Директор и все ее друзья
с видом бесноватых, махровых мещан, выбившихся по воле судьбы из «грязи в князи». Что противостоит этому разложению нравов?
Народная культура, скромные ее служители, в своем роде подвижники, а также художественное творчество людей, не утративших чистоту души, нравственное здоровье и тягу к прекрасному.
На оптимизм настроил «Лад»
…В поселке Краснообске, в обиходе именуемом ВАСХНИЛом, каждый день директор Нина Петровна Танасиенко в течение 30 лет спешит на работу в действительно ставший ее вторым домом местный Дом культуры. А с ее легкой руки за эти годы он превратился, без преувеличения, еще и в настоящий храм искусства: на весьма скромных площадях творят, восхищая и радуя своими талантами окружающих, 17 коллективов, среди них 9 народных, образцовых.
— Я сама очень люблю русский народ. И еще, мне кажется, чувствую природу людей, понимаю их, — отвечает Нина Петровна на вопрос об истоках своего творческого долголетия. — Русские традиции, песни, танцы — для меня тот родник, который наполняет жизнь, делает ее полнокровной, бесконечно интересной, привлекательной, радостной и светлой. Порой вот заканчивается рабочий день, как любой человек, испытываю усталость и, чтобы вернуть в душу гармонию и лад, спешу на репетицию к Андрею Романовичу Каримову — руководителю удивительного и самобытного фольклорного ансамбля «Лад». Слушаю песни, и душа распрямляется, отдыхает, наполняется радостью и светом. А репертуар у ансамбля неисчерпаемый, количество номеров, кажется, не поддается подсчету.
Недавно на одну из вечерок «Лада» пригласила Танасиенко депутатов местного поселкового и областного Советов. Они — люди солидные, занятые решением серьезных проблем, познакомившись с самодеятельными артистами, не на шутку были растроганы, удивлены, испытали неподдельный восторг.
— Нина Петровна, — сказали под занавес концерта государственные люди, — мы вздохнули полной грудью, окунулись в другой мир. И на окружающее теперь будем смотреть более оптимистично. Тянется простой человек к прекрасному, к свету и гармонии. Значит, не все еще потеряно…
Если очень попросить...
Нина Петровна на редкость постоянный в своих привязанностях и предпочтениях человек, поэтому и окружает себя такими же цельными, как правило, талантливыми и преданными делу людьми. Руководители коллективов, по меркам последнего времени, — бессребреники, для них главное богатство — творчество, в которое они вовлекают окружающих людей. Но, как все одаренные природой люди, они, естественно, не просты — с тонкой, так сказать, душевной организацией.
Спрашиваю: как удается сохранять в течение многих лет сложный, слаженно действующий «живой» организм — коллектив единомышленников?
— Я по натуре такой человек, что все у меня — друзья, — говорит директор. — Я не умею гневаться, надувать щеки. Понимаю, конечно, что руководитель должен быть строгим. Самое большое — могу попросить: сделайте, пожалуйста… Начинаю убеждать: надо подготовить то-то и то-то, допустим, фестивальную программу. И меня понимают, не подводят. Хороший коллектив собрался, настоящие профессионалы, я понимаю толк в специалистах. В свое время долго искала руководителя народного хора русской песни. Звонила, везде расспрашивала. Выбор пал на Любовь Екатеринушкину. Упрашивала ее, звала…
Любовь Алексеевна, по мнению директора, большой мастер: выпускница Саратовской консерватории, настоящий знаток русской песни. 18 лет пела в Сибирском народном хоре. А пришла она на смену Юрию Сергеевичу Сяглову, который создал хор русской народной песни, носящий теперь его имя, в 1977 году…
И сегодня тот, кто испытывает душевный трепет, наслаждение от звучания открытых, крепких, родниковых голосов под аккомпанемент баянов, после одного только выступления хора из Краснообска непременно пополнит ряды поклонников коллектива…
На вопрос о том, как Нина Петровна Танасиенко добивается в любом направлении своей работы подобных успехов, ведь творчество и администрирование несовместимы, Любовь Екатеринушкина ответила:
— Путем убеждения и просьб. И собственным примером — отношением к работе, жизни, людям.
