Сражения боевые, трудовые, интеллектуальные
Попал он на войну в сентябре 1942 года на Сталинградский фронт. Во время ночной разведки боем был тяжело ранен. После полугодового лечения в госпитале признали негодным к военной службе. Но организм был молодой, а фронт нуждался в пополнении, и осенью 1944 г. его снова призывают в армию. После учебы в запасном учебном танковом полку Василий Дмитриевич становится механиком-водителем самоходной артиллерийской установки и в составе самоходного артдивизиона попадает на Забайкальский фронт, созданный для разгрома милитаристской Японии, где ему пришлось совершить тяжелый 1500-километровый марш по Монголии и Северному Китаю.
Наступила мирная жизнь. Теперь основным полем его действий стало сельское хозяйство, его экономика, которой он занимается почти полвека. Здесь были у Василия Дмитриевича как неудачи, так и громкие успехи. Самыми значимыми из них были разработка и практическое внедрение в трех колхозах Алтая системы внутрихозяйственных отношений (коллективного подряда). Система действовала очень эффективно, привлекла к себе всеобщее внимание и «гремела» на всю страну. Не было ни одной центральной газеты, в которой не был бы описан этот опыт. И какие только делегации, включая министров, не посещали эти хозяйства! В одном из этих хозяйств я был сам и привозил даже группу руководителей совхозов и колхозов нашей области. Демонстрировался В. Д. Смирнов и на ВДНХ, за что награжден серебряной медалью. Но самой большой наградой он считает избрание его почетным членом колхоза. Я видел это удостоверение.
В 1992 году нашему герою уже 70 лет. Но он по-прежнему в строю. В стране начался драматический переход к рыночной системе. Возникали чрезвычайно острые и сложные вопросы, и В. Д. Смирнов не проходил мимо, стараясь дать на них ответы. Например, в книге «Об устройстве экономической жизни общества», изданной в 2000 г., он указывает, что сохранять и далее в стране господство общегосударственной, а, следовательно, ничейной собственности, было нельзя, и обосновывает необходимость умелого использования института частной собственности при максимальном ослаблении ее немалых минусов.
При реформировании сельского хозяйства была сделана большая ставка на фермеров. И их численность стала стремительно расти. Но бум внезапно кончился. Возник вопрос: а имеется ли вообще у фермерства будущее? На это мой друг ответил в опубликованной в 2003 году книге «Фермерство в России, что это такое»: да, у этой формы аграрного предпринимательства при создании нужных условий может быть хорошее будущее, ибо она основывается не на корпоративном или коллективном, а на личном владении собственностью.
Далее. В последнее время перестали рассчитывать показатели производительности труда в сельском хозяйстве. Не было и правильной методики ее расчета. Василий Дмитриевич в книге, изданной в 2001 году, предложил принципиально новый подход к исчислению и анализу этого показателя на федеральном и региональном уровнях. Он касался определения и объема произведенной продукции, и затрат труда на ее получение. Так, затраты труда на сельскохозяйственных предприятиях и у фермеров он считает необходимо дополнить затратами в личных подсобных хозяйствах. Это увеличивает их общую величину по отрасли в два раза против того, что считалось раньше, а их доля в общей численности людей, занятых в народном хозяйстве, — с 12-ти до 24-х процентов, тогда как в экономически развитых странах эта доля не превышает 3 — 5 процентов. Как же дорого мы платим за то, что еле-еле сводим концы с концами по продовольствию!
Продолжая научную работу, Василий Дмитриевич в последующие годы подготовил еще две книги на материалах Новосибирской области: «Управление сельским хозяйством на региональном уровне» и «Общеэкономический анализ сельскохозяйственных предприятий региона». Итак, за пять лет опубликовано четыре серьезные работы. Как видим, фронтовик продолжает успешные сражения на научном поприще. Но результаты этих работ носят и чисто практический характер. Вот что он сказал по этому поводу.
«Как и было заведено в старые советские времена, когда это было оправдано, так и сейчас областная администрация почти все свое внимание в сельском хозяйстве уделяет одному его сектору — сельскохозяйственным предприятиям. Но ситуация в корне изменилась. Раньше этот сектор в областном объеме аграрной продукции занимал 75 процентов. Остальное же давал сектор личных подсобных хозяйств населения. Теперь же главную долю (до 70%) в конечной продукции отрасли дают именно они. На долю же сельхозпредприятий приходится всего около одной трети конечной продукции. Кроме того, появился новый, набирающий силу сектор фермерских хозяйств. На какой же сектор администрация области должна сделать ставку, планируя деятельность отрасли? Вряд ли ее надо делать на сектор сельхозпредприятий. Ведь в большинстве из них на земле нет эффективного собственника. Но он есть в двух других секторах. Областные власти должны исходить из этого непреложного факта и в соответствии с ним перестраивать свою работу. Кое-какие шаги в этом направлении предпринимаются, но они робкие и не отвечают велению времени.
Беспокоит меня снижение производства молока. А производство скота на убой вообще резко неэффективно и является буквально «черной дырой», в которую проваливаются ежегодно сотни миллионов рублей убытков. Уверен, что руководство области занимается этими проблемами, но надо, чтобы ими занимались столь же результативно, как проводятся весенне-посевные и уборочные работы.
Теперь о программе помощи малым селам. Думается, что направление здесь взято не совсем верное. Ведь в наиболее бедственном положении находятся не просто малые села, а села, независимо от их величины, где нет сельхозпредприятий. Для их жителей это буквально экономическая и социальная катастрофа. Ведь для них сельхозпредприятие не только рабочие места и зарплата — основной источник денежных доходов семей, но и источник зернофуража, сена, другой продукции для личных подворий, а также тракторных, транспортных и других услуг. Теперь же у жителей, кроме своего личного подворья, ничего не остается. По некоторым сведениям количество таких сел в области приближается к 20 процентам. И их число будет расти. Выход — в кооперации владельцев ЛПХ для выполнения тех работ, которые трудно выполнять в одиночку. Но для этого нужна действенная поддержка властей. Нельзя бросать людей в этих селах на произвол судьбы.
Завершая рассказ о ветеране войны Василии Дмитриевиче Смирнове, я могу назвать еще один фронт, где он сражается. Это здоровье. «Боевые» действия здесь составляют: утренние пробежки, холодный душ с массажем, зимой — лыжные прогулки, а летом — работа на даче. Он ежегодно открывает купальный сезон в Обском море в любую погоду в честь Дня Победы, именно 9 мая. Посещает симфонические концерты, выставки, общается с друзьями. У него всегда ровное, доброжелательное отношение к окружающим. Стрессов и нервных срывов не бывает. Во всем этом помогает его верная супруга Лидия Филипповна.
Фронтовик. Ученый. Гражданин. Крепкий духом и телом человек — восхитительный пример для подражания. Поздравляю тебя, дорогой друг, и в твоем лице всех ветеранов Великой Отечественной войны с 61-й годовщиной славной Победы. Желаю так же успешно сражаться и дальше.
На снимках: Василий Дмитриевич СМИРНОВ.