Молодежь смотрит в будущее
Видимо, сказывались возрастные особенности участников и их заинтересованность.
Итак, что же интересует нынешнюю молодежь? Что «зацепило» её в послании президента? Каковы они, эти самые «перспективы развития молодежной политики»?
Конечно, в первую очередь молодежь интересуют две вещи: жилье и работа. Жилье — доступное, работа — интересная и достойно оплачиваемая. Все это вполне предсказуемо, как, к сожалению, и то, что проблем с этим в современной России хоть отбавляй. Нынче у молодежи появился шанс спросить у представителей власти: а как, собственно, эти проблемы решаются?
Отвечая на этот вопрос, Станислав Болотов, начальник областного управления по делам молодежи, упомянул систему льготного кредитования молодых семей, программу «Жилье — молодым», в рамках которой в нескольких районных центрах области строятся так называемые МЖК — молодежные жилые комплексы, квартиры в которых стараются делать максимально доступными. Однако, по его собственному признанию, тех мер по поддержке молодежи, что принимаются сейчас, недостаточно. Хотя и то, что есть — уже немало, ибо это хоть какие-то шаги власти навстречу молодому поколению. Будем надеяться — лишь первые.
Что же касается взаимоотношений с работодателями, то здесь и вовсе вопрос крайне неоднозначный. С одной стороны, лишь 6 процентов нынешних выпускников вузов работают по специальности. С другой — работодатели сетуют на то, что толковых молодых специалистов днем с огнем не сыщешь. А если и сыщешь, то работать не заманишь. Хотя, учитывая, какие зарплаты предлагают нынче выпускникам «без стажа», — ничего удивительного.
С вопросами трудоустройства и приобретения собственного жилья тесно переплетается другой, занимающий в послании президента одно из главных мест. Речь, конечно, о повышении рождаемости. По мнению выступающих, для молодой семьи главный стимул для рождения детей — это не детские пособия и даже не пресловутые 250 тысяч «материнского капитала», который собираются выплачивать за второго ребенка, а элементарная уверенность в завтрашнем дне, финансовая независимость. Если молодой человек получит возможность достойно зарабатывать, то никакие подачки от государства ему будут не нужны.
Хотя Борис Дейч, заведующий кафедрой теории и методики воспитательных систем педуниверситета, по этому поводу высказал несколько иное мнение. По его словам, снижение рождаемости в России обусловлено не только, а может быть, и не столько экономическими проблемами. В конце концов, связь между экономическим благосостоянием и рождаемостью не такая уж прямая. Дело в том, что в последние годы изменилась сама российская ментальность, особенно у молодежи. Изменилась в сторону западной модели поведения. Выражается это в том, что поднялся нижний возрастной порог вступления в брак (в первую очередь благодаря распространению схемы гражданского брака). Если в советские годы молодые люди женились в 19 — 21 год, то сейчас — в 25 — 27 лет. Кроме того, перестает действовать традиция заводить ребенка в первый год брака. И вообще нынешняя молодежь предпочитает сначала получить образование, сделать карьеру, а уж потом обзаводиться семьей. То есть действительно чисто западный образ мышления. Хорошо это или плохо — сложный вопрос, но то, что ситуацию с рождаемостью не улучшает — это точно.
Еще один довольно болезненный вопрос — армия. Действительно, положение здесь обостряется. Военные кафедры в вузах убирают, отсрочки тоже, заменяя в ряде случаев денежными компенсациями. Скажем, жена молодого отца в период его службы в армии будет получать 4 — 6 тысяч рублей в месяц. Министр Зурабов как-то заявил по этому поводу, что данная схема благоприятно скажется на рождаемости. Вспомнив об этом, один из выступающих предложил присутствующим в зале девушкам проголосовать: кто готов променять мужа на 6 тысяч рублей в месяц? Руки почему-то никто не поднял.
Обсуждать этот вопрос, конечно, можно очень долго и жарко, однако путь решения проблемы все равно один. Во всяком случае, тот, что представляется наиболее эффективным. Это не прилагать все силы для того, чтобы затащить парней в армию, а саму армию сделать привлекательной. Ну или, по крайней мере, добиться элементарно приемлемых условий службы — без дедовщины и прочих «прелестей». Тогда весь «кризис патриотизма» как рукой снимет и уклонистов не останется.
О патриотизме, кстати, говорилось очень много. Центральное выступление по этому поводу было у Вячеслава Журавлева, депутата облсовета, председателя областного совета ветеранов войны и военной службы. Он рассказал, что начала разворачиваться федеральная система патриотического воспитания, в деятельности которой участвуют и ветеранские, и молодежные организации, и специально созданные центры патриотического воспитания. При этом упор стараются делать не только на военно-исторический патриотизм, но и находить положительные примеры в современности. Хотя, как признал Вячеслав Васильевич, в последние годы такие примеры отыскать сложно — смутное время не предполагает героев. По крайней мере, таких, что видны сразу. Возможно, многое удастся найти спустя какое-то время, ибо «большое видится на расстоянии».
Продолжил тему патриотизма представитель РОСТО ДОСААФ Александр Захаров, уже в разрезе деятельности своего ведомства. Подчеркнул он и важность воспитания в молодежи любви к спорту, в том числе и экстремальному — вроде прыжков с парашютом, к культурным развлечениям. Недавняя очень грустная иллюстрация по этому поводу. В День города был проведен спортивно-развлекательный праздник (в числе организаторов было и РОСТО). А несколькими днями раньше состоялся масштабный фестиваль пива. Так вот «спортсменов» оказалось раз в десять меньше, чем «любителей пива». А уж поведение последних во время фестиваля и вовсе производило удручающее впечатление.
Однако в ходе встречи была озвучена очень здравая мысль. Нельзя воспринимать молодежь как некую единую аморфную массу. Люди бывают разные. В том числе и такие, кому на все наплевать и для кого главная радость в жизни — «напиться и забыться». Но есть и те, кто смотрит вперед, кто пытается обустроить свою жизнь, а то и изменить к лучшему общее положение в своем регионе, в стране в целом.
И будущее — за такой молодежью.