Я всегда работал в хороших коллективах
При очередном ремонте старого здания депо оставили большой кусок стены старой кладки из настоящего массивного камня. Это самый живописный, буквально дышащий ветрами прошлых веков уголок музея.
Разговор в музее локомотивного депо станции Барабинск шел горячий. Вспоминали о том, как много удалось сделать в прошлом году для ветеранов войны и тружеников тыла и говорили о главных заботах дня сегодняшнего. О том, чтобы в условиях реформирования отрасли не забыть обо всех пенсионерах-железнодорожниках, которые могут оказаться в структурных подразделениях различных форм собственности.
Я поняла, почему Владимир Яковлевич Львов первым делом повел нас в музей депо. Хотел, видно, не только показать славную историю этого предприятия как составной части знаменитого Барабинского отделения дороги, всегда шедшего в лидерах, но и сразу познакомить со своими соратниками — председателем совета ветеранов локомотивного депо Николаем Егоровичем Кысовым и хранителем музея Николаем Леонтьевичем Шарановым. Сам Львов был и начальником станции Татарская, и заместителем начальника Барабинского отделения дороги, и потому по праву может гордиться и историей отделения в целом, и историей депо.
А живая история — вот она, все события проходят чередой перед глазами заинтересованного посетителя музея. Вот куски рельсов, датированные 1895, 1913, 1935 и более поздними годами. А вот настоящий здоровый кирпич с выведенной на нем датой постройки депо — 1896 год. Его обнаружили, когда разбирали старую котельную. При очередном ремонте старого здания депо оставили большой кусок стены старой кладки из настоящего массивного камня. Это самый живописный, буквально дышащий ветрами прошлых веков уголок музея.
А вот роскошные напольные немецкие часы, стоявшие в кабинете первого начальника депо Александра Михайловича Тарасова, а затем у его последователей. В последние годы они радовали своим гулким низким боем начальника Барабинского отделения дороги, а затем, когда отделение расформировали, были переданы в музей. Как один из символов надежности железной дороги они и сейчас в отличном состоянии, работают.
Хранитель музея, Николай Леонтьевич Шаранов, третий год продолжающий традиции легендарного человека Станислава Леонтьевича Шабуневича, бережно собирающий материал о героях сегодняшнего дня, считает, что самые ценные экспонаты музея — это не старинные фонари, и даже не часть стены, и не первый кирпич, а люди. Фотографии тех, кто работал здесь в 1901-м, 1904-м, 1908-м и более поздние годы. Фотографии тех, кто пришел им на смену. Тех, кто сегодня кует славу этого легендарного предприятия.
Шаранов, сам будучи человеком с богатой трудовой биографией, и нашего героя знает хорошо по совместной работе.
— Владимира Яковлевича я знаю с той поры, как он стал здесь заместителем начальника отделения дороги. Я был в то время старшим мастером здесь, в депо. Он по долгу службы аттестацию у нас принимал и с ревизией приходил, так что встречались часто. Умный, грамотный, требовательный к себе и людям руководитель. Я о нем и тогда, и сейчас всегда был очень высокого мнения. Львов дотошно разбирался в любом деле, поэтому, когда делал какое-то замечание, всегда по делу, и потому обид не было. Вот и сейчас железнодорожники его единогласно избрали на должность председателя узлового совета ветеранов. Хорошие люди всегда востребованы, я в этом убежден.
И то верно. Вот не отдыхается на пенсии ветерану Львову. Опять погрузился в дела и заботы. «Не скучна вам ветеранская работа после живого дела?» — спросили мы его.
— Наоборот, очень интересна.
— А чем она для вас хороша?
— Работать с людьми я всегда любил и люблю. Хотя бывает и тяжело, особенно в моральном плане, когда приходится провожать в последний путь достойных людей. А что касается текущих вопросов, то их я, как правило, решаю без проблем. Залогом тому хороший контакт с руководством отделения дороги, с председателем совета ветеранов, Иваном Алексеевичем Гончаровым, да и со всеми активистами нашей ветеранской работы.
— Спрос был жесткий. Часто вспоминаю Василия Семеновича Гусева, начальника службы движения. Бывало, скажет: «Темп шесть! И никаких разговоров!» Это значит отправлять шесть грузовых поездов в час, ну а уж пассажирские, само собой, по расписанию. У нас ведь была большая наливная станция. По шесть маршрутов, по 320 цистерн мазута в сутки наливали.
— Что для вас главное в этой работе, о чем сердце болит?
— Безусловно, главное — это забота о людях. Не только защита общих интересов, но и оказание индивидуальной помощи через ветеранские организации, через руководство отделения дороги и самих предприятий, а в самых сложных случаях и через руководство дороги. Немало бывших работников имеет серьезные проблемы со здоровьем. Но есть крепкие и духом, и телом, настоящие энтузиасты, участвующие в общественной жизни. Откровенно говоря, мне сложно говорить о своей работе на этом посту, так как я возглавляю совет ветеранов всего полгода. И если есть у нас успехи, то огромная заслуга в них принадлежит моим надежным помощникам, председателям ветеранских организаций на предприятиях.
К этой теме мы еще вернемся и назовем ближайших соратников Владимира Яковлевича, а пока поближе познакомимся с самим Львовым.
Родился наш герой в Чувашии в крестьянской семье. Его отец слыл в деревне человеком уважаемым: и председателем колхоза «Звезда» был, и в МТС в свое время работал. Родители не препятствовали сыну, когда он вместе с другом, Валерой Тимофеевым, решил ехать в Алатырь в техникум железнодорожного транспорта. Они отлично понимали, что только образование открывает перед человеком широкую дорогу жизни.
«Факультеты мы избрали разные. Валерий стал тепловозником, а я пошел на строительство и эксплуатацию путевого хозяйства», — рассказывает Владимир Яковлевич. Они и сейчас порой видятся, когда оба приезжают на малую родину, а вообще-то живут в разных городах: один — в Барабинске, другой — в Нижнем Тагиле.
По окончании техникума наш герой прибыл на станцию Подмосковная Московской железной дороги, где отработал два с половиной года, сначала старшим путевым рабочим, позже бригадиром пути и дорожным мастером. А потом была служба в армии. Причем не где-нибудь, а в одном из красивейших городов Советского Союза — в Тбилиси. Армейские будни не повлияли на жизненный выбор Львова. Демобилизовавшись, он сразу же направился в Новосибирск, в приемную комиссию НИИЖТа. Шел 1965 год.
О студенческих годах Львов вспоминает с особой теплотой. Он поддерживает отношения с друзьями-ниижтовцами Геннадием Овсяниковым, ныне проживающим в Красноярске, Григорием Самолюком, Тамарой Сувориной, которая многие годы работала в одном из проектных институтов Барнаула, а ныне они все, конечно, ветераны. «Учиться было очень интересно, — говорит Владимир Яковлевич, — не только овладевать профессией под руководством грамотных преподавателей, но и заниматься комсомольской работой». Наш герой всегда занимал, как говорили в те годы, активную жизненную позицию. Сначала был заместителем секретаря вузовского комитета комсомола, а затем почти всю жизнь депутатом. В студенческие годы он даже возглавлял интернациональный стройотряд, с ним побывал в Чехии и при ответном визите вместе с чехами возводил завод в Линево.
На личных встречах ветераны порой не столько про себя рассказывают, сколько расспрашивают Львова про личную жизнь, про семью, про настроение. Наверное, это не просто уважение, а желание услышать, что этого человека тревожат те же мысли, что и их самих. Их очень волнует, как работают предприятия в новых условиях реформирования, что ждет Западно-Сибирскую магистраль и всю железнодорожную отрасль впереди, что пенсионерам ожидать от реформирования.
Распределился Львов в Купино. На должности заместителя начальника станции, по его личному признанию, ему очень помогало то, что получил в свое время в техникуме специальность техника-путейца и был знаком с практической работой. С такой профессиональной базой руководить было легче, чем тем, что пришел в вуз со школьной скамьи.
— Народ в Купино очень доброжелательный, — говорит Владимир Яковлевич. — Я многому научился у начальника станции Ивана Тихоновича Лебедева, сейчас он живет в Новосибирске, давно на пенсии. Замечательный человек и отличный руководитель. В дальнейшем в Камень-на-Оби я был переведен вместе с ним.
В Камне-на-Оби Львов также работал в должности заместителя начальника станции, сначала по грузовой, а затем по оперативной работе. Этот отрезок его трудовой биографии особенно памятен тем, что в отличие от станции Купино, где и пути были старые, и оборудование, и технологии, железнодорожникам приходилось прикладывать немало усилий, чтобы содержать все это в хорошем состоянии, в Камне все было иным. Не так давно был построен среднесибирский ход. Вводили централизацию. При Львове все стрелочные переводы реконструировали. Наш герой убежден, что получил там очень ценный опыт работы, и немалую роль в этом сыграли коллеги, настоящие асы своего дела. «Заместители начальника и дежурные по станции в Камне-на-Оби были очень грамотные, я у них многое перенимал», — говорит Владимир Яковлевич.
А потом была станция Татарская, располагавшаяся на главном ходу, это уже в 1977 году, где наш герой стал начальником станции и успешно руководил ее работой восемь лет.
— Спрос был жесткий. Часто вспоминаю Василия Семеновича Гусева, начальника службы движения. Бывало, скажет: «Темп шесть! И никаких разговоров!» Это значит отправлять шесть грузовых поездов в час, ну а уж пассажирские, само собой, по расписанию. У нас ведь была большая наливная станция. По шесть маршрутов, по 320 цистерн мазута в сутки наливали.
Пришло время, когда Львов уже сам стал зрелым руководителем и мог поделиться опытом с другими. Одним из его главных помощников на Татарской был Владимир Гарольдович Рейнгард, работавший дежурным по парку, дежурным по станции, а затем и сменивший Львова на посту начальника станции, когда Владимира Яковлевича перевели первым замом начальника Барабинского отделения дороги.
— Он уже тогда отлично дело знал, хозяйственный, деловой, а в работе с людьми очень контактный. Мы с ним как-то сразу сошлись. Сейчас Владимир Гарольдович — заместитель начальника дороги, начальник Кузбасского отделения. Рядом с нами трудились прекрасные дежурные по станции, в том числе почетные железнодорожники Петр Филиппович Белов, ныне покойный, и Василий Климентьевич Олимпиадин. Отправят за смену 74 поезда, приходят радостные, хоть и усталые. Я сам часто бывал на предприятиях. На меня ложилась не только эксплуатационная работа, но и путейская. Можно сказать, что от Татарской до Чулымской не раз перегоны проходил, проверял. Это сейчас мощный путь, железобетонные шпалы, а тогда шпал давали мало, требовалось тщательно проверять путь, выявлять негодные, контролировать, упреждать возможные аварии. Но работали мы успешно. Почти всегда завоевывали красные знамена, в том числе и знамена МПС.
Под руководством Львова на Татарской был построен шикарный трехэтажный бытовой корпус, для детей — спортивный комплекс, который до сих пор действует, а в те времена именно там проходило празднование Дня железнодорожника и других торжественных мероприятий. Все посты сигналистов были отстроены заново. А вот строительством жилья занимался уже последователь Львова — Владимир Гарольдович Рейнгард. «Это его хлеб», — говорит Владимир Яковлевич.
Владимир Яковлевич в 1992 году награжден высшей наградой отрасли — знаком «Почетный железнодорожник», также в его копилке наград медаль «100 лет Транссибу», а уж сколько было знаков «Победитель социалистического соревнования» в прошлые годы — и не припомнит. А еще наш герой — почетный член фонда Андрея Первозванного. Каждый год тринадцатого декабря руководство Центра национальной славы России приглашает Владимира Яковлевича Львова в Кремлевский дворец съездов, где проходит торжественная церемония вручения уважаемым людям благотворительной премии и знаков кавалеров ордена фонда Андрея Первозванного.
— Что для вас было главным в работе с людьми?
— Чтобы тебя понимали. Не давать дурных и неправильных приказов, тогда тебя всегда будут уважать и прислушиваться. Даже ленивые и упрямые поддаются влиянию, когда видят пример руководителя строгого, но понимающего. А вот если руководитель проходит мимо какого-то негативного факта, тогда проблемы и возникают. Надо быть требовательным, с одной стороны, а с другой — уметь вовремя помочь. Вот тогда человек будет интересоваться работой искренне, вкладывать душу в нее. Раньше всегда с настроением шли утром и уходили с работы. Большинство людей, мне знакомых, трудились с открытым сердцем. Сейчас несколько сложнее, ситуация и отношение к трудовому человеку в обществе изменились.
Следующим этапом жизненного пути и трудовой биографии нашего героя стала работа в должности первого заместителя начальника Барабинского отделения дороги. Но все воспоминания об этих годах, полных трудовых побед, встреч с замечательными людьми, коллегами, друзьями для Владимира Яковлевича помимо его воли озарены трагическим ореолом. Расформирование одного из лучших отделений дороги в 1994 году стало для него настоящей трагедией. Он и сейчас не может говорить об этом спокойно. Впрочем, так же, как многие барабинские железнодорожники, как Николай Егорович Кысов и Николай Леонтьевич Шаранов.
После реформы 1994 года Львов одно время был заместителем начальника подотдела, созданного на базе бывшего Барабинского отделения, а затем первым заместителем по пассажирским перевозкам Новосибирской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров по Барабинскому подотделу. С этой должности и ушел на пенсию.
Заняться ветеранскими делами ему предлагали не раз, но Львов согласился не сразу, потому что достаточно длительное время был помощником депутата, с его собственным депутатским стажем длиной практически во всю его трудовую жизнь, это была работа по нему. А теперь он — председатель узлового совета ветеранов. И нисколечко не жалеет. Напротив, счастлив. Признается, что ему очень помогает в работе то, что лично знаком по общим делам в прошлом со многими председателями первичных ветеранских организаций.
— Это замечательные люди. Я хотел бы назвать поименно Николая Егоровича Кысова, Николая Александровича Нотова, Фаину Владимировну Помельцеву, Анатолия Николаевича Реца, Риту Дмитриевну Козлову, Татьяну Борисовну Борисову, Ирину Иосифовну Солдатову, Валентину Алексеевну Сайдакову… Да всех шестнадцать можно назвать и поблагодарить за их самоотверженную работу.
Задачи у всех общие, поэтому всегда можно найти взаимопонимание, считает Львов. И находит это взаимопонимание и с коллегами, и с руководством. В прошлом году на всех предприятиях узла провели обследование всех ветеранов и тружеников тыла. Сорок восемь домов отремонтировали, была даже создана специальная бригада для этой цели. Дорога, как известно, обеспечивает своих ветеранов, живущих в частном секторе, бесплатным и очень качественным углем. Сегодня одна из главных забот Владимира Яковлевича — вывезти этот уголь, пока, до наступления летнего сезона, у предприятий не так тяжело с автотранспортом. «По данным на прошлую пятницу, вывезли уголь уже для 412 человек. 1500 тонн у нас еще в запасе», — говорит Владимир Яковлевич. Он называет убедительные цифры, сколько людей удалось продиагностировать благодаря поезду здоровья, скольким через дорожный Красный Крест уже приобретены и выданы слуховые аппараты, сколько еще нуждается в помощи.
Ветеранские заботы у Львова такие же, как у всех. Тем, кто нуждается в медицинской помощи, эту помощь обеспечить. Не оставить без внимания одиноких и немощных людей. Вовремя каждого поздравить с праздником, проявить уважение и заботу. И, как и в бытность его на руководящей работе, заботиться о моральном духе людей.
На личных встречах ветераны порой не столько про себя рассказывают, сколько расспрашивают Львова про личную жизнь, про семью, про настроение. Наверное, это не просто уважение, а желание услышать, что этого человека тревожат те же мысли, что и их самих. Их очень волнует, как работают предприятия в новых условиях реформирования, что ждет Западно-Сибирскую магистраль и всю железнодорожную отрасль впереди, что пенсионерам ожидать от реформирования.
— Вот видите, у меня всегда при себе газета с материалами 29-го съезда российского профсоюза железнодорожников. На нем Владимир Якунин четко сказал: «Очень важно, чтобы при переходе на работу в дочерние предприятия наши сотрудники не потеряли социальных льгот и гарантий. Хочу сразу сказать, что в выделяемых дочерних компаниях обеспечение льготами пенсионеров и ветеранов будет осуществляться в соответствии с коллективным договором. С тем, чтобы наши ветераны не почувствовали изменений в худшую сторону в связи с реформированием». А как это сделать, в своей речи обрисовал Никифоров: «Чтобы обеспечить единый подход в плане сохранения льгот и гарантий для железнодорожников и пенсионеров ОАО РЖД и ее дочерних независимых обществ, ЦК профсоюзов предлагает начать работу по разработке тарифного соглашения по железнодорожному транспорту, но прежде необходимо создать объединение работодателей. С таким предложением профсоюз обратился к президенту ОАО РЖД Владимиру Якунину. Отраслевое соглашение станет основой для заключения коллективных договоров и обеспечения стабильной устойчивой работы предприятий». Я так думаю, если решится этот вопрос, пенсионерам горевать нечего будет.
Главное, в чем ему в жизни повезло, считает Львов, так это то, что довелось работать в отличных коллективах. Но мы заметим, что фортуна улыбнулась ему не только в этом. Очень посчастливилось Владимиру Яковлевичу встретить еще в студенческие годы замечательную спутницу жизни. Надежда Тимофеевна вот уже тридцать шесть лет не только любящая супруга, мама, воспитавшая двоих детей, но надежная подруга, соратница в делах. У этой четы железнодорожников выросли хорошие дети и подрастают трое внуков.
Дочь Татьяна — учитель-логопед первой категории. А сын Олег, продолжая династию, работает маневровым диспетчером на станции Новосибирск-Главный.