USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Откуда пошли «чаевые»?




Первыми познакомились с чаем сибиряки, и притом раньше, чем в Европе. Чай попал сюда из Монголии. А в 1567 году чай описали казачьи атаманы Петров и Ялышев, побывавшие в Китае.

С конца 80-х — начала 90-х годов XIX века чай становится в России национальным напитком. Его продают просто в палатках. Он дешевеет, «проникает в низы».

Чай вводится в довольствие в Российской армии, а с середины 90-х годов учитывается как вид оплаты труда в договорах с работодателями: «деньги, харчи, чай».

К началу ХIХ века в России вырабатывается чайный этикет. Появляется особый вид приглашения в гости — «на чай». К чаю подаются пряники, леденцы, кренделя, в дворянских семьях ассортимент предлагаемых гостям угощений шире, подается даже спиртное, например, ром.

Появляются первые чайные. Они быстро становятся популярны и распространяются по всей стране. Это заведения типичные, пожалуй, только для России. Владельцы их имели налоговые льготы, низкую арендную плату. Сначала чайные открывались на окраинах городов, вблизи крупных промышленных предприятий, потом — около рынков и стоянок извозчиков. В чайных разрешались музыка и бильярд, имелись подшивки газет. Завсегдатаи заведения — мелкие стряпчие могли здесь за умеренную, а то и вовсе низкую плату составить прошение или какой-либо другой документ. Спиртное здесь не разрешалось.

Но зато чаю можно было напиться вдоволь. Чай подавался «парами», то есть в двух чайниках — один с заваркой, другой с кипятком, и доливать второй можно было бесплатно без ограничений. Из Сибири пришел обычай пить чай вприкуску — «с угрызением». За особую плату к чаю заказывали закуску.

В конце концов чай стал настолько популярен, что даже вознаграждение за небольшую услугу (швейцару, гардеробщику, официанту, извозчику) получило название «чаевые» («дать на чай»).

К началу ХХ века обороты торгующих чаем фирм в России составляют сотни миллионов рублей в год. Российские закупочные конторы существовали в Китае, Индии, на Цейлоне, Яве, в Англии.