USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Последний из могикан

Геннадий САМОШИН. Народный артист РСФСР.



Алексей Яковлевич Левицкий сорок два года отслужил в нашем оперном.

Приехал он в Новосибирск в 1958 году, окончив Киевскую консерваторию. Его учителем по вокалу был знаменитый бас, народный артист СССР И. С. Паторжинский, солист Киевской оперы.

В Новосибирске Алексей Яковлевич сразу активно включился в жизнь молодого музыкального театра.

Первой его партией у нас, которую он спел очень удачно, был Мельник в опере «Русалка» Даргомыжского. А эта партия доставляет много хлопот и басам с большим стажем и сценическим опытом.

Дебют был удачным. Но удача была не случайной. В этом же сезоне Левицкий, успешно «набирая обороты», поет еще пять сложнейших, совершенно противоположных по характеру партий: Крестьянина и патриота русского народа Ивана Сусанина, кровавого монарха Филиппа в «Дон Карлосе» Верди, кардинала Монтанелли в «Оводе» композитора Спадавеккиа и Кучума в советской опере «Ермак». Он создает яркий образ Кончака в «Князе Игоре» русского классика Бородина. Вскоре отлично, как бы попутно, звучит в его исполнении Нилаканта в опере Делиба «Лакме».

Его души и неповторимого тембра голоса хватило для того, чтобы его герои, такие разные оперные персонажи, были понятны и прочувствованы любым поклонником оперы.

Что за явление — Левицкий? Он пришел в театр, когда здесь были в отличной форме опытные басы: народный артист РСФСР В. П. Арканов и заслуженные артисты Николай Логутенко, В. Я. Кирсанов. Алексей Левицкий сразу занял свое место, не находясь в дублерах.

Читая эти строчки, можно подумать: «Ну и что? Мало ли басов имеет полнозвучный диапазон голоса, необходимый для исполнения в опере сложнейшего репертуара от хана Кончака до царя Бориса». Все верно, спеть можно все, но как, с каким звуком?

В каждой оперной партии есть обязательно и лирические, и драматические моменты, которые Левицкий успешно преодолевал: мужественность, юмор, издевки, иронию, радость, слезы. Все эти краски были в тембре его красивого голоса, певучего, как первоклассная виолончель.

Еще великие классики-педагоги вокала, в частности Ламперти, уверяли, что «тембр — это зеркало души исполнителя», и поясняли, что через тембр должно быть слышно до видимости отношение певца к изображаемому им персонажу или событию.

Конечно, тембр — это разнообразие оттенков голоса, когда поются не только слова, но поется и мысль.

Тембр голоса трудно описать, он не имеет вкуса и запаха, но этот великолепный бас был певучим, обладал кантиленой, то есть способностью голоса связывать между собой звуки без единой «выщерблены» в сплошной музыкальной линии. К тому же его тонкая душа обладала любовью к кантилене, ему была дана природой и школой свобода звучания всего голоса, сверху донизу, поэтому каждая его музыкальная фраза шла в зал изящно, полновесно и красиво. А тембр — окраска звука, это еще и подарок природы поющей Украины.

Взлет Левицкого состоялся очень быстро. В 1959 году — дебют в «Русалке», в этом же году спеты партии, о которых я уже упоминал. Они одна другой стоят по сложности. Через год молодого, но уже с хорошими «когтями» львенка отправляют на международный конкурс в Болгарию. Оттуда он возвращается лауреатом — у «львенка выросла грива». Еще через год, в 1962 году, ему присваивается звание заслуженного артиста РСФСР.

Наш театр жил своей творческой жизнью, много воды утекло до 1996 года, когда Левицкий стал народным артистом России. Как сам Алексей Яковлевич сказал: «Немного задержался...»

За все сорок два года на сцене (до юбилея) голос певца не утратил своих качеств, звучал так же полновесно и красиво.

В юбилейный год своего семидесятилетия певец в последний раз спел своего любимого Бориса Годунова в опере М. Мусоргского и закончил свою творческую деятельность в опере. Это произошло в 2001 году. Впервые Борис был им спет в 1963 году.

Я, беседуя с ним, спросил о лучшей, на его взгляд, партии в репертуаре, на что он, не задумываясь, ответил: «Может, и есть певцы, у которых есть любимые роли. Лично у меня их нет. Все люблю одинаково, но Борис почему-то престижней».

А. Я. Левицкий пел и в концертах. И всегда — успешно. У него был большой, хорошо «впетый» романсовый репертуар из русской классики. Особенно он хорошо относился к русским народным песням и своим, национальным, украинским, показывая свою трактовку произведений.

Общительный, с юмором человек, в творческой обстановке театра, на репетициях, с коллегами Левицкий вел всегда себя ровно, был уживчивым, доступным. Сейчас Алексей Яковлевич на заслуженном отдыхе. Занимается воспитанием горячо любимой внучки. Желаю ему удач творческих, хороших общений и долгих лет здравствования.

Бывало так, ты не всегда был
понят,
Но в поворотах жизни точно знал,
Что голос твоей чести не уронит,
И с этой верой жил и побеждал.
Всегда был нужным и незаменимым
И от обид упорно уходил.
И с тонкою душой, легко ранимой,
Ты ни в какие кланы не входил.

Фотографии статьи
118-09.jpg