USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Безруков борется за жизнь чужих детей

Лариса ЗЕЛИНСКАЯ. Фото Вадима НЕВАРЕНЫХ.



Те, кто видел театральные работы Безрукова, приходят в восторг от его чуткой и интеллигентной игры. Кроме того, актер находит возможность заниматься благотворительностью, не афишируя это. Но о необходимости заниматься добрыми делами Сергей говорит охотно. Не менее важно — подвигать к этому и других: своих родных, друзей, коллег. Об этом Сергей рассказал нашему корреспонденту в эксклюзивном интервью.

— Сергей, я знаю, что вас расстраивает, когда к вам обращаются как к актеру, прославившемуся ролью Саши Белого в сериале «Бригада». Но ваших поклонников действительно очень интересует: будет ли продолжение популярного сериала?

— Скажу совершенно определенно: Саши Белого больше не будет. Он выполнил свой долг: защитил свою семью, до последнего боролся за жизнь друзей, отомстил за их гибель. Добавить к этому нечего...

— Говорят, что ваш отец — актер и режиссер Виталий Безруков — заметив ваши таланты еще в детстве, открыл в вашей школе театральную студию...

— Не студию — театральный кружок открыл, когда увидел, что я из себя действительно что-то представляю. Ведь актерская профессия — это особая зона риска. Каждый, кто поступает в театральный вуз, стремится стать первым и лучшим. Но парадокс в том, что ты становишься либо всем, либо — никем. Середины не существует. Поэтому отец долго думал: отпускать ли меня в это «плавание»? А потом увидел, что я болею театром. Увидел, что во мне есть самое главное — способность переживать. И для меня до сих пор каждая роль — это не просто роль, а то, что я переживаю и проживаю по-настоящему. Кому-то нравится бандит Саша Белый, кому-то — участковый Павел Кравцов, потому что в каждом герое — я... Наверное, есть такая театральная школа, где учат правильно «обманывать» зрителей. Я не могу. Каждую роль тяжело переживаю. До сердечного приступа...

— Приходилось обращаться к врачам прямо на съемочной площадке?

— В «Бригаде» есть сцена, где убивают друзей Саши Белого. Это самая страшная сцена — на аллее. Подошел режиссер, сказал, что у меня всего один дубль, так как нужен полумрак, а через несколько минут взойдет солнце и будет слишком светло... «Сыграй, пожалуйста, в один дубль, — сказал он мне. — Я понимаю, что это тяжело, но ты постарайся!» На самом деле саму трагедию мне было легко сыграть, так как я жил жизнью Саши Белого, мне были понятны его переживания. И я просто прошел по аллее и подошел к убитым друзьям. Но то, что случилось потом, было страшно... В этот момент даже из группы ко мне никто не мог подойти. Мне стало плохо. Мы отсняли эту сцену, меня отпоили успокоительными... А потом играли сцену, когда убитых на глазах Саши грузят в «скорую помощь». И опять меня трясло...

— Наверное, не меньше сердечного труда было и в нашумевших фильмах «Мастер и Маргарита», «Есенин»?

— Это так. Некоторые потом говорили: «Вот ты сыграл Иисуса Христа!» Я на это отвечаю, что я играл не Иисуса. Его никто не имеет права играть. Я сыграл Иешуа. Он гений, но это литературный персонаж! Если вы внимательно прочитаете Булгакова, то поймете, почему у Иешуа под глазом фингал, почему он потирает руки, как человек. Потому что он и есть человек, и ему больно руки! Михаил Афанасьевич прямо говорит, что Иешуа — человек, который живет философией: «все люди добрые». Чтобы постичь эту философию, я даже постился во время съемочного периода. Поверить в то, что убийцы — добрые люди, мне было сложно... Но после поста мне многое стало понятно, и я согласился с этой философией...

— То есть, сыграв Иешуа, вы поверили в то, что убийца может быть добрым человеком?

— Именно! Ведь ребенок рождается с чистой душой, душа — она ангельская, она изначально чиста! Если из ребенка получается убийца, то это уже потом, когда дьявол завладел его душой. А как ежесекундно за эту душу борются добрые и злые силы, мы все видим. И литература тоже борется, и кино. И мне было легко отвечать Понтию Пилату, который спрашивает: «И Иуда — предатель — тоже добрый человек?» Мой герой отвечает: «Да, добрый!» Я понял, что от того, как я произнесу эти слова, будет означать, кто же побеждает — Иешуа или Воланд. Ведь в романе складывается впечатление, что Иешуа — слабый человек. И тогда мне помогло то, что до этого я играл самых разных, но всегда сильных героев. Я понял, что, если Иешуа отстаивает добро и истину, он тоже должен быть сильным — тогда и добро становится сильным! Он говорит о сильной истине, когда идет на распятие. Он — правда, а Воланд — неправда.

