Плохой прогноз доводит... до слез
Весомый вклад в обеспечение безопасности общества вносит Гидрометслужба Западной Сибири. Уже в первой половине 2006 года синоптики Новосибирского гидрометцентра, областных центров Западно-Сибирского УГМС успешно предсказали сильные 40 — 50-градусные морозы в январе, сильные ветры, метели, гололёдные явления холодного периода, сильные заморозки в мае, засушливые явления, суховеи, высокую и чрезвычайную пожароопасность в лесах в мае — июне и т. д. Гидрологи прогностических органов Гидрометслужбы предсказали бурное весенне-летнее половодье 2006 г. в бассейне Верхней и Средней Оби, Томи (с притоками), возможность подтопления населённых пунктов и объектов экономики. Удачные прогнозы и предупреждения позволили органам власти, МЧС и другим структурам принять заблаговременные меры по снижению ущерба.
В современном мире метеослужбы любой страны финансируются бюджетом, и их деятельность является воплощением государственных гарантий гражданам по защите их здоровья и имущества от негативного воздействия аномалий погоды. Однако, чем более развита экономика страны, тем больше ей требуется, помимо общедоступной информации, специальных прогнозов и гидрометданных: для авиации, флота, строительства, энергетики, сельского хозяйства и т.д. Так, например, метеослужба США, полностью и в достаточной мере финансируемая государством, бесплатно предоставляет свою продукцию всем желающим. Ею пользуются около 4 тысяч частных структур, которые подготовленную информацию в удобном для потребителя виде и продают. В России всё это делает пока только Росгидромет, который государством финансируется лишь частично (30 — 40% от потребностей), а частный сектор не развит. Можно сказать, что со стороны органов власти существует некое непонимание задач Гидрометслужбы и её эффективности, которое имеет историческое происхождение. В 30-х годах прошлого века Гидрометслужбу страны присоединяли к наркоматам просвещения и земледелия, во время войны она вошла в состав Красной армии. В 1956 г. в течение года нас числили в системе совхозов и заготовок. В 1992 г., когда распался Союз, Гидрометслужбу включили (на 9 месяцев) в Министерство экологии и природопользования. На этом наши злоключения не закончились. Еще дважды (в 1998 и 2004 годах) выходили указы Президента РФ о ликвидации Росгидромета и его переподчинении другим министерствам. И снова, подобно птице феникс, Гидрометслужба возрождалась. Откуда в такой ситуации взяться деньгам?! И к чему же вся эта чехарда привела?
Хроническое недофинансирование Гидрометслужбы привело к резкому сокращению наблюдательной сети (примерно на треть). Если в Европе одна метеостанция работает на территории 4 — 5 тыс. км2, то у нас — более 10 тыс. км2. От этого часть российской земли остаётся как бы в «метеотени». В США, Франции, Китае один гидрологический пост приходится на 0,2 — 0,6 тыс. км2, а в России — на 5 тыс. км2. А, как известно, чем хуже наблюдения, тем хуже и прогнозы. Добавим к этому почти полный износ (80 — 90%) приборов и оборудования, которые устарели не только физически, но и морально.
В то время как зарубежные метеорологические центры регулярно (каждые 3 — 5 лет) обновляют свои вычислительные средства, соответствующие ресурсы российских центров в настоящее время практически исчерпаны, и по их производительности Россия отстаёт от зарубежья от 100 до 2000 раз.
Особую проблему представляет заработная плата работников Гидрометслужбы. Впрочем, она актуальна в высшей степени вообще для подавляющей части населения страны. Разве могут быть реализованы прогрессивные экономические реформы в стране, где зарплаты и пенсии относятся к категории нищенских?! В стране, где, по данным академиков О. Львова и Н. Петракова, российские зарплаты отстают от развитых стран в 15 — 27 раз и составляют не более 70% от среднего уровня бывшего СССР?! По признанию главы Росгидромета А. И. Бедрицкого, из 36 тысяч сотрудников Гидрометслужбы более половины — низкооплачиваемые (1000 — 2000 рублей в месяц) работники станций и постов. «Если они уйдут, развалится вся служба».
Нельзя утверждать, что гидрометеорологи не пытались решить свои проблемы. Помимо официальных каналов, хождений по кабинетам чиновников и лабиринтам Белого дома и Кремля практиковались обращения коллективов различных организаций Росгидромета к государственным органам. Весной 1992 г., в эпоху развала Союза и разгула демократии, созданный по инициативе работников Гидрометслужбы стачком Росгидромета во главе с Б. В. Кубаем (ныне руководитель Приморского УГМС) возглавил борьбу гидрометеорологов за достойные условия жизни и социальной защищенности. В тяжелых переговорах с правительственными чиновниками, которых возглавлял вице-премьер А. Шохин, удалось добиться определённых уступок, дотаций и социальных гарантий работникам Гидрометслужбы. Всероссийская забастовка гидрометеорологов была отменена буквально в последние часы перед акцией.
С тех пор прошло почти 15 лет. Инфляция, дефолты, деноминации, хроническое недофинансирование резко ухудшили условия жизни работников Росгидромета. Неоднократные обращения гидрометеорологов и Общероссийского профсоюза авиационных работников (ОПАР) по данной проблеме к государственным органам, в том числе к Президенту РФ, Государственной думе, результатов не дали. Терпение гидрометеорологов лопнуло. 31 мая 2006 г. Северная территориальная профсоюзная организация ОПАР (г. Санкт-Петербург) предложила 15 июня провести во всех организациях Росгидромета профсоюзную акцию под девизом «Работникам Гидрометслужбы — достойную зарплату». Исполком ЦК ОПАР поддержал требования первичных профсоюзных организаций Гидрометслужбы о проведении единых действий за достойную заработную плату работников Росгидромета и, в свою очередь, направил соответствующее обращение в адрес М. Е. Фрадкова. В нём, в частности, говорится следующее:
«После повышения заработной платы в здравоохранении, образовании, науке работники Гидрометслужбы забыты всеми органами исполнительной и законодательной власти. Они остаются одной из беднейших категорий в бюджетной сфере.
...Можно ли считать государственной и дальновидной политику тех структур и чиновников, которые определяют такой уровень зарплаты?
...Почему в жиреющем от денег государстве живут 30 тысяч человек, которые честно и добросовестно в самых отдалённых точках страны трудятся на это самое государство, но вынуждены влачить нищенское существование, не имея возможности получать достойную заработную плату, полноценный отдых, лечение, образование, жилищные условия... Национальные проекты, о которых стало модным говорить в последнее время, никак не коснулись работников службы».
В акции 15 июня активное участие приняли работники подразделений Западно-Сибирского УГМС: Новосибирский, Томский, Кемеровский, Алтайский, Горно-Алтайский центры по гидрометеорологии, гидрометстанции — около 90 подразделений (примерно 2 тысячи человек); в адрес М. Е. Фрадкова направлено всего около 140 телеграмм от крупных коллективов и отдельных лабораторий, групп, отделов, от ветеранов труда, ученых Сибирского гидрометинститута.
...В одном из своих интервью глава Росгидромета А. И. Бедрицкий заявил: «Метеорология становится основой прибыльного бизнеса, и я уверен, что в ХХI веке инновации в этой области превратятся в широко востребованную отрасль мирового экономического хозяйства».
Эх, дожить бы!...