USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Новейшие технологии на службе «Томсктрансгаза»

Е. А. КИРИЧЕНКО.



В 2005 году на месторождениях ОАО «Газпром» извлечено на 2,8 миллиарда кубических метров газа больше, чем в предшествующем, 2004 году.

Введены в эксплуатацию новые скважины, дополнительные объемы попутного газа дала «Сибнефть», которая вошла в 2005 году в состав «Газпрома».

Масштабная работа велась по модернизации, переоснащению газотранспортной системы компании. Свой вклад в результаты работы «Газпрома» внесло его стопроцентное дочернее предприятие «Томсктрансгаз».

Выполнены все производственные планы на 2005 год. Объемы по капитальному ремонту в два с половиной раза превысили показатели 2004 года. Событием регионального масштаба стал пуск газораспределительной станции (ГРС) в селе Троицком на Алтае. Реконструкция ГРС в Чажемто позволит подавать природный газ в Тогур, Чажемто и Колпашево на севере Томской области.

В Юргинском и Томском линейно-производственных управлениях внедрены системы телемеханики. В результате таких новаций более сотни километров магистрали находятся под бдительным наблюдением современного компьютерного оборудования.

Причем на предприятии принято системно подходить к решению задач, от которых зависят результаты работы многотысячного коллектива. Недавно принят документ, который определяет ближайшие перспективы, связанные с технической составляющей «дочки» «Газпрома».

— Очень важно отметить, — говорит генеральный директор ООО «Томсктрансгаз» Виталий Маркелов, — что программа технического развития «Томсктрансгаза» до 2010 года принята нами, утверждена «Газпромом» и сейчас активно реализуется. Переоборудование наших производственных мощностей ориентировано на уровень современной мировой практики.

Внедряются системы самого высокого класса; можно даже говорить о своего рода научно-технической революции. Но, помимо работы с новейшими технологиями, мы продолжаем поиск новых идей на производстве. Есть у нас свои Кулибины, которые дают жизнь интересным техническим решениям. Экономическая эффективность от таких рацпредложений исчисляется миллионами.

В 2005 году работники «Томсктрансгаза» подали 487 рацпредложений. Их количество превысило показатели 2004 года почти в полтора раза. Экономическая эффективность от инноваций составила восемь с половиной миллионов рублей. Большая часть новых и полезных технических находок касается сокращения ручного труда, экономии затрат и топливно-энергетических ресурсов.

Новосибирское линейно-производственное управление магистральных газопроводов (ЛПУ МГ) стало лидером среди филиалов. На втором месте — Томское ЛПУ МГ. На третьем — Кемеровское ЛПУ МГ.

Если говорить о личном зачете, то, по оценке технического совета компании, лучшим рационализатором 2005 года признан Анатолий Капля — инженер участка КИПиА энерговодоснабжения Томского ЛПУ МГ. На сегодняшний день этот филиал предприятия обслуживает семь котельных, и, конечно, такое большое хозяйство нуждается в постоянной оптимизации работы.

— В общей сложности я выступил как автор и соавтор одиннадцати рацпредложений, — рассказывает Анатолий Капля. — Все они направлены на снижение затрат и повышение безопасности котельного оборудования. Шесть рацпредложений уже внедрены, а остальные сейчас находятся на рассмотрении. В качестве примера реализованных предложений можно назвать установку автоматического регулирования температуры горячего водоснабжения и установку системы видеонаблюдения, которая позволяет оператору предотвращать аварийные ситуации в опасный момент розжига котлов.

Анатолий Капля закончил ТУСУР, несколько лет занимался научной работой в СФТИ. Все это помогает ему творчески подходить к работе в «Томсктрансгазе», где он трудится с 1995 года. Примеров творческих, нестандартных решений в «Томсктрансгазе» немало.

Настоящим месторождением идей является инженерно-технический центр ООО «Томсктрансгаз», который занимается монтажом и наладкой технологического оборудования на трассе. Инженеров ИТЦ еще называют врачевателями трассы. И в этом нет ничего удивительного. Подавляющее большинство специалистов — выпускники Томского политехнического университета, который славится инженерным образованием.

Не так давно инженеры ИТЦ придумали технологическую схему, благодаря которой научились возвращать жизнь состарившимся роторам. А экономический эффект от нового внедрения составил почти четыре миллиона рублей за год. Или еще пример. На автомобильных газонаполнительных заправочных станциях почти четверть века назад были установлены компрессоры с платами памяти управления немецкого производства. Инженеры ИТЦ разработали плату памяти с учетом российской элементной базы. Сначала испытали ее в Томском филиале, а затем установили на новосибирской АГНКС, где она прекрасно работает. Покупка новой платы обошлась бы в семьдесят тысяч долларов. Благодаря инженерам-кудесникам затраты составили порядка десяти тысяч рублей.

— «Газпром» традиционно относится к категории «голубых фишек» российского фондового рынка, — заявил в одном из интервью вице-премьер правительства, председатель совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрий Медведев, — и естественно, что его рост тянет за собой рост акций других компаний, в том числе акций, относящихся к так называемой новой экономике, акций высокотехнологичных компаний. Это означает, что происходит переток капиталов, что оценке рынком подвергаются не только наши сырьевые запасы, но и наши технологические возможности, наши интеллектуальные способности.

В текущем году перед «Томсктрансгазом» стоят еще более напряженные планы, от выполнения которых во многом зависит успех реализации проектов «Газпрома» в Сибирском регионе, на востоке страны.