Доктор, профессор ввел себе стволовые клетки
Сегодня мы хотим рассказать о докторе медицинских наук, профессоре Николае Георгиевиче Колосове, который смолоду имел вкус к медицинскому эксперименту, прививает его и студентам на кафедре травматологии, ортопедии и медицины катастроф Новосибирского медицинского университета. В этом году он проводит необычный эксперимент — на себе, введя в организм стволовые клетки.
В изучение и применение клеточной терапии Николай Георгиевич успел внести свой вклад еще в прошлом веке. Но прежде чем мы вспомним о его «пионерских» исследованиях, имевших яркий успех, надо рассказать об его эксперименте на себе, который многие коллеги воспринимают скептически, а студенты — с восторгом.
— Зачем вы ввели себе стволовые клетки?
Он говорит, что ему часто задают этот вопрос. При встрече его «поедают» глазами и спрашивают: «Ну как?» Знакомые врачи язвительно интересуются: «А можно и мне омолодиться с помощью стволовых клеток?» Коллеги, которые не знакомы с Колосовым, услышав об эксперименте, строят предположения: «А, может быть, человеку уже нечего было терять?» Дело в том, что в последнее время немало пишут и говорят, что стволовые клетки неэффективны, даже вредны. От них может развиться, например, раковая опухоль.
Государственная дума РФ какое-то время оставляла вопрос открытым: не выносила вердикт о запрещении работы со стволовыми клетками, но и не давала разрешения. Федеральная же служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития объявила войну применению клеточной терапии, так как «процедура использования стволовых клеток еще не прошла официальную регистрацию». Действительно, услуги по лечению и омоложению стволовыми клетками в России стали предлагать несведущие люди и шарлатаны, которые быстро оценили рыночный спрос. Это подрывало работу серьезных ученых, дискредитируя новое направление в медицине. В начале этого года все-таки на применение стволовых клеток было вынесено ограничивающее решение.
Вот тогда Николай Георгиевич и пошел на эксперимент на себе, чтобы доказать не только безвредность, но эффективность терапии стволовыми клетками крови.
— Я ввел себе стволовые клетки, чтобы посмотреть, что будет происходить в организме. Причем я педантичный человек, каждый месяц документирую все результаты.
Предварительно доктор наук был обследован коллегами из городской клинической больницы № 2 буквально с головы до пят. Посмотрели все сосуды, проверили работу органов, взяли всевозможные анализы крови. Организм оказался вполне здоровым. А введенные стволовые клетки, по наблюдениям исследователей, ищут патологию, направляются в больное место и там начинается процесс восстановления. Значит, в организме Николая Георгиевича, который по возрасту немолод, клетки должны вызвать процесс омоложения.
Чтобы запечатлеть ход эксперимента визуально, сфотографировали каждую морщинку на лице, подробно руки, которые у людей особенно откровенно выдают возраст. Но нам эти снимки доктор не показал — документы все-таки. Когда идет такой эксперимент, поневоле будешь осторожным и даже суеверным. Кстати, у себя в кабинете руководителя кафедры травматологии, ортопедии и медицины катастроф он не стесняется держать в переднем углу икону Богородицы и Николая Угодника, покровительствующего искателям, путешественникам, тем, кто «себя пытает». Упоминаю об этом для того, чтобы стало понятно, что Колосов не какой-нибудь оторванный от всего святого человек, которому все трын-трава.
Профессор после введения полутора миллиардов супермолодых стволовых клеточек не почувствовал ничего необычного. Через два часа направился по своим делам. На третий день взяли анализы, на десятый — вновь анализы. Смотрели, что происходит с иммунной системой. Естественно, режим и питание пришлось строить по правилам здорового образа жизни. В частности, совсем исключить спиртное. Николай Георгиевич к вопросу о спиртном заметил:
— В России много раз вводили больным стволовые клетки. Но трудно заставить наших людей соблюдать все запреты. Лучше станет, они начинают диету нарушать, горячительными напитками баловаться. Наш русский человек не педантичен. Зарубежные исследователи говорят, что на русских никогда не будут опыты проводить. Аккуратно выполняют предписания врачей китайцы, корейцы и японцы. А наш человек может сделать все наоборот.
Об отсутствии педантичности у соотечественников Николай Георгиевич знает, конечно, не понаслышке. Возглавляя такую кафедру, он не только учит студентов, как спасать людей, пострадавших от цунами, торнадо, нападения террористов, как лечить пострадавших во время военных конфликтов, а в мирное время — от травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Он трудится в больнице, в которой находится клиническая база НИИ клинической иммунологии СО РАМН. Сотрудничает с коллегами других НИИ и больниц, ведя совместные исследования на стыке разных медицинских специальностей. Кандидатскую диссертацию «настрогал» еще во время учебы в вузе, причем тогда его уже интересовала тема выращивания костей, их регенерации.
