USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Путь праведника

Ренад ЯГУДИН. Заслуженный метеоролог России.



И народ в ответе за поэта перед творцом. Не может быть грядущего у нации, отвергающей поэтов». И далее: «Тукая на нашей земле невозможно изучать вне Пушкина и Лермонтова, Пушкина и Лермонтова невозможно изучать вне Тукая. Это объективное условие единства изначально единой Родины».

Габдулла Тукай — великий татарский народный поэт. Оставленное им творческое наследие является гордостью татарского народа, его имя навеки связано с прошлым, настоящим и будущим татарской литературы и искусства.

Тукай прожил короткую, но полную творческого огня жизнь. С 1905 года, когда в печати появились его первые произведения, по 1913 год, когда жестокий туберкулез свел его в могилу, им написано десять тысяч стихотворных строк и множество публицистических статей. Его творчество без преувеличения можно назвать энциклопедией татарского общества начала XX века. Но поэта волновали не только проблемы татарского народа; он стремился понять и оценить общественные события, происходящие и в России, и во всем мире. Он был и нежным лириком, и едким сатириком, и пламенным публицистом.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии в семье муллы Мухаметгарифа. Ему не исполнилось еще и 6 месяцев, как внезапно умер его отец. Еще через 3 года умирает его мать. Начинаются скитания мальчика по чужим людям. Через несколько лет он попадает на воспитание к крестьянину Сагди из деревни Кырлай.

«В Кырлае я стал помнить себя», — писал впоследствии поэт. Именно здесь он познает будни крестьянской жизни, начинает учиться в медресе — школе, дававшей религиозно-схоластические знания. Здесь же он приобщается к сокровищам устного народного творчества, которые впоследствии лягут в основу его поэзии. Не случайно одну из своих лучших поэм — «Шурале» («Леший»), — написанную по мотивам народной сказки, он посвящает Кырлаю.

Есть аул вблизи Казани,
по названию Кырлай.
Даже куры в том Кырлае
петь умеют... Дивный край!

Детство, прошедшее без родительского тепла, без материнской ласки, среди чужих людей, оставляет в душе будущего поэта незаживающую рану. Не потому ли в его творчестве приобретает столь сильное звучание безысходная жажда счастья и любви?

Мать моя лежит в могиле,
о, страдалица моя,
Миру чуждому зачем
ты человека родила?

В обстановке относительной свободы слова, которую принесла с собой революция 1905 года, Габдулла Тукай, его друг-демократ Камиль Мутыги и их соратники начинают издавать газеты и журналы: «Фикер» («Мысль»), «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), «Уклар» («Стрелы»). Почти в каждом номере газеты или журнала печатаются его стихотворения, статьи, фельетоны, пародии, памфлеты.

Уже в первых произведениях Тукая видное место занимают идеи национального освободительного движения и просветительства. Он поднимается на борьбу с религиозным фанатизмом, духовной отсталостью, требует свободы национальной культуре, языку.

Прочь с пути, невежды, сгинь,
давнишний гнет!
Светятся надежды, новый день
зовет.
.........................................................

Старое забудем. В счастье
и в беде
Мы народу будем
помогать в труде.

В 1905 году Тукай поступает наборщиком в русскую прогрессивную газету «Уралец». Тесное общение с типографскими рабочими дает новый толчок политическому росту молодого поэта, обостряет социальное содержание его творчества.

Мал я, но в борьбе неистов,
ибо путь социалистов —
Это и моя дорога,
справедливая, прямая.

Борьба народа за свои права — «долг святой», утверждает поэт в газете «Голос». В свете революционных идей Тукай отчетливо видит и подлинное лицо национальной буржуазии, которая «ложится спать и просыпается утром ради капитала, живет тоже ради капитала».

Любовью к родине продиктовано его стихотворение «Не уйдем» (1907 г.), направленное против татарских реакционеров, которые, испугавшись событий 1905 — 1906 гг., начали кампанию за переселение татар в Турцию. Проникнутое высоким гражданским пафосом, патриотической гордостью, это стихотворение является одним из наиболее ярких произведений татарской поэзии XX века.

Здесь родились мы, здесь росли,
вот здесь мы встретим
смертный час,
Вот с этой русскою землей
сама судьба связала нас.
..........................................................

Ответ наш ясный и простой
запомнить просим навсегда:
Вам лучше в Турции?
Туда пожалте сами, господа!

Полный творческих планов и радужных надежд, Тукай осенью 1907 года приезжает в Казань. Чувства, нахлынувшие на него при виде памятных с детства мест, он излагает в романтически приподнятом стихотворении «Пара лошадей».

Слышу я: призыв к намазу
будит утреннюю рань.
О Казань, ты — грусть
и бодрость! Светозарная Казань!
Здесь науки, здесь искусства,
просвещения очаг,
Здесь живет моя подруга,
райский свет в ее очах.