— Сейчас идет фильм «Поцелуй бабочки» с вашим участием. Для вас это значительная работа?

— Это важный по своей идее фильм. Это фильм о любви русского парня и китаянки. В наше время национальной нетерпимости очень важно говорить о простых человеческих чувствах. Сейчас нужно настраивать себя и детей на то, что есть одна национальность — порядочный человек. Если мы будем стремиться к этому — не нужно будет иметь оружие, границы... В фильме рассказывается, как русский сходит с ума от любви к китаянке. Хотя, признаться, я все же приверженец европейской красоты... Предупреждаю: этот фильм — «детям до шестнадцати»!..

— Расскажите о возлюбленной вашего героя.

— Она настолько беззащитная, нежная, что ее хочется защищать... Это идеал моего героя, так как он мечтал о ком-то заботиться и кого-то жалеть, защищать. Продюсеры даже провели аналогию с «Бригадой». Николай Орланов напоминает Сашу Белого своей мужской силой. Когда ему никто не помогает, когда все против, он, стиснув зубы, идет в бой за свою любовь. Он воин по своей натуре. Он настоящий парень, который любовь спасает своими собственными руками.

— Съемки чем запомнились?

— На катере погонял вдоволь! Я рисковал, конечно. Ириша, жена моя, меня потом отругала. Она сказала: «Это было страшно!» Но на берегу канала в Питере, где шли съемки, стояли зрители, девчонки, и я не мог не полихачить, честное слово! Видимо, сказывается то, что я родом с Волги. Отец мой мечтал стать капитаном речного судна и по Волге ходить! А стал артистом. Я ему говорил: «Бать, представляешь: если бы ты стал капитаном, я был бы сыном капитана! Ты стал артистом — и я стал сыном артиста». Хотя я был бы хорошим матросом. Но артист — это здорово! Это вообще счастье, когда занимаешься любимой профессией. Нужно любить то, чему ты служишь, — свою профессию.

— А как же деньги? Ведь не секрет, что в актеры идут еще и для того, чтобы быть безбедным и успешным...

— Да, есть такое понятие — деньги. К сожалению, их пока никто не отменял... Лично я не зарабатываю, как голливудские звезды или олигархи, но очень спокойно себя при этом чувствую. Зато прихожу в ужас, когда узнаю, сколько потратил на день рождения или свадьбу тот или иной олигарх... Конечно, я пытаюсь выглядеть соответственно «звезде», но я нормальный человек. Родители дали мне нормальное воспитание. И я его обязательно передам своим детям.

— Российские актеры в последнее время занимают очень активную позицию — тормошат состоятельных людей, подсказывая им, где нужна помощь меценатов.

— Для этого, наверное, мы и существуем! Бывало, придешь к какому-нибудь бизнесмену, а у него глазки умненькие-умненькие. И спокойно ему говоришь: «Ну, сколько можно только себе? Нужно же иногда и для других...». Большинство с этим соглашается! Я даже в шутку напоминаю, что раньше на Руси купцы золотые червонцы с медом ели!

Червонец — в мед, и — ам! Но не все были такими! Были, которые и храмы строили. И мы им до сих пор благодарны. Ведь когда-то Москва была городом «сорока сороков». И все это благодаря щедрым людям. Существует пресловутое понятие: «только за деньги». Например, дорогое лечение для ребенка. Этого никто не отменял. И порой для спасения маленького человечка нужны огромные деньги. Тогда мы привлекаем олигархов. Которые тратят на день рождения или свадьбу по полтора миллиона долларов. Но если счастливые молодожены, вступая в законный брак, откажутся от излишеств и спасут жизнь человеку, это и будет означать — повенчались. А отпраздновав скромнее день рождения, можно подарить год жизни или даже целую жизнь другому человеку! А если друзья спросят: «А че не круто?» — можно ответить: «Я сегодня спас жизнь чужому ребенку. А мы просто посидим у меня дома на кухне, «раздавим» бутылочку водки...». И это даст неповторимое ощущение, что ты человек, а не животное, которое хочет сгрести под себя все блага мира.

— Выходит, что благотворительность — удел богатых?

