USD 103.7908 EUR 108.8705
 

Чтобы жили барсы и медведи




предложили в рамках проекта «Предотвращение нелегального изъятия и оборота видов Конвенции СИТЕС (о международной торговле видами дикой фауны и флоры, с целью сохранения редких видов животных и растений) в российской части Алтае-Саянского региона» заключить договор о сотрудничестве с Сибирским таможенным управлением. Договор уже получил предварительное одобрение руководства таможни. Вполне возможно, что к договору присоединятся и пограничники.

По данным Интерпола, прибыль от торговли исчезающими видами флоры и фауны в мире достигает шести млрд долларов США в год и стоит на третьем месте после наркотиков и оружия. В 2006 году к международной Конвенции СИТЕС присоединилась и Россия, которая теперь обязана соблюдать ее правила. Однако сделать это не так просто. Как утверждают представители «Сибирского экологического центра», за Уралом процветает браконьерство. Причем транспортировка большей части шкур животных или их дериватов (то есть частей, например, желчный пузырь и лапы медведя), живых птиц, рептилий проходит, предположительно, не через таможни, а окольными путями.

В 2005 году «Сибирский экологический центр» впервые организовал семинар по обучению таможенников. Дело в том, что на таможенных пунктах нет биологов, поэтому сотрудникам бывает сложно выявить отдельные части редких животных. Сейчас диски с нужной информацией уже распространены на всех таможнях региона, появилось несколько публикаций в Сибирском таможенном вестнике. Хотя таможенникам и раньше удавалось выявлять нарушения. Через Толмачевскую таможню в 2003 году пытались провести партию соколов-балобанов. В 2004 году граждане Южной Кореи также пробовали вывезти шесть среднеазиатских черепах, спрятав их в носках.

Между тем эти случаи — только капля в море. Как рассказала координатор программ Новосибирского филиала «Сибирского экологического центра» Эльвира Николенко, в ходе специальных расследований выяснилось, что в нашей стране активно ведется торговля исчезающими видами флоры и фауны через интернет, по газетным объявлениям и даже через зоомагазины мегаполисов. Ценятся шкуры снежного барса ирбиса (средняя стоимость 10 тысяч долл.), кречеты (нижняя планка стоимости 500 долл., верхняя — в десятки раз выше), а также рога-панты, хвосты марала, желчь и лапы бурого медведя, мускусная железа оленя кабарги, шкуры и чучела белого медведя и т. д. Потребители — Китай, Южная Корея, Гонконг.

Соколов-балобанов, соколов-сапсанов и кречетов вывозят в страны Персидского залива. Арабские шейхи за крупных птиц необычной окраски готовы выложить баснословные деньги. Варварски уничтожается симпатичный олень кабарга. По оценкам экспертов, ежегодно вывозится не менее 120 кг мускуса кабарги — запаховой железы самцов (используется в традиционной китайской медицине как повышающее потенцию и стимулирующее иммунитет средство). Значит, ежегодно уничтожается до 15 тысяч этих прекрасных животных.

Бурого медведя добывают в основном в Сибирском округе, а барса — в Горном Алтае либо в Монголии. А потом ввозят на автомобилях через монгольскую либо казахстанскую границу в Россию. То, что она прозрачна для контрабандистов, факт общеизвестный. В мегаполисах не выходит мода на экзотических животных. Состоятельные люди могут их заказать через некоторые зоомагазины. Каким образом получен экзот — легальным или нелегальным путем, — заказчика, как правило, не интересует.

Теперь, после подписания Россией конвенции СИТЕС, ситуация по нелегальной торговле, а по сути, уничтожению редких видов флоры и фауны, не может продолжаться подобным образом. Начальник отдела организации и функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами Сибирского таможенного управления Василий Базылев отметил: «В скором будущем вдоль границы будет создана зона таможенного контроля, что даст основание для задержания нарушителей».