Совсибирцы: «Чтобы у России было будущее, нужно думать о дружбе»
Сегодня им предоставляется слово на страницах нашей газеты. Ветераны вспоминают, анализируют, философствуют…
Анастасия Андреевна КОЧЕГАРОВА:
— Помню, как к нам в институт на кафедру русского языка и литературы зашел ректор, а с ним мужчина в белом халате. Последнего ректор представил как преподавателя нового предмета — медицинских курсов. Нас стали готовить в медсестры. А потом я закончила еще курсы связистов. На фронте было, конечно, всякое — и трудно, и порой страшно, и шутить умудрялись иногда. Но все очень друг друга уважали, обращались только на вы. Ни о какой «дедовщине» даже не слышали. Сейчас отношения другие — не хватает, что ли, людям внутренней культуры.
А вообще на войне нас, женщин, мужчины берегли. Но вот романов любовных не припомню. После войны те, кто симпатизировал друг другу, переписывались и встречались. У некоторых серьезные отношения были.
После Победы в 1945-м Министерство обороны издало в сентябре приказ отпустить женщин домой с фронта первыми. Мужчины еще служили несколько месяцев. Например, мой супруг, который служил в Находке, в Тихоокеанском флоте, демобилизовался только через год. Он должен был сначала подготовить себе замену. Всего в общей сложности он прослужил 10 лет. Сначала 5 лет на флоте (такой в те годы был срок срочной службы), потом война.
Сегодня срок службы в армии совсем небольшой — два года, а скоро, говорят, и вовсе один будет. Многому можно научиться, с многими новыми людьми познакомиться.
Виктор Максимович БОБКО:
— В молодости я был очень сильным парнем, мог за один раз поднять копну сена. Сегодня, конечно, другое время, и молодежь больше увлечена компьютерами и виртуальной жизнью. Но считаю, что спорт всегда необходим. Мужчина должен быть сильным. Поэтому желаю всем молодым быть сильными телом и духом, а главное — патриотами нашей Родины. Только истинными патриотами. А то сегодня это понятие извращается. Скинхеды — позор нации — называют себя патриотами!
Во время войны рядом со мной в одном пулеметном расчете служили белорус, казах, украинец. Мы были очень дружны. Командир расчета, казах по национальности, приглашал меня после войны к себе в гости. Говорил, что его мама накормит нас мантами (я тогда и не знал, что это такое), шашлыком. Рассказывал о своей красавице сестре. Только погиб мой командир. Очень мне было жаль всех моих друзей.
А в госпитале в Курске я часто ходил в гости к туркменам послушать их замечательные песни. Наша страна огромная, в ней много народов. Чтобы у России было будущее, нужно думать о дружбе, а не о вражде. Иначе войны не избежать.
Николай Николаевич ГОЛОВИН:
— На фронт я попал, когда мне было всего 18 лет, сразу после того, как окончил школу. Тогда мы думали только о том, как победить, как защитить страну, родителей и девчат наших от фашистов.
Помню случай на фронте: увидел как-то колонну странную очень — не менее 100 полевых кухонь. Куда-то их перегоняли. Пока я, как зачарованный, смотрел на это необычное шествие, из-за леса вылетели немецкие самолеты и стали нас бомбить. Я лежу на земле и вдруг вижу, как одна небольшая такая бомба летит прямо на меня. Подумал: «Ну все, наверное…»
Ничего не почувствовал, только толчок сильный от земли… Потом меня мои сослуживцы искать стали. Рассказывали, что из земли только рука одна торчала. Откопали — целый и невредимый. Можно сказать, мне повезло — только контузило.
Николай Артемьевич ЗЫКОВ:
— Другая сейчас стала жизнь. Я с семи лет котелки для фронта делал, а сегодня порой смотришь: вроде бы взрослые уже люди, а ответственности не хватает. Разве могли мы тогда, воюя на фронте за Победу, подумать, что в нашей стране внуки станут брить головы и проповедовать фашизм? Скинхеды — это совершенно позорное явление. Наверное, у них мало проблем и нечего просто делать. Больше нужно юным трудиться, тогда и будет больше в нашей жизни доброго, замечательного.
А вообще есть, конечно, и хорошие мальчишки. Они, правда, все равно другие, но и жизнь сейчас — тоже. Больше у молодых сегодня возможностей, и это хорошо.
Евгения Ивановна КОРОБОВА:
— Да. Были когда-то и мы молодыми... Была служба, боевые задания, которые приходилось выполнять и во Владивостоке, и на Сахалине, и на Курильских островах. Об этом напоминают сейчас правительственные награды — медали «За победу над Японией», «За освобождение Кореи», «За боевые заслуги» и очень редкие в те годы швейцарские (так называемые командирские) часы, врученные в штабе Тихоокеанского флота. Военной службе, мирной работе в общей сложности отдано 50 лет. Это не покажется мало даже для мужчины. Полностью выполнена заповедь: «Построй дом, посади дерево, воспитай сына». И уже можно было бы заняться только своими личными делами, но обстоятельства складываются по-другому — работа, работа. Потому что родная «Сов. Сибирь» давно стала вторым домом, а коллектив редакции — второй семьей. И сколько хватит сил и здоровья, буду продолжать вести в газете рубрики «Школа садовода» и «Сад. Зеленая грядка».