Светозарная Казань! «Казань» — «Казан» — в переводе с татарского языка — котел. В дни празднования 1000-летия Казани Камиль Тангалычев писал: «Сегодня в этом котле сама вечность варит живительный настой истины — истины нашего совместного (то есть и русских, и татар, и других национальностей) неразрывного бытия на отеческой земле. Сегодня каждому из нас Казань дает историческую возможность — отпить этой истины и существовать в истории всегда единым народом».

В Казани Тукай близко сходится с татарскими демократическими писателями Гафуром Кулахметовым, Галиаскаром Камалом, Фатыхом Амирханом. Поэт активно сотрудничает в газете «Эль-ислах» («Реформа»), участвует в издании журналов «Яшен» («Молния»), «Ялт-Юлт» («Зарница»). Эти издания стали рупором передовых прогрессивных сил, символом света, противоборствующего мраку реакции. Поэт радостно приветствовал рождение в 1906 году первого татарского драматического театра-труппы «Сайяр» («Передвижник»). Он стал близким другом и советником татарских актеров, помогал в их творческом росте конструктивной и дружеской критикой.

Театр и зрелище, и школа
для народа,
Будить сердца людей — вот
в чем его природа!
На путь неправедный он
не дает свернуть,
Он к свету нас ведет,
открыв нам правый путь.

С восторгом и восхищением Тукай любовался игрой ведущих татарских актеров; особый трепет вызывала у него первая татарская актриса Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская.

Лишь вышло солнце —
мир лучистый засверкал.
Так Гиззатуллина: лишь вышла —
счастлив зал.
Им богом дан обоим
равный блеск лучей:
Ему — играть средь туч,
играть на сцене — ей.

Уже через год по приезде в Казань Тукай создает одно из наиболее ярких и хлестких своих сатирических произведений — поэму «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» (1908 г.). Базар этот — злачное место Казани, где:

Все бурлит здесь утром,
шум со всех концов —
Сколько здесь товаров,
сколь тут купцов.
Эти покупают, эти — продают,
Кто-то надувает,
кто-то сам надут...

Образ главного героя произведения — Кисекбаша — поэт наделяет целым букетом отвратительных качеств татарского ханжи и черносотенца начала XX века.
Тукай пришел в татарскую литературу, освоив прежде всего наследие и традиции классической восточной поэзии (Навои, Низами, Кандалый, Акмулла...). Вместе с тем школой творчества для него была русская поэзия. Встретившись с творениями Пушкина и Лермонтова, Тукай уже не расставался с ними всю жизнь. В его отношении к великим русским поэтам ощущается особая внутренняя теплота и нежность.
Пушкин, Лермонтов — два
солнца — высоко вознесены,
Я же свет их отражаю,
наподобие луны.
Или:
Моя душа сходна с твоей,
о Пушкин вдохновенный,
Неподражаемый поэт, единый
во вселенной!
Тукай — тонкий лирик. Но лирика его скорее печальна и звучит как продолжение татарских народных песен. Тот же душевный строй, тот же лад.
Саз мой нежный и печальный,
слишком мало ты звучал,
Гасну я, и ты стареешь...
Как расстаться мне с тобой?
Голод и холод, преследовавшие его в детстве, мрачные, сырые комнаты казанских гостиничных номеров, постоянная нужда подточили здоровье поэта. В конце февраля 1913 года Тукая увозят в Клячкинскую больницу Казани. Диагноз — последняя стадия туберкулеза. Однако и на больничной койке он отвергает покой. До последнего часа пишет стихи, фельетоны, мечтает издать сборник избранных произведений («Первое мое дело после пробуждения», 1913 г.). Но более всего поэт печалится о горькой судьбе родного народа; в последних стихотворениях все ярче проявляется образ гордого поэта, в борьбе за народное счастье не отступающего ни перед какими трудностями, не склоняющего головы перед сильными мира сего. В конце жизни поэт резюмирует:
Я сворою воров гоним:
был жребий мой жесток
Затем, что я служить
властям и богачам не мог.
15 апреля 1913 года Габдулла Тукай скончался. Провожали поэта в последний путь тысячи и тысячи людей. Газеты и журналы захлестнул поток телеграмм, в которых простые люди изливали свою горечь по поводу безвременной кончины поэта и безграничную любовь к своему верному сыну.
«Искусство может улучшить только лучших людей. Никого другого не улучшили ни Пушкин, ни Тукай, ни Шишкин, ни Чайковский. Но они сделали больше: возле их творений лучшие остаются вечно узнаваемыми — и поэзия, которая спасает мир, не погибает...»
Тукай и сегодня идет, борется, радуется и страдает вместе с нами.