Лет десять назад Николай Георгиевич начал заниматься клеточной терапией. Вместе с Тамарой Дмитриевной Колокольцевой, которая в НПО «Вектор» заведовала лабораторией в институте клеточных культур, стали работать над выращиванием кожи из клеток ожоговых больных. Привезут в «Вектор» кусочек кожи пострадавшего человека. Там ее расслоят на клеточки: кератиноциды, эпителициды, фибробласты. Начинают культивировать, выращивать кожу. Затем в виде геля или пласта на подложке доставляют к больному, и затем эта выращенная кожа начинает творить чудеса: заживление идет как на опаре. С применением этой кожи можно спасать людей при таких ожогах, которые несовместимы с жизнью. На эту тему Николай Георгиевич защитил докторскую диссертацию.
Уже тогда он заметил, что регенеративные способности кожи молодого и пожилого человека сильно различаются. Клетка молодого в хорошей питательной среде «родит» примерно 10 себе подобных, а клетка кожи старика — всего 3 — 5. А вот клетка кожи зародыша произведет целых 45 клеточек. Это привело к новым перспективным исследованиям. С лабораторией Владимира Александровича Козлова, директора НИИ клинической иммунологии, при участии нейрохирурга Самуила Семеновича Рабиновича начали трансплантировать клетки при травмах и заболеваниях головного и спинного мозга. Затем были получены перспективные результаты по использованию стволовых клеток при сахарном диабете, при циррозе печени.
Сейчас Николай Георгиевич вместе с заинтересованными коллегами работает над восстановлением суставов с помощью стволовых клеток. Не нужны будут железные суставы вместо пораженных, если можно будет вырастить свои. По мнению Колосова, регенерация больных и травмированных суставов уже не за горами.
В апреле на президиуме СО РАМН в докладе «Стволовые клетки и регенеративная медицина», представленном НИИ клинической иммунологии, было сказано, что в области изучения и применения стволовых клеток «получены новые приоритетные данные, не имеющие отечественных и зарубежных аналогов». По ходу этого доклада было выступление и Николая Георгиевича о своих исследованиях. Он говорил, в частности, об эксперименте на самом себе.
Признаться, было интересно удостовериться воочию, как продвигается омоложение, поэтому мы решили посетить своего героя спустя месяц после первой встречи. Действительно, Николай Георгиевич как будто сбросил десяток лет долой!
— Как себя чувствуете?
— Хо-ро-шо!
— Что-то изменилось в самоощущениях?
— Врать не буду, пока не замечаю.
Главный врач городской клинической больницы № 2 Любовь Анатольевна Шпагина, когда слышит пересуды об омоложении своего коллеги Колосова, строго отшучивается: «Какой был молодой, таким и остался». Кстати, эффект ожидается примерно через полгода после начала эксперимента.
Несмотря на «военную жилку» в профессии и характере, Николая Георгиевича невозможно назвать «сухарем». Он периодически уезжает из города, чтобы услышать крик журавля, лебедя. Любит пору, когда цветут яблони и вишни. В своем саду выращивает новые сорта георгинов, удивительных расцветок гладиолусы, вплоть до зеленых. В Колывани, в одном из частных хозяйств, живут лошадки, которых он приобрел, потому что они красивое и благородное творение природы. Большая радость для него и лошадей, если сможет вырваться, приехать, покормить своих четвероногих друзей, оседлать и прокатиться.
Чтобы запечатлеть ход эксперимента визуально, сфотографировали каждую морщинку на лице, подробно руки, которые у людей особенно откровенно выдают возраст. Но нам эти снимки доктор не показал — документы все-таки.
Колосов был и сейчас является куратором областного ожогового центра. Туда обожженных ежегодно поступает почти в два раза больше, чем дней в году. Многие с очень тяжелыми ожогами. Немало среди таких и детей. Выращивать кожу для всех, кому она нужна, в лаборатории — дело непосильное. А на производственную основу его поставить пока не удалось — денег не нашлось у властей. Николай Георгиевич надеется, что придет время, когда можно будет закупить оборудование для выращивания кожи. Такая база, как «Вектор», есть, кроме нашей области, только в США. Он говорит, оценивая ситуацию
не только в спасенных человеческих жизнях: «Это выгодно, мы уникальные».