Дивиденды самостоятельности
едовольные с самого начала делали акцент на то, что многие направления ежедневной работы учреждений образования остались «за бортом», более оптимистично настроенные возражали, что «нельзя объять необъятное», приветствуя сам факт начала пристальной работы с многострадальной системой, пережившей страшнейшее десятилетие в 90-х годах.
Хотя, строго говоря, рассуждать о национальном проекте как о «начале работы» нельзя. Многие его программы давно реализуются регионами самостоятельно. Например, простое требование жизни — заниматься проблемой подвоза учеников из отдаленных сел (читай — программа «Школьный автобус») или та же ставка на информатизацию образовательной сети — и так в числе ежедневных забот областной администрации в течение последних нескольких лет.
Безусловно, одним из животрепещущих в рамках национального проекта стал конкурс «Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы». По его итогам 54 лучшие школы области, прошедшие, разумеется, жернова конкурсного отбора, получат по миллиону рублей. На что пойдут заветные для многих деньги? На дальнейшее развитие. Как показала работа последних месяцев, приуныли те директора, чьи школы — как сталактиты в пещерах — без солнечного света и заметного роста. Те же, кто и задолго до национального проекта постоянно стремился «идти в ногу со временем» (даже когда на это не было ни копейки — не в деньгах дело, а в душевном стремлении), сегодня — участники конкурса, бодро надеющиеся на победу, и которые не остановятся в своем развитии, даже если в этом году не получат миллиона.
Именно такие — активные и стремящиеся вперед руководители образовательных учреждений, стали участниками «круглого стола», организованного в департаменте образования Новосибирской области. Им есть что рассказать, ведь движение вперед — это не одномоментное состояние при подготовке к конкурсу. Это образ жизни школы и его директора.
Татьяна Лопатина, директор Белоярской средней общеобразовательной школы Мошковского района:
— Я представляю сельскую школу. Понимаю, что нам соревноваться с такими статусными учреждениями образования, как гимназии, лицеи, конечно, очень трудно. Но наша школа сегодня выполняет немножко другую задачу.
Мы находимся на территории села Белоярка, где раньше был совхоз-миллионер, который имел всероссийское значение. Но экономическая ситуация в стране привела к тому, что в 90-х годах совхоз стал банкротом. Благосостояние родителей резко упало, нарушилась вся инфраструктура села. Закрыли ведомственный детский садик, появились безработные в селе. Все это, конечно же, привело к негативным социальным тенденциям, и участие родителей в воспитании своих детей сильно ослабло. Дети стали учиться слабо, потеряли, можно сказать, как и их родители, интерес к своему будущему. Одним словом, к началу нового века мы пришли в кризисной ситуации.
И если к участию в национальном проекте многие школы подошли, что называется, «с чистого листа», то мы в этом плане уже в какой-то мере опытные — наша программа была составлена в 2002 году и называлась «Школа — социокультурный центр села». Четыре года мы сами «варились в этом котле», сами доставали деньги, а теперь нам победа в конкурсе позволила бы, конечно, несравненно легче двигаться дальше.
Сегодняшний же результат: к данному моменту все без исключения учителя нашей школы прошли повышение квалификации, некоторые даже два раза в год ездили в НИПКиПРО. Затем мы ввели новые, востребованные дисциплины: экономику, английский язык со второго класса, стали создавать класс информатики, совершенствовали учебные планы.
Но так как задача была еще и становиться социокультурным центром села, мы привлекли к совместной деятельности Дом культуры, ДЮСШ района, детский Дом творчества, Дубровинский сельский Совет (на нашей территории нет своего сельсовета) — в общем, всех-всех, кто хоть чем-то мог помочь изменить вес, значение школы.
И нам удалось переломить ситуацию. Если в качестве показателя взять хотя бы успеваемость, то теперь 70 процентов наших выпускников поступают в высшие учебные заведения на бюджетной основе. Не говоря уже об организованной школе развития при нашем учебном заведении, о филиале Мошковской вечерней школы, о превосходном учебно-патриотическом кружке. И как показатель — педагоги меня поймут — дети перестали покидать нас после девятого класса, процентов 70 продолжают учиться в нашей школе.
Теперь же хочется расширить материально-техническую базу, учебно-методическую, повысить еще квалификацию педагогов — одним словом, продолжить движение дальше.
В чем-то схожий путь, преследуя похожие цели, прошли до конкурса в одной из школ Куйбышева. Хотя, безусловно, город — он и есть город, пусть и небольшой. Отличаются масштабы, отсюда — несколько другие заботы. Но главное — понимание, как довольно точно говорилось раньше, «текущего момента», и постоянное стремление дотянуться до новых вершин — все равно остается общим.
Татьяна Лярская, директор средней общеобразовательной школы № 3 города Куйбышева:
— Наша школа — самое большое образовательное учреждение на территории Куйбышевского района, в настоящее время в школе обучаются 850 детей. Большой и коллектив — 64 педагога.
