Ведь все это — Родина!
И основная тема фототворчества пришла практически сразу — родная сибирская природа. Более того, вокруг нее он, по сути, построил всю свою жизнь. Даже сейчас, когда молодость и здоровье давно его покинули, отважно отправляется в сложные экспедиции, на диковинные озера, в северную тайгу и горы Алтая. При этом до желанного места добирается на лошади, а то и пешком, ночует в палатке. Но неудобства и лишения для него ничто, они просто в расчет не принимаются. Тем более если съемка удалась.
А потом мастер печатает снимки и оформляет выставку — в художественной школе, других учебных заведениях Куйбышева, во Дворце культуры. Народу бывает много. И тут важно, что люди идут не только посмотреть уникальные фотографии, но и ради общения с их автором.
Григорий Константинович — хороший рассказчик, да и словом владеет на профессиональном уровне. Он писатель и поэт, выпустил уже несколько книг. Так что его разговоры с посетителями фотовыставок просто захватывающе интересны. Чаще всего они посвящены тому богатству, которым одарила нас природа, и великому счастью жить в ладах с ней, беречь это чудо.
Его часто расспрашивают о технологии съемок. Высказывают предположение: слово сокровенное знает Рудько, раз его так близко подпускают птицы и звери, раз на его пути встают редчайшие растения, диковинные грибы.
Григорий Константинович тут секретов не держит. Труд, великое терпение, профессиональный азарт — вот его сокровенные слова. Как, например, выглядит съемка птиц? На место фотограф прибывает с вечера. Ставит палатку, осматривается на местности, готовит к работе аппаратуру. Конечно, место уже «пристрелянное» в ходе предыдущих походов в лес, то есть он знает, что именно здесь, допустим, токуют тетерева. В засаду надо садиться не позднее 11 часов вечера. И ждать.
— И не спать?
— Конечно. Я могу не спать двое-трое суток. Значит, сидеть и ждать восхода солнца. Птицы прилетают в пять часов утра, и ты должен быть идеально готов к съемке. Раствориться в природе, чтоб ни звука от тебя, ни запаха еды или одеколона.
Как-то на съемки напросилась с ним жена. Потом жаловалась знакомым, что как будто двое суток в СИЗО просидела: ни выйти из палатки, ни поговорить… Так что отправляется на съемки он обычно один, иногда берет собаку Маю. Она умница, уже сама определяет, что может быть интересно для хозяина, и подает соответствующий сигнал. Григорий Константинович уверяет, что за сто метров по Маиному лаю может точно сказать, что она нашла: гнездо птицы, ежика или еще какой объект хозяйского поиска. Недаром хлеб ест.
Перед Новым годом Мая принесла рыжего щенка Арса. Семья Рудько приняла это как знак удачи: на календаре год рыжей собаки все-таки. А удачи здесь ждут в самом определенном виде. Григорий Константинович подготовил к изданию атлас «Родная природа». Довелось увидеть электронную версию — очень интересно. В книге четыре раздела: «Растения», «Птицы», «Грибы», «Насекомые». Фотография представляемого экспоната и рядом описание его. Консультировали фотографа известные новосибирские ученые Иван Красноборов, Дмитрий Шауло, Нина Перова, Ирина Горбунова, Олег Кастерин, Александр Юрлов. Доктор биологических наук, профессор Иван Красноборов написал предисловие к книге: «Фотографии Григория Рудько помогают нам лучше понять окружающий мир. Очень важны они и в деле воспитания подрастающего поколения, так как знакомят детей с родной природой. Автор фотографий, насколько мне известно, не новичок в этом деле, в его работах отчетливо видна рука мастера. И хотелось бы, чтобы все это богатство стало достоянием широкой общественности, поэтому издание атласа «Родная природа» считаю важным и даже необходимым».
Книга действительно будет интересна самой «широкой общественности» от мала до велика. Во-первых, грибникам: посмотрел, сверил с атласом сомнительный гриб и сразу все про него понял. Тем более что формат издания — «карманный», много места в экипировке не займет. А во-вторых, ею заинтересуются те, кто ценит нашу богатейшую природу, хочет познать ее и сохранить для внуков и правнуков. Эта основная цель автора, значительный, можно сказать, семимильный шаг в его природозащитной деятельности.
Григория Константиновича, хоть и грех ему жаловаться на невнимание к себе, угнетает потеря интереса к живому убранству планеты. Жизнь наступила такая, что человек человеку не интересен, а уж чтобы думать о жизни каких-то пернатых, бабочек или деревьев… Куда там! Но ведь родина — это не только место рождения, твои близкие, твой дом, это еще леса и озера, бабочки и трогательный птенец, сидящий на краю гнезда. Это наша защита и опора, не будет всего этого — не будет и нас.
— Приятно выступать, представлять свои работы в районах, где люди еще дружно соседствуют с природой. Люблю, например, Северный район. Как-то на открытие выставки там нагрянуло столько народу, что я растерялся. Голос у меня негромкий, кто рядом — слышит, а кто в дальних рядах — ничего. Пришлось делить посетителей. Устраивал беседы в школе, сначала для младших классов, потом для старших. На той и на другой было море вопросов, подростков интересовало буквально все: чем питается та или иная пичужка, какие из наших растений занесены в Международную Красную книгу, как удалось с такого близкого расстояния снять филиненка?
А вот в Куйбышеве или Барабинске интерес к природе уже куда меньше. Тут молодежь активно осваивает интернет-кафе, игровые автоматы, дискотеки.
— Но что приятно удивило, так это успех моей выставки в Новосибирске. Наверное, там ребята начинают уставать от современных технологий, для них романтикой становятся походы по родному краю, изучение жизни «соседей по планете», — рассказывает старый фотограф.
В общем, получается, что книга должна бы вызвать широкий интерес и стать полезной очень многим. А дело, разумеется, за спонсором, который бы пожелал оплатить издание. Какие-то переговоры идут, и нечеткие обещания имеются. Возможно, все сложится. Книга такая, что не «прокиснет», а со временем и спонсор найдется. Но автор торопится:
— Два века я жить не буду, тем более здоровьем не блещу. А хочется, чтобы издание происходило под моим контролем. Уж я-то знаю, как оно должно выглядеть.
И приводит такой пример. Купил четырехтомник Владимира Высоцкого, любимого своего поэта. Думал: ну, теперь запоем буду читать. А не получилось. Пять-десять страниц — и остановка. Долго ломал голову над причиной и наконец понял, присмотревшись к датам написания стихотворений. Одно стихотворение датировано, допустим, 1968 годом, следующее — 1972-м, за ним вновь идет из шестидесятых. А состояние души — это не компьютерная программа, с одного уровня на другой щелчком мышки не перейдешь.
— Сам бы Владимир Семенович так свою книгу не составил. Вот и хочу: как задумал, как расставил акценты, так пусть и в издательство уйдет.
Мы тоже желаем этому хорошему и талантливому человеку: пусть его мечта сбудется в самое ближайшее время. Не зря же умница Мая подарила ему рыжего щенка. Определенно — на счастье.