Надежен лишь профессионал
И в работе, и в жизни, и в людях Нина Петровна ценит ответственное отношение к делу, а также высокий класс, уровень осуществления этого самого дела. К примеру, народный ансамбль танца «Сюрприз» занял недавно первое место на Всероссийском фестивале самодеятельного творчества. «Сюрприз» всегда удивляет, и для зрителей он — всегда сюрприз», — пишут про коллектив. Руководит им Галина Яркаевна Корнеева. Она не только истинно творческий человек, но и прекрасный знаток танца, истории костюма, этнографии, культуры народов. Она безошибочно сможет определить, какому краю, области соответствует тот или иной костюм. В этом ей нет равных. Однажды Галина Яркаевна была на концерте хора имени Пятницкого. Увидела артистов и сказала: «Ребята, на вас чисто курские костюмы!» В другом случае она глянула на сценические наряды и без колебаний попала в точку: «Это Кострома!» Для своего коллектива подбирает костюмы соответственно танцам, работает в этом направлении со специалистами, не допуская оплошности, небрежности даже в мелочах, как и положено мастеру своего дела.
Нина Петровна — человек редкой интуиции, понимает: прекрасное вечно, а потому не подвержена влиянию капризной моды. Поэтому скоро отметит в этих уютных стенах свое 30-летие и коллектив классического балета.
— Мы с Ниной Петровной стали как родные, друг другу «уже всю плешь переели», — шутит руководитель этого коллектива Наталья Шелехова. Стройная и изящная, как статуэтка, она известна в Краснообске своей выдержанностью, аристократичностью, умением быть всегда в форме. Неудивительно, что дети, попадая в добрые, надежные и профессиональные руки балетмейстера, учатся не только скульптурным, балетным позам и па. Но, находясь под благотворным влиянием Натальи, подражают ей во всем, впитывая в себя внутреннюю и внешнюю культуру.
— Нина Петровна — человек вне возраста, вечно молодой энтузиаст, влюбленный в свою профессию, — говорит она о директоре. — У нее есть талант, потрясающая энергия, чувство вкуса, меры, времени, хотя в Доме культуры разные коллективы: фольклорные, эстрадные, балет… Она перенимает все самое передовое, лучшее. Для всех нас она — непререкаемый авторитет. Дети спрашивают: «Что сказала Нина Петровна?». Для всех важна ее оценка, она — главный ценитель и арбитр.
Тот детский хор, он первый самый
Профессиональное чутье директора возникло, разумеется, не на пустом месте. В юные годы, после окончания культпросветшколы (ныне колледж культуры и искусств), Нина Петровна работала старшей пионервожатой в школе Западно-Сибирской железной дороги станции Сокур. Уже в то время она сделала выбор в пользу культуры, любила петь и в местном ДК создала хор из школьников, которые пели очень красиво и чисто на три голоса, без сопровождения. ...Как-то юная Нина Пещурова привезла коллектив в новосибирский клуб транспортников, на смотр художественной самодеятельности школ Западно-Сибирской железной дороги. Полный зал слушателей разного возраста, авторитетное жюри, в котором был и ее преподаватель из культпросветшколы Герман Иванович Молодцов и его жена — известная актриса ТЮЗа Зоя Федоровна Булгакова. После выступления сокурских школьников Молодцов вместе с пианисткой Ниной Федоровной Логиновой, которая аккомпанировала выступавшим, подходит и, не скрывая изумления, говорит: «Ты так средненько занималась по хору, а сейчас такие чудеса творишь! Надо дать тебе премию — кашемир на платье!». Мастерство и слава Сокурского хора росли, вскоре он стал лауреатом Всероссийского фестиваля народного творчества среди детских вокальных ансамблей. Нина Петровна вышла замуж за преподавателя физики, ветерана Великой Отечественной, стала Танасиенко. Рос ее авторитет среди земляков, звали работать в Мошковский райком партии. Заманчивых предложений относительно работы сыпалось со всех сторон немало. Но она уже сделала выбор. Поступила в Московский институт культуры, окончила его практически на одни пятерки.
Хозяйка очага
Создавалось Сибирское отделение сельскохозяйственной академии, в профкоме рекомендовали Нину Петровну на должность директора «очага культуры» как человека деятельного, профессионала высокого класса. С тех пор минуло 30 лет, наполненных служением народной культуре, самодеятельному художественному творчеству, а в конечном итоге — людям.
...Все идет своим чередом, и все вроде бы замечательно. Но порой директор грустит и сетует.
— Все-таки в городе все сильней оттягивают молодежь от народных корней, народной культуры, — говорит Нина Петровна озабоченно. — Не дают сегодня уроков пения в школах. (В деревнях ведут пение баянисты, и из этих занятий дети черпают вдохновение. Не теряется ниточка, связывающая их с прошлым отчего края.) Но выход из положения находится, если захотеть. Андрей Романович Каримов дает концерты в школах, находит росточки талантов, собирает в свой коллектив при Доме культуры даже дошкольников, которые с нежного возраста распевают свои голоса.
Нина Петровна внимательно следит за этим процессом. Ведь главное дело ее жизни, чтобы не зачахла народная культура, а вместе с ней нравственное и духовное здоровье земляков.