Мало «заманить», главное — удержать
В этой связи сложно преувеличить важность реализации областной целевой программы по обучению специалистов для строительной отрасли в высших и средних профессиональных учебных заведениях города Новосибирска. Данный документ действует в нашей области уже несколько лет. Он предусматривает целевую контрактную подготовку специалистов из числа выпускников образовательных учреждений сельской местности, городов областного и районного значения за счет средств областного бюджета.
Основные задачи целевой подготовки — кадровое обеспечение отраслей экономики районов и городов области и содействие сельской молодежи в получении высшего и среднего профессионального образования. Количество мест для приема в вузы в рамках данной программы ежегодно утверждается губернатором Новосибирской области по заявкам, поступающим от органов местного самоуправления и с учетом количества мест, выделяемых образовательными учреждениями.
За три года реализации программы на освоение строительных специальностей в Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет направлен 71 студент. Были заявки из районов и на обучение в Новосибирской архитектурно-художественной академии, но этот вуз не заключил договор на обучение студентов по целевой контрактной подготовке. Квоты на количество мест, определяемые в соответствии с заявками из районов, alma mater будущих строителей получает из департамента науки администрации Новосибирской области. Однако рост потребностей в этих специалистах намного опережает любые расчеты. Если в позапрошлом году главы администраций районов направили на целевую контрактную подготовку 75 человек, то в прошлом это было уже 132 запроса. Абитуриенты из села участвуют в конкурсе среди поступающих в рамках областной целевой программы. При этом главное требование со стороны вуза — хорошая подготовка школьников и их горячее желание пополнить когорту строителей-профессионалов.
Но основной проблемой является скорее не процесс, а будущий результат реализации программы, ведь полученных специалистов нужно еще и вернуть на места. А это, как показывает практика подготовки кадров для других отраслей, зачастую оказывается задачей не из легких. К примеру, по распределению из НГПУ в сельскую местность попадает всего порядка 20 процентов выпускников, из аграрного университета — 18 процентов. При такой низкой результативности увеличивать строку областного бюджета на целевое обучение (сегодня она составляет 63 миллиона рублей) нецелесообразно.
Пути решения — внедрять в обязательную практику заключение со студентами жестких контрактов. Кроме того, необходима особая программа укрепления кадров на конкретных местах, чтобы не только «заманить», но и удержать молодого человека в селе. Несмотря на то, что жесткой юридической формы для этого на сегодня не существует, ряд мероприятий для такого закрепления в районах области уже проводится. Это выделение на выгодных условиях ссуд на строительство жилья, выплата подъемных (до 20 тысяч рублей) при устройстве на работу, прибавки к зарплате.
Самый верный способ систематизации и анализа этого комплекса мер — законодательный, поэтому в ближайшее время департамент науки, инноваций, информатизации и связи областной администрации начнет разработку предложений по созданию закона Новосибирской области о закреплении специалистов, обучавшихся по программе целевой контрактной подготовки за счет финансирования из областного бюджета. Одним из регламентов этого документа предлагается сделать условие, согласно которому «целевики», обучавшиеся за счет бюджета и не направившиеся на работу согласно распределению, возвращали бы затраченные на них средства.