USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Две истории о вечном и банальном: прошедшей любви и разделе имущества

Подготовил Вадим ГЛУХОВ.



Развод — дело формальное, поставил штамп в паспорте и гуляй смело. Совсем другое дело — разделить имущество. Какие шекспировские страсти разгораются на этой почве... Нередко запутавшиеся «в быту» люди обращаются за помощью в суд: «Помогите нам справедливо разделить дачу, машину, гараж, квартиру!» И чем значительнее имущество, тем больше у людей возникает проблем по его разделу. Хотя в судебном процессе слезы и эмоции обычно остаются «за кадром» — судья, руководствуясь только законом, остается беспристрастным, к тому же призывает и участников процесса.
Обратимся к практике мировых судей Центрального района Новосибирска.

Анна и Павел (имена изменены) поженились семь лет назад. Для начала семейного счастья родители невесты и жениха помогли молодоженам приобрести однокомнатную квартиру. Молодые были очень рады, но сразу поставили своей целью добыть средства на расширение жилья. После «медового месяца» Павел устроился подрабатывать по совместительству в охранную фирму ночным сторожем, а Анна начала выполнять курсовые для студентов. В течение нескольких лет заработки их были разные, однажды за прогул уволили Павла, и семейный бюджет здорово отощал, потом вдруг Анна заболела... Семейная «кубышка» пополнялась неравномерно, но это не тревожило молодых супругов — главное, что цель становилась ближе и ближе.

Прошлой осенью семейная пара, наконец, приобрела заветную «двушку». Но то ли новоселы кошку первой не пустили через порог или еще какую промашку допустили... — одним словом, семейное счастье, похоже, осталось на старой квартире. Не минуло и месяца с момента переезда, как супружеская пара пришла в суд делить имущество. Камнем преткновения явилась новая квартира. Павел претендовал на половину жилья, а Анна считала, что это несправедливо, поскольку доля участия Павла в накоплении денежных средств на жилье минимальна.

В ходе процесса судья напомнил сторонам, что в соответствии с ч. 1 ст. 34 Семейного кодекса ГК РФ имущество, нажитое супругами в период брака, является их совместной собственностью, если договором между ними (ст. 256 ГК РФ) не был установлен иной режим этого имущества. Раздел общего имущества может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов. В случае спора раздел имущества, а также определение долей супругов в этом имуществе определяются в судебном порядке.

Может быть, Павлу и Анне следовало заранее посчитать свои доли в имуществе и не спорить потом, что кому принадлежит — например, заключить брачный договор, в котором все эти моменты предусматриваются? Но... как говорится, поезд ушел. Многие супруги до сих пор брачный договор относят к плохим приметам в семейной жизни — наверняка не повезет.

Одним словом, судья без труда установил, что договор между Павлом и Анной об определении долей в имуществе не заключался. А потому суд, руководствуясь законом, определил спорную квартиру общей совместной собственностью супругов, которая при разделе делится, как известно, пополам.

Павел не скрывал своего удовлетворения исходом дела, в ином настроении осталась Анна. Кажется, из суда они ушли окончательно чужими друг другу.

Большие деньги помешали?
А бывает, случаются и более запутанные истории на почве раздела имущества после развода супругов. Как уже отмечалось, больше имущества и денег — больше проблем.

До «перестройки» Максим Олегович и Ирина Александровна Корецкие трудились в проектном институте. Волна экономических реформ забросила их в «челночный» бизнес. Постепенно у каждого сформировался свой круг клиентов, в дом пришел достаток. Корецких было не узнать: просторная, улучшенной планировки квартира в центре Новосибирска, коттедж на побережье Обского водохранилища, а еще есть пошивочный цех, гаражи, складские помещения, автомобили, коллекция антикварного оружия...

Бывшие коллеги и знакомые завидуют успеху Корецких. И только ныне близкие их семье люди знают, насколько далек образ счастливой супружеской пары от реальности — дело в том, что некоторое время назад Корецкие решили расстаться. Большие деньги помешали мирно жить? Бракоразводный процесс осложнился необходимостью разделить значительное количество имущества. Оказалось, что у каждого из супругов есть свое мнение относительно его стоимости и происхождения. В суде выяснились и другие, на грани детектива, детали раздела имущества. Однажды Максим Олегович пришел домой с работы и не узнал квартиру — голые стены! Обокрали?! Оказалось, что это Ирина Александровна поспешила предпринять «меры безопасности» по защите своих интересов. Обратилась к подружке, у которой муж трудится в фирме по доставке грузов, приехали грузчики и вывезли все вещи на хранение к маме. А на следующий день в городской газете появилось объявление о срочной распродаже вещей.

В судебном процессе судья допросил свидетелей по этим эпизодам. Не нашла своего подтверждения и другая версия Ирины Александровны о «справедливом» разделе имущества — относительно цеха и складских помещений. В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Госпожа Корецкая таковых не сумела представить. В результате судебного процесса все объекты имущества производственного характера были отнесены к собственности гражданина Корецкого. Доля его бывшей жены включила вывезенную ранее мебель, пустую квартиру и кабинку в овощехранилище.

Вместо послесловия: вопросы собственности в условиях рыночной экономики становятся все более сложными. По Семейному кодексу РФ режим имущества супругов бывает законным и договорным (последний может включать в себя элементы законного режима, режима раздельной собственности и т. д.). Несмотря на то, что при заключении брачного договора супруги могут определить взаимные имущественные правоотношения исходя из конкретных обстоятельств и своих интересов, официальная статистика свидетельствует, что больше все-таки пока распространен традиционный законный режим. Заключение брачного договора позволит супругам избежать споров, которые часто возникают после прекращения брака.

К общему имуществу, нажитому супругами во время брака, закон относит доходы каждого из супругов от трудовой и предпринимательской деятельности, результаты интеллектуальной работы, пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (например, суммы, выплаченные в возмещение ущерба вследствие увечья). Общим имуществом супругов считается также приобретенные за счет общих доходов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов были внесены денежные средства.

Важно понимать и то, что суд вправе отступить от принципа равенства долей супругов в их общем имуществе. Причинами для увеличения доли одного из супругов могут быть интересы несовершеннолетних детей, оставленных проживать с ним, его нетрудоспособность, болезнь. А для уменьшения доли — неполучение супругом доходов по неуважительной причине, нерациональное распоряжение общим имуществом и др. Однако отступление судом от принципа равенства долей в любом случае должно быть обосновано и обязательно мотивировано в судебном решении. В противном случае такое решение подлежит отмене.

Если спор все-таки возник, супруги (бывшие супруги) должны отбросить все накопившиеся обиды, постараться мирным путем разрешить вопрос о разделе их совместного имущества. Это позволит им сэкономить не только время и нервы, но и денежные средства, ведь, как показывает практика, судебные расходы (госпошлина, судебные издержки) очень значительны.

Автор благодарит за организационную поддержку в подготовке публикации мирового судью 3-го судебного участка Центрального района г. Новосибирска Т. Петрову и пресс- секретаря управления Судебного департамента при Верховном суде РФ в Новосибирской области М. Глушкову.