинке.

Новые технологии, новая высокопроизводительная техника обязательно должны быть. Пусть будут отечественные, американские, европейские, азиатские, но они должны быть доступны для всех сельхозпроизводителей. Это проблема государства. По автомобильной дороге катят «ауди», «ягуары», а рядом с ними едут «Москвичи», «Жигули», по-разному, но едут, держат путь. Здесь главное — соблюдать правила, никого не сталкивать в кювет, помочь тому, кто сломался. Так должно быть не только на дороге, но и в жизни.