USD 102.5761 EUR 107.4252
 

На пороге обретения

Николай АЛЕКСАНДРОВ. участник ВРНС, президент Издательского дома «Историческое наследие Сибири».



Наш выбор участников дискуссии продиктован одной лишь целью — ознакомить вас с выступлениями от разных, скажем так, организаций: от Правительства РФ, Государственной думы, от одной из традиционных религий, от бизнеса и творческой интеллигенции. Все выступающие хорошо известны читателям «Советской Сибири».

Приветствие Президента Российской Федерации В. В. ПУТИНА:
«Приветствую участников и гостей X Всемирного Русского народного собора.

Ваш представительный форум призван обсудить широкий круг актуальных вопросов современной жизни России. Среди них — решение социальных проблем, укрепление общественного согласия и межконфессионального мира, воспитание молодежи в духе гражданственности и патриотизма.

На протяжении столетий общие культурные ценности и гуманистические идеалы объединяли многонациональный народ России. Именно они всегда оставались одной из прочных основ нашего государства. И сегодня сохранение и преумножение бесценных традиций взаимопонимания и солидарности — залог успешного будущего России.

Уверен, что Всемирный Русский народный собор послужит сплочению всех конструктивных общественных сил в созидательной работе на благо нашего Отечества, расширению многоплановых связей с соотечественниками за рубежом.

Желаю вам плодотворной деятельности и всего самого доброго».
Министр иностранных дел России С. ЛАВРОВ:

«...Думаю, что одним из крупных достижений последних лет является то, что в России постепенно складывается широкое общественное согласие в отношении основных внешнеполитических приоритетов страны. Речь идет прежде всего о создании наиболее благоприятных внешних условий для обеспечения надежной безопасности, устойчивого развития экономики, повышения благосостояния населения и для того, чтобы россияне строили жизнь по своему собственному разумению. В современном взаимозависимом мире решить эти задачи невозможно без тесного взаимодействия с зарубежными партнерами, без активного участия в решении общих для всего человечества проблем. Как никогда прежде, внешняя политика является продолжением внутренней.

Вот почему Россия в качестве своей внешнеполитической миссии в XXI веке сделала выбор в пользу интеграции страны в глобальную экономику и политику, активно содействует формированию нового, более безопасного и справедливого миропорядка. Как и внутри страны, на международной арене не существует разумной альтернативы подлинной соборности — коллективным усилиям мирового сообщества в противодействии терроризму и другим угрозам безопасности и устойчивому развитию...

...По мере своего дальнейшего укрепления Россия превращается в самостоятельный фактор международной политики. Это полностью отвечает ее национальной и религиозной самобытности. Уже в силу своего уникального геополитического положения в Европе и Азии Россия призвана внести важный вклад в решение важнейшей общемировой задачи эпохи глобализации — укрепление единства и вместе с тем сохранение многообразия человеческой цивилизации. И, как мы слышим от многих наших партнеров, в том числе в исламском мире, именно способность России внести уникальный вклад в поддержание межцивилизационного согласия на международной арене, утверждение принципов толерантности и взаимного уважения во многом определяют востребованность ее активной роли в международных отношениях на их современном этапе.

Нашу страну пытаются спровоцировать «самоопределиться» на стороне западной цивилизации в ее, как полагают, неминуемом конфликте с исламской цивилизацией. В этом вижу угрозу не только насущным интересам международного положения России, но и ее внутреннему развитию — как многонациональной и многоконфессиональной страны. На прочность испытывается и наша приверженность христианству — каким мы его приняли 1000 лет назад. «Не хлебом единым...», «жизнь свою за други своя» и другие заповеди никогда не были для нас отвлеченными понятиями — они определяли само содержание нашей жизни, наши дела.

Человечество вновь оказалось на переломном этапе своего развития. С одной стороны — силы, которые требуют отказа народов от своей истории, культуры и духовности, поскольку культурно-цивилизационные различия якобы лежат в основе всех противоречий между государствами. С другой — те, кто отстаивает свою национальную самобытность перед натиском глобализации, создающей угрозу культурно-цивилизационному многообразию мира.

