USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Шлюмберже пока на первом этаже

Ролен НОТМАН. Фото автора.



Компания обживается по обыкновению там, где есть возможность широкого научного сотрудничества. Поэтому, естественно, что она осела у нас, заключив с президиумом СО РАН в 2004 году рамочное соглашение о развитии именно таких связей. Свою деятельность она развернула быстро, в чем журналисты убедились несколько дней назад, посетив в Нижней Ельцовке Новосибирский технологический центр компании «Шлюмберже», в котором уже интенсивно ведут разработки по повышению нефтеотдачи скважин и различные геофизические исследования. Совместно с геофизиками СО РАН химическая, физико-химическая и электронная лаборатории центра, обладая уникальными исследовательскими установками, уже развернулись по-хозяйски и работают в тесном контакте с институтами ядерной физики, катализа, гидродинамики, горного дела, НГУ и с некоторыми предприятиями Новосибирска. Правда, пока на первом этаже небольшого здания.

Рост предполагается стремительный
Сделаем одно откровенное уточнение: «Шлюмберже» развернулась бы у нас и принялась за строительство своего центра еще быстрее (это в стиле и возможностях компании), умей мы оперативно оформлять всяческие разрешительные документы. Например, по аренде и продаже земли и т.п. Но все равно в сентябре этого года компания сдаст в эксплуатацию первый корпус центра, а дальше они будут появляться один за другим, пока не образуют в Новосибирске еще один научно-производственный центр самого современного облика. Рост предполагается стремительный: сейчас в центре около шестидесяти работников, уже в следующем году их будет примерно сто пятьдесят. А затем — триста. Среди первых, кто пришел в центр, уже четырнадцать кандидатов наук, пять аспирантов, шестнадцать магистров, а остальные — молодые выпускники самых разных вузов Сибири, успешно одолевшие конкурсный отбор. В основном из НГУ, НГТУ и политехнического университета Томска. Руководители почти сплошь из НГУ. Российских граждан — подавляющее большинство.

Компания самостоятельно обучает специалистов и организует курсы по повышению квалификации. Кроме того, где бы «Шлюмберже» ни обосновалась, она помогает школам и вузам страны проживания.

«Шлюмберже» имеет большой и давний опыт работы в России. Еще в 1932 году правительство СССР вместе с компанией создали совместное предприятие, которое успешно работало пять лет. За это время были проведены геофизические исследования более семи тысяч скважин на территории 1800 километров — от Казахстана и Узбекистана до Байкала и Сахалина. Вернувшись через много лет в Россию, компания уже второе десятилетие ведет сейчас исследования скважин в Западной Сибири. И одновременно реализует целую серию других проектов. К примеру, она создала свой центр в МГУ, провела компьютеризацию многих школ в Тюменской, Томской, Сахалинской и в других областях, организовала русское издание журнала «Нефтегазовое обозрение» и т. д.

Без снисходительности, но с уважением
Директор Новосибирского технологического центра компании «Шлюмберже» Михаил Николаевич Якимов, рассказывая об оборудовании химической лаборатории, не раз подчеркивал, что многое из того, чем оснащен центр, сделано, и добротно, на предприятиях в России.

Это было не только приятно слышать: все-таки «Шлюмберже» — воистину мировой лидер. А вот никакой тени снисходительности к тому, что делается у нас в науке и технике, не замечалось. Хотя мы любим сами себя поругивать. Да и есть за что. Но в центре «Шлюмберже» чувствовалось одно: подлинный интерес и уважение к нашей науке и явное признание огромных возможностей России для сотрудничества. Хотя Якимов, специалист по развитию технологий, работал после НГУ по всему миру и вполне мог бы поворчать, сравнивая достигнутое в России и за рубежом: во Вьетнаме, в Кампучии, в Малайзии, в Индонезии, в Москве, в США, в Японии… В центре начинал практически с нуля. В нем тогда работали два человека: сам Якимов и его помощник. В то время еще не было установок, которые по всему миру имеют шесть или семь компаний, не больше. Тем более установки — единственной в мире. А сейчас она тоже есть в Нижней Ельцовке.

Территория центра, «упирающаяся» с одной стороны в лес, весьма обширная. Ее займут не только офисы, но и различные лабораторные и производственные корпуса. А еще здесь будут большой сад, спортивный городок, блок, как говорили раньше, питания, вся необходимая для нормальной работы и жизни инфраструктура. Без жилья, конечно. Но компания выступит гарантом для своих сотрудников, когда они будут приобретать жилье за счет ипотеки. Проблема первостепенная. Работает в основном молодежь. Например, Зинаида Усова, окончившая политехнический университет в Томске. Она очень довольна работой: и перспективно, и интересно. А «интересно» для многих важнее всего остального. Да еще когда одна из основных задач центра компании «Шлюмберже» — доведение новейших разработок и процессов, полученных академической наукой Сибири, до промышленного производства.