— Нет, богатые могут помочь материально. А людям порой нужны простая поддержка, забота и внимание к их проблеме, им нужно знать, что они не брошены на произвол судьбы. Благотворительность — состояние души. Россияне сострадательны по своей натуре. Они снимут последнюю рубашку и отдадут другому. И я горжусь этим! Это и есть христианское отношение к людям.

— Вы с супругой Ириной взяли шефство над мальчиком из Днепропетровска, больным раком крови. К вам обратились его родители?

— Его врач. Он объяснил, что фото на память и автограф порой приносят больше пользы, чем лекарство. Маленький человечек от тяжелого лечения может устать жить. И в него нужно вдохнуть жизнь. А пока у него есть мечта, он держится за нее и вытягивает себя... Сережа, над которым мы взяли шефство, приуныл, лежал лицом к стенке. Доктор набрал мой номер и дал телефон мальчику. Я не сдержался... У меня слезы близко, хотя мужчинам не подобает плакать. Хорошо, что Сережа меня не видел. Оказалось, что он поклонник «Бригады». И я сказал ему: «Брат, ты меня узнаешь? Ты настоящий воин, ты видел моего героя — он боролся за жизнь до конца. И ты, как мужчина, стисни зубы и скажи себе: я буду бороться, для этого я пришел на землю!» Сначала у Сережи был шок, а потом, как мне рассказали, он заулыбался. Пошла эмоция! Парень стал ходить на процедуры, мужественно принимать необходимое лечение. Это и есть сила слова — доброго слова, которое несет в себе колоссальную энергию. Жаль, что только в двадцать первом веке об этом стали говорить открыто.

— Что актер Сергей Безруков может сказать тем, кто сейчас вынужден преодолевать трудности и нуждается в поддержке?

— Могу сказать, что на все воля Божья. Господь любит нас и дарует жизнь. И если ты отказываешься от жизни и борьбы за жизнь — значит, ты отказываешься от Господа. Мы должны любить жизнь, как самого Бога, держаться за нее всеми силами и ничего не бояться. И мечтать. Сейчас такое время, что можно мечтать, потому что есть добрые люди, есть! Мысль и слова материализуются! Никогда не нужно думать плохо! Я был в индии у монахов джайнов — это представители одной из самых древних религий. Они владеют левитацией, то есть могут летать. Они попадают в тонкий мир... Я думаю, что они летают мысленно. Тело остается на месте, а они перемещаются в тонком мире. Отправляются, куда им хочется, встречаются с теми, с кем им хочется. И это еще одно доказательство, что мысль уникальна и материальна! Как и слово. Поэтому думайте и говорите только хорошее!

— Как относитесь к употреблению спиртного?

— Русский мужик не знает меры в питье, и это печально. У меня нижегородские корни, много родни живет в тех краях, поэтому я не понаслышке знаю, как может пить русский мужик. Поэтому сам не пью. Мне горько смотреть, как тратят здоровье на это дело мои друзья и коллеги-артисты. Остановить человека невозможно — должна быть личная ответственность и чувство меры. Остается только наблюдать, как человек расточает свои силы и талант...

— Принято считать, что артисты таким образом снимают стресс... А вы как восстанавливаетесь после нагрузок?

— Выезжаю на природу — к речке, в лес... Мне нужны покой, тишина. Кстати, расскажу один хороший анекдот про отдых. Мужик весь год собирался в отпуск. Купил крутые горные лыжи, палки, костюм, очки, приехал на самый дорогой курорт. Настроился — и поехал вниз с горы. В самом низу в столб подъемника — бух! И со всего маху — лицом об него. Встает — весь в крови, зубы выбиты. Утирается: «Нет, все равно это лучше, чем работать!»

— Сергей, и последний вопрос...

— Никогда не говорите «последний». Когда нас Господь призовет к себе — вот тогда и будет последний... Говорите так: в этой нашей встрече — заключительный вопрос.

— Сергей, заключительный вопрос! Все-таки чем приходится жертвовать артисту, когда он отдает всего себя на съемочной площадке?

— Нервами, в итоге — здоровьем. Есенин, Пушкин, Иешуа — это безусловные гении, которыми мне приходилось быть на площадке. Но я-то не гений, я простой человек! Поэтому приходилось включать все резервы — физические и эмоциональные, — чтобы понять, прочувствовать их сущность, смысл их слов и поступков. Это трудно. И это, видимо, не проходит бесследно для артиста. Спасают зрители. Когда я четыре часа играю на сцене Пушкина — на поклон выхожу чуть живым. Но слышу аплодисменты, вижу восторженные лица зрителей — и вот уже я готов играть, творить и жить дальше. Спасибо за это счастье!

Фотографии статьи
124-43.jpg