Россия, как многоконфессиональное и многонациональное государство, испокон веков существовавшее на стыке цивилизаций, вновь призвана сыграть решающую роль в выстраивании сбалансированной и устойчивой архитектуры международных отношений. В этом и может состоять реализация исторического предназначения России в современных условиях. Эта роль России прагматична, поскольку нет разумной альтернативы сосуществованию народов и цивилизаций в современном мире, но одновременно и духовна — ввиду нашей открытости для иных взглядов и точек зрения, подлинно широкого, незашоренного взгляда на мир во всем его разнообразии. Важный вклад в достижение цели всечеловеческого согласия призван внести Всемирный саммит религиозных лидеров, созываемый в начале июля с.г. по инициативе Его Святейшества Алексия II.

Россия освободилась от идеологических оков. Теперь, когда наши силы и ресурсы не стоят на службе чуждых идей, мы обрели полную свободу реализовать свое подлинное предназначение в современном мире. Эта миссия, возможно впервые в истории, в равной мере отвечает нашим внутренним и внешнеполитическим задачам...»

Первый заместитель Председателя Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации Л. СЛИСКА:

«...Вызовы современного мира, усиливающиеся процессы глобализации и международной интеграции ставят перед церковной общественностью вопрос о необходимости дать оценку взаимоотношений православной и секулярной систем ценностей, высказать свое мнение о необходимости собственного осмысления Россией основных ценностей демократии...

...Представления о добре и зле, норме и патологии, понимание нравственного и безнравственного, восприятие положения человека в обществе, отношение к человеческой жизни принципиально отличают людей, воспитанных в православной традиции, византийско-русской цивилизации, суть которой — воплощение Божественной идеи и преображение на её основе человеческого существа и мира, представителей других, традиционных для России религий и культур, и идеологов либеральной Европы, понимающих прогресс главным образом как достижение материального благосостояния, воспринимающих в качестве нормы издевательство над святынями, эвтаназию, однополые браки, оправдывая всё это ссылками на права человека, поставленными выше требований традиционной морали...

...Навязывание народам мира ценностей западного общества в качестве универсальной модели, насильственные попытки создания централизованного наднационального сообщества могут и уже оборачиваются разрушительными последствиями. Владыка Кирилл очень точно отметил, что идея, утверждающая универсальную ценность в одной культурной модели, очень напоминает коммунистическую идею, в отношении которой наша страна имеет печальный опыт.

Идеологами либерализма в массовое сознание внедряется ощущение неотвратимо приближающейся угрозы «войны цивилизаций», войны между «христианским Западом» и «мусульманским Востоком».

Попытки втянуть в это противостояние Россию, к счастью пока безрезультатные, демонстрируют желание определённых кругов подтолкнуть Россию встать на позицию одной из сторон этого конфликта, что чрезвычайно опасно для нашей многонациональной, многоконфессиональной Родины.

Показательна в этой связи позиция Православной церкви в связи с известным «карикатурным скандалом», категорически выступившей против любых действий, оскорбляющих религиозные святыни, вызывающих справедливый гнев у людей истинно верующих.

Роль России в этом мировоззренческом конфликте определяется её преимущественно православной традицией, историей, продемонстрировавшей миру веротерпимость и открытость к восприятию иных культур, а также стремлением к взаимопониманию, взаимодействию и единству.

Эти качества нашего общества позволяют России претендовать на роль связующего звена, посредника в этом тлеющем конфликте, который при определённых условиях может разгореться до общепланетарного масштаба.

Для того, чтобы Россия выполнила высокую миссию сохранения гармонии между Востоком и Западом, необходимы ясное осознание нашей личной причастности и ответственности за себя, за Россию и за мир, в котором мы живём, а также вера друг в друга, основанная на вере Бога в нас...

...Считаю, что наступило время откликнуться на призыв владыки Кирилла отказаться от навязанной нам идеи непогрешимости Европы.

Мы не только имеем право, мы должны обсуждать и критически осмысливать те универсальные истины, которые Европа пытается навязать России, и решительно отвергать те из них, которые противоречат православному взгляду на ценность человека и человеческой жизни...»

Главный раввин России А. ШАЕВИЧ:

«...Всё больше времени проходит с того дня, когда была одержана победа над фашизмом, и всё меньше на этом свете остаётся свидетелей тех событий — участников Великой Отечественной войны.

Всё больше домыслов вокруг исторических событий. Для нас, потерявших 6000000 единоверцев, печально и оскорбительно слышать, что холокост был выдуман, что не было концентрационных лагерей, в которых сжигались тысячи людей, а были «исправительные трудовые» лагеря — и это произносят люди, облеченные в иных государствах властью. И что победой мы, оказывается, обязаны огромной территории да сильным морозам. В период Великой Отечественной войны 138 евреев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Тяжелые военные годы свидетельствуют: у каждого народа есть свои герои, которыми гордятся их потомки. Мы отдаём особую дань уважения и склоняем головы перед мужеством русского человека, принявшего на себя основной удар фашистской машины, сплотившего все народы для борьбы с врагом, освободившего людей из гетто и концлагерей.

Я часто встречаюсь с нашими ветеранами, которые первый тост всегда поднимают за своих однополчан. Моисей Марьяновский, Герой Советского Союза, рассказывал мне, что в тот момент, когда он и его экипаж горели в танке, никого не интересовали ни вероисповедание, ни национальность. Борьба за высшую справедливость сплотила всех.

Сегодня мы столкнулись с угрозой терроризма, и необходимо понять, передать молодому поколению очевидную, на мой взгляд, истину — и Хатынь, и Беслан произросли на одной почве.

Всем вместе нам есть кого и что защищать — события, связанные со славной Победой, должны служить примером, на них необходимо воспитывать молодёжь.

Наш опыт сотрудничества с Московской патриархией, мусульманскими организациями доказывает: люди могут принадлежать к различным национальностям, политическим партиям, религиозным конфессиям, но во имя будущего нашей Родины мы можем и должны быть едины...»

Президент РАО «Российские железные дороги» В. ЯКУНИН:

«...Сегодня здесь идет разговор о ключевых и поистине драматических для нашей страны и всего мира вопросах — о наших общих устремлениях и ценностях, о свободе и правах личности, о вере и терпимости, о мире на земле и в душах людей, о том, ради чего существует человек, народ, цивилизация.

Все эти вопросы теснейшим образом связаны с особой для нашей страны задачей — поиском, возрождением и взращиванием национальной идеи. Думы и заботы о России накладывают на всех нас, говорящих с этой трибуны, особую ответственность за каждое произнесенное слово...

...Мне как руководителю крупнейшей в стране компании, в которой работают 1 млн 200 тыс. человек, хорошо известно, каким гражданским и нравственным подвигом может быть каждодневный добросовестный труд, ответственность за порученное дело, за ближних, за компанию, за общество, «за все, что при тебе происходит».

Убежден, что у каждого жителя нашей страны есть возможности — и обязанности! — по личному вкладу в национальные проекты России.

В названии сегодняшней встречи присутствует слово «вера». Я не сторонник того, чтобы утрировать противоречия между религиозными и светскими ценностями. Я также не считаю корректным соединять религиозные ценности и социально-политические убеждения. Но мне кажется глубоко символичным, что сегодня, как никогда ранее, востребовано участие представителей религии в обсуждении вопросов мировой политики...

...На днях в Москве прошли международные консультации мирового общественного форума «Диалог цивилизаций». Ведущие исследователи из разных стран обсуждали состояние современных межцивилизационных отношений. Причем тезис о происходящем «столкновении цивилизаций» на религиозной основе оспаривался всеми выступавшими. Напротив, все были единодушны во мнении, что единственным способом существования в современном мире может быть именно диалог цивилизаций.

Значительное внимание на этих консультациях было уделено вопросам и проблемам современной молодежи — в том числе по причине известных молодежных выступлений во Франции.

Почетный директор Национального центра научных исследований Франции профессор Анри Фавр в своем выступлении отметил, что одной из главных проблем, которую игнорирует Европа, является проблема деклассированной и лишенной какой-либо духовно-культурной принадлежности молодежи. Профессор подчеркнул, что, в отличие от общепринятого мнения, этническая и религиозная принадлежность молодежи не играла никакой роли в проходивших недавно во Франции бунтах. То, с чем имеет дело Европа, — это псевдохристианская и псевдомусульманская молодежь. И ключевой проблемой является не столкновение, а внутреннее ценностное разрушение цивилизаций.

К сожалению, проблемные ситуации с молодежью характерны и для России. Борьба за молодежь — это борьба за наше общее будущее, за судьбу и миссию России. Противодействие таким социальным и нравственным недугам нашей молодежи, как