Соглашусь, что у всех нас сейчас, пожалуй, одна и та же цель — чтобы выпускник оказался конкурентоспособным на рынке труда. Эту цель мы поставили перед собой еще года три-четыре назад. Хотя уже с 98-го года школа работает, что называется, в режиме развития — тогда мы стали муниципальной экспериментальной площадкой по теме «Школа — адаптивная модель интеллектуального, духовного, физического развития и социализации личности школьника». А два года назад стали областной экспериментальной площадкой по теме «Актуализация потенциальных возможностей одаренных детей в условиях массовой общеобразовательной школы».
Конечно, когда мы даже написали свою первую программу развития в 98-м году, это дало очень мощный толчок — педагоги сплотились вокруг общей цели настолько, что по сей день они полны идей.
Мы уже, как не первый год работающие не просто так, а по программам развития, можем сказать, что это огромный плюс — постоянно быть в таком рабочем тонусе. Так что это замечательно, что условием получения поддержки по нацпроекту является именно программа развития учебного заведения. Школы подтянутся, попробуют свои силы в чем-то новом. И даже если кто-то конкретно и не получит этот заветный миллион, то все равно в целом это скажется положительно на образовательном процессе, появится тот самый, такой благотворный, тонус в работе.
Так что и мы сейчас работаем на новом этапе развития — наша программа называется «Адаптивная школа как среда для самореализации школьника и становления гражданина». То есть мы конкретно, четко прописали цели, задачи своей педагогической деятельности, знаем конечный результат и знаем, какими путями мы пойдем к достижению поставленной цели.
Елена Станкевич, директор средней общеобразовательной школы № 205 Дзержинского района города Новосибирска:
— Когда нам предложили участвовать в национальном проекте, в этой его части, мы с удовольствием согласились, потому что тоже считаем, что всегда необходима какая-то новая идея, новый вздох.
Строго говоря, любая школа может работать в двух ипостасях: в режиме простого функционирования и в режиме развития. Мы предпочитаем второй вариант. Ведь это более интересно, инновационно, заставляет думать, мечтать, шевелиться — в общем проявлять какую-то инициативу в любом направлении.
И в этом свете я вижу плюс национального проекта, что миллион предполагается выдать не за былые заслуги, а именно под конкретную программу развития. Мы тоже работаем по программе, и наша идея — переход от школы с углубленным изучением английского языка и информатики к гимназии. Для того чтобы участвовать в конкурсе, нам пришлось разобраться, выяснить: есть ли у нас условия, есть ли у нас возможности для такого перехода? Фактически проанализировали полностью свое состояние: какая у нас материально-техническая база, какая у нас учебная динамика, какие у нас кадры, контингент учащихся — то есть действительно все «от и до». В результате, готовясь к подаче документов на конкурс, сами для себя получили полный отчет о состоянии своих дел — уже польза.
Еще хочу отметить, что у нас есть понимание: если мы получим миллион, то школа должна быть не просто сама по себе, а быть своего рода базой, опорой для окружающих нас людей, школ, чтобы мы не были просто потребителями, но и могли свои ресурсы, свои знания возвращать людям: планируем проведение семинаров, открытых уроков, создание информационного центра и многое другое. Ведь недаром наша школа называется «Содружество» — единство учителей, родителей и учащихся. Так что образование — совместная работа.
Безусловным достоинством участия в этой части национального проекта считаю не только престиж и «живые» деньги. Одно из главных — открытость проекта. Ведь та же школа, разрабатывая программу (а результаты этого всего будут даже в интернете, и каждый сможет все про школу узнать или даже сравнить со своим положением дел), становится прозрачна для общественности, становится прозрачна ее деятельность. Кроме того, каждый мог на этапе разработки программы внести свою лепту. Например, у нас эта работа пришлась на каникулы, но все педагоги были каждый день в школе и постоянно что-то дополняли и предлагали.
* * *
Возможно, прочитав сегодняшние рассказы о школах, участвующих в конкурсе, многие из тех, кто не рискнул подать документы, с удивлением обнаружили, что жизнь и образовательный процесс у них не сильно или совсем не отличаются. Это, кстати, еще один пример открытости конкурса в частности и национального проекта в целом. Сегодня информацию о школах-конкурсантах вы смогли увидеть на страницах нашей газеты, позже пакет документов, включающий и программы развития победителей 2006 года, появится в интернете. Эта доступность и открытость позволят сравнить себя с другими и, возможно, попытаться участвовать в конкурсе на следующий год. Главное, что нужно не бояться оторваться от привычных стереотипов, попробовать, по крайней мере для самих себя, составить программу развития, если в вашей школе ее до сих пор нет. Тогда сам термин «национальный проект» обретет вес, если и не окрылив, то хотя бы дав четкую цель, путь после стольких лет застоя.