Опираясь на науку
— С этой первой задачей связана и вторая, ничуть не менее важная, — рассказывал Якимов. — Компания быстро развивается, используя достижения науки и хорошо подготовленные молодые кадры. Это очень помогает существующие у нас методики работы доводить полевым экспедициям до широкого применения именно в России — великой нефтяной и газовой державе. Новосибирск для этого идеально расположен, как центр между Западной и Восточной Сибирью. Здесь работают практически все наши полевые экспедиции, и к ним нетрудно добираться. Кроме того, сотрудники «Шлюмберже» с удовольствием приезжают в Новосибирск на семинары и конференции.

Третья задача, больше предстоящая, чем уже реализуемая, состоит в том, что мы бы очень хотели сотрудничать с промышленностью Новосибирска. Уже шла речь, что у нас есть установка, которой нет пока ни у кого в мире. Это так называемая ячейка высокого давления, а вернее — ячейка моделирования в горных условиях. Они есть и у других. Но такого размера, такой большой, как у нас, нет ни у кого. Полагаю, что она может представлять интерес как для институтов, так и для предприятий. Вскоре мы надеемся с помощью предприятий Новосибирска эту ячейку полностью собрать, и у нас начнется серия экспериментов, которые не имеют аналогов в мире. К этой работе уже причастны Бердский электромеханический завод, НПО «ТВЭЛ» и экспериментальное производство Института гидродинамики СО РАН.

Курс на Россию компании «Шлюмберже» ценен еще и потому, что некоторые отечественные разработки, в том числе и по гидроразрыву пласта, нашли широкое применение, положим, в США, но не у нас. Американцам сибирский метод сильно понравился: он заметно увеличивает добычу нефти. А нам то ли не понравился, то ли мы еще раздумываем, так как после применения этого метода добыча сначала может увеличиться на порядок, а потом на тот же порядок упасть. Словом, требуются дополнительные исследования. И они активно продолжаются. Почти каждый день пять или шесть партий разрыва компании работают на конкретных скважинах в Западной Сибири, в Пермском крае, в Коми и других местах. Центр все это отслеживает и продолжает активно работать.

Еще одно направление центра — разработка физического оборудования. В кооперации с Институтом геофизики СО РАН и с компанией «Луч» в Новосибирске мы разрабатываем скважинное оборудование для целей каротажа, то есть определения, где и сколько есть нефти.

Думать и придумывать — важнее
В компании очень заботятся об обратной связи. Например, компьютеризируя в разных регионах страны средние школы, она хочет знать, чем дети интересуются. В онлайновом режиме любой школьник может задать вопрос компании, и все сотрудники «Шлюмберже» обязаны на эти вопросы ответить. Обучение — и просвещение для компании — не отвлечение, а часть совершенно необходимой работы. Полагаю, что некоторым нашим предприятиям изучить этот опыт было бы полезно. Например, компания в Уренгое проводила семинар для детей по определению чистоты воды. Ребятишки сами набирали воду где хотели и сами на приборах определяли ее чистоту. Для них проводится достаточно много и других мероприятий. Например, конкурсы детских изобретений с вручением таких призов, как компьютеры. Даже за такое, не сильно совершенное изобретение, как аппарат для остановки… цунами.

— Не это ценно, — уточнил директор по оперативным связям «Шлюмберже — Россия» Глеб Львович Овсянников. — Куда дороже то, что у ребятишек голова начинает думать и придумывать.

Итак, первый корпус Новосибирского технологического центра «Шлюмберже» площадью 2400 квадратных метров будет сдан в начале сентября. Это административно-лабораторный корпус. Но это только начало первой очереди. Чтобы расположиться поудобнее и приподняться с первого этажа. А дальше — развитие, новое строительство и новые задачи. Будет даже построен корпус для работы со студентами наших вузов. Всего намечено возвести в Нижней Ельцовке до 2010 года десять корпусов. Компания «Шлюмберже» пришла в Новосибирск надолго. Это действительно большой бизнес, и у него большие планы. Впрочем, это не единственная компания большого бизнеса, которая хочет работать долго в Новосибирске. Еще пятнадцать подобного масштаба компаний подали свои заявки. Так что и перемены будут большого масштаба.

На снимках: директор технологического центра компании «Шлюмберже» Михаил Якимов ответил на все вопросы журналистов; выпускница Томского политехнического университета Зинаида Усова своей работой очень довольна; строительство первого корпуса компании в Нижней Ельцовке.

Фотографии статьи
083-10.jpg
083-09.jpg