USD 103.7908 EUR 108.8705
 

«Военка» — не волынка

Тарас РУДЫК.



В сентябре прошлого года Министерство обороны объявило список из 35 вузов, в которых будут продолжать готовить офицеров запаса. При отборе учебных заведений для сохранения в них военных кафедр приоритет отдан техническим университетам и медицинским академиям, а также узкопрофильным вузам. Что касается последних, то в них ведется обучение по так называемым дефицитным специальностям, в которых остро нуждаются практически все виды и рода войск. Например, нужны армии инженеры, умеющие прокладывать дороги, трубопроводы и мосты. Не менее востребованы геодезисты, картографы и метеорологи. Так, без метеосводки нельзя организовать полеты военной авиации или провести крупное тактическое учение с боевой стрельбой.

Пока что в Новосибирске продолжают готовить офицеров запаса в восьми высших учебных заведениях, имеющих статус государственных, но после оглашения Минобороны вышеупомянутого списка в третьем по рейтингу городе России останется лишь две военные кафедры — в медицинской академии и университете телекоммуникаций и информатики (СИБГУТИ), в котором обучается около 11 тыс. студентов.

— Не было абсолютной уверенности, что нас не сократят, — рассказывает начальник военной кафедры СибГУТИ полковник Виктор Панарин. — В то время студенты и преподаватели, да и руководящий состав университета находились в состоянии тревожного ожидания. Была надежда, что кафедру все-таки «пожалеют», потому что наш вуз готовит специалистов связи. А они, как показывает жизнь, востребованы не только в Вооруженных cилах, но и во всех без исключения силовых структурах. Сегодня около 15 процентов наших выпускников служат в различных силовых ведомствах. Как служат? Хорошо. Есть среди них и генералы, занимающие высокие должности, в том числе и в Генеральном штабе ВС РФ.

Выпускник родной кафедры и полковник Панарин.

Вряд ли полковник Панарин и его подчиненные, офицеры-преподаватели, могли кардинально повлиять на принимаемое в министерских эшелонах решение — сохранить в СибГУТИ военную кафедру или ликвидировать ее? Тем не менее письма с убедительными аргументами Виктора Ивановича летели в самые высокие инстанции. В златоглавой хорошенько призадумались, прежде чем занести «нож» над одним из структурных подразделений крупнейшего учебного и научного центра России в области телекоммуникаций и информатики.

Если говорить о значимости и авторитете самого вуза, то сегодня в его составе 6 факультетов очного обучения и факультет заочного, 3 филиала — в Екатеринбурге, Хабаровске и Улан-Удэ, 4 колледжа связи и информатики, межрегиональный учебный центр переподготовки специалистов, научно-исследовательский сектор, аспирантура, докторантура, региональный совет по защите кандидатских и докторских диссертаций. СибГУТИ готовит кадры в областях телекоммуникаций, информатики, экономики и бизнеса не только для регионов Урала, Сибири, Дальнего Востока, но и ряда стран Европы, Азии, Африки и Америки. В университете работают около 600 преподавателей, среди которых десятки профессоров и докторов наук, 15 действительных членов и членов-корреспондентов различных российских и зарубежных академий. Студентами, аспирантами и докторантами университета являются граждане из нескольких стран дальнего зарубежья. Созданы группы из иностранцев, и их обучение ведется на английском языке.

По мнению руководящего состава СибГУТИ, в частности ректора Сергея Ситникова, есть и субъективные факторы, в значительной мере способствовавшие тому, что военная кафедра получила вторую жизнь. Так, на протяжении последних пяти лет этот коллектив офицеров экзаменовали несколько комиссий, две из которых — из Минобороны и Главного управления кадров Вооруженных сил РФ. И если подчиненные полковника Панарина в ходе последней такой проверки заслужили «четверку», то их коллеги из одного престижного новосибирского вуза отчитались по своей работе на «двойку». Одна из веских причин неудовлетворительной оценки не в том, что на этот коллектив заведомо умышленно «наехали» начальники, чтобы потом всех подполковников и майоров строем отправить в запас. Беда в том, что некоторые офицеры считают военную кафедру этакой тихой заводью, где не стоит особенно напрягаться в работе, а можно годами кемарить.

Полковник Панарин и его коллеги подобные рассуждения не приемлют.

— Все в конечном счете зависит от того, кто и как учит студента военному делу, — говорит Виктор Иванович. — В любом вузе, в большом или маленьком коллективе, есть свои установленные правила, которым нужно следовать. Есть такие требования и у нас. Они, конечно, не выходят за рамки существующего законодательства. Поэтому неважно, кто ты — преподаватель или студент, будь добр, выполняй то, что от тебя требуется.

Редко случается, чтобы студент «вылетел» из военной кафедры. В основном это происходит, если молодой человек «отличился» в масштабах университета, и речь идет о его отчислении из вуза.

Второй, всем известный плюс «военки» для студентов: по окончании университета, имея офицерское звание и столь редкую специальность, они могут легко заключить контракт и служить практически в любой силовой структуре. К тому же, мало того, что обучение на кафедре бесплатное, «военным» студентам ежемесячно доплачивается плюс 15 процентов от их стипендии.

В соответствии с постановлением правительства определен статус военной кафедры, соответственно, и порядок отбора для обучения на ней. В числе обязательных условий — российское гражданство, состояние здоровья, дисциплины и успеваемости кандидатов. Кстати, на каждом курсе из 150 — 160 человек — 10 — 15 девушек. Преподаватели говорят, что эти девчонки учатся еще более прилежно, чем парни, проявляя повышенный интерес к военному делу и армейским порядкам, очень просят начальника кафедры разрешить им пройти полевой сбор. Их нельзя привлекать на это мероприятие, но что делать полковнику Панарину, если слабый пол охотно надевает камуфляж, обувает «берцы», приезжает на полигон и со слезами на глазах просит разрешения пожить в палатках, позаниматься огневой подготовкой и тактической?

Все четыре военно-учетные специальности, по которым готовит военная кафедра СибГУТИ, тесно увязаны с гражданскими профессиями, ради получения которых молодые люди и поступили в вуз. Например, есть в университете факультеты многоканальной и автоматической электросвязи, выпускающие инженеров электропроводной связи. Фактически такие же специальности студенты получают по окончании обучения на военной кафедре.

Аналогичный пример: есть в учебном заведении факультеты радиосвязи, радиовещания и телевидения и инженерно-экономический. Применительно к ним, а, точнее вместе с ними, военная кафедра готовит инженеров по эксплуатации радиосредств и командиров взводов фельдъегерско-почтовой связи.

На кафедре стали обучать еще одной специальности, которая называется «программное обеспечение функционирования автоматизированных систем». Здесь теперь готовят и офицеров-программистов (для РВСН). Только в прошлом году десятерых выпускников призвали на службу в Космические войска.

— Именно таким, сугубо профильным, должен быть подход к подготовке офицеров запаса, — считает полковник Панарин. — Где логика, рациональное зерно, когда в госуниверситете будущий математик или физик осваивает должность командира мотострелкового взвода? Совершенно очевидно, что военная специальность должна быть родственной гражданской профессии. Тогда проще работать и офицерам-преподавателям, и студентам, да и государственные деньги сэкономим, потому что учим уже не с нуля.

— Фактически к нам приходят готовые специалисты, и наша основная задача состоит в том, чтобы обучить их общевойсковым дисциплинам, на которые отводится около 100 часов, — рассказывает начальник учебной части полковник Сергей Некрасов. — То есть студенты изучают тактическую подготовку, уставы, огневую, инженерную, РХБЗ и другие предметы. Конечно, много часов отведено и на профилирующие дисциплины — тактико-специальную подготовку и военно-специальную.

Кто учит будущих лейтенантов запаса, прививает им азы армейской службы, чтобы по призыву на военную службу в их адрес не звучало ироничное — «пиджак»? Кафедра укомплектована преподавательским составом на 93 процента. Из них почти каждый второй офицер окончил военную академию связи, каждый третий принимал участие в боевых действиях и имеет государственные награды. Например, старший преподаватель подполковник Павел Каблов воевал в Афганистане и на Северном Кавказе, подполковник Владимир Лапин и майор Станислав Федоров — в Чечне. Все офицеры-преподаватели не менее 15 лет прослужили в регулярных частях, так что вряд ли кто из товарищей, знакомых из войскового звена осмелится сказать в их адрес, что они на кафедру пришли, чтобы отсидеться до «дембеля» в той самой «тихой заводи». Заведенные с лейтенантской юности военной пружиной — работать по принципу столько, сколько нужно для дела, — эти офицеры просто не приемлют более спокойные и щадящие режимы службы. Например, с должности командира полка связи сюда пришел начальник военной кафедры, а старший преподаватель подполковник Лапин до того, как учить студентов, командовал в войсках батальоном. Полковник запаса Валерий Гребенщиков и подполковники Александр Дорожкин и Павел Каблов в свое время занимали должности старших офицеров отдела связи штаба общевойскового объединения СибВО.

Учебно-материальная база кафедры позволяет проводить занятия с хорошим качеством. Студенты изучают технику и средства связи, которыми оснащены войска. На каждом направлении подготовки по военно-учетной специальности три учебных класса. Столько же их и на цикле общевойсковой подготовки. Заметно улучшилась материальная база кафедры после сокращения Томского военного училища связи — появились хорошие радиостанции, проводная и другая аппаратура.

Ближайшие планы коллектива офицеров военной кафедры — организовать мини-полигон связи на территории университета, поставить там аппаратные, спецтехнику. Также хочется по-прежнему идти в ногу со временем — осваивать аппаратуру на основе цифровых технологий. Когда это еще будет по линии Минобороны? Помогает руководство университета, как в свое время помогло оснастить кафедру новыми компьютерами. А месяц тому назад ректор Ситников выделил на реконструкцию и улучшение учебной материально-технической базы военной кафедры 4 млн рублей.

В ноябре прошлого года военная кафедра Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики отметила 50-летний юбилей со времени своего образования. Кафедру создавали офицеры-фронтовики — участники Великой Отечественной войны. Лучшие традиции и уникальный опыт по подготовке офицеров запаса связи в этом коллективе собирались по крупицам, копились и передавались из поколения в поколение. И, видно, что эти традиции сегодня не утеряны. Со времени образования кафедры в ее стенах подготовлено около 14 тысяч офицеров запаса, многие из которых посвятили свою жизнь служению Родине.

Как-то я беседовал со студентами и с преподавателями этого вуза в ходе их месячного полевого сбора в одном из учебных центров СибВО. И те, и другие жили на полигоне в палатках и занимались боевой подготовкой. На конкретных примерах, оперируя статистикой, офицеры убедительно доказывали, что им вовсе не сложно подготовить из будущих агрономов и животноводов командиров артиллерийских взводов.

— Студенты — люди образованные, они достаточно легко и с интересом осваивают военное дело, — объяснял начальник полевого сбора полковник Николай Марчук. — А учат их этому офицеры с боевым опытом, воевавшие и в Афганистане, и в Чечне. По качеству методической и личной профессиональной подготовки у нас очень сильные преподаватели — полковники Асеев Михаил Алексеевич, Кусов Алексей Степанович, подполковники Дмитриев Сергей Львович, Стробыкин Владислав Викторович, Хлыстов Игорь Анатольевич...

Студенты очень дорожат предоставленной им возможностью получить военную специальность, а вместе с ней и офицерские погоны. Перспективы знает любой первокурсник — если придется служить по призыву, то уже не рядовым, а лейтенантом.

А что говорят сами студенты?
— Моя будущая профессия — инженер по качеству
мясомолочной продукции, но это мне не мешает осваивать
реактивную систему залпового огня «Град», — сказал студент Александр Баранов. — Ничего сложного в этом «Граде» нет, просто нужно учиться.

— Мы здесь все с неоконченным высшим образованием, — поддержал товарища студент Александр Анисимов.
— Для нас не проблема изучить, что комбайн для уборки
зерновых, а что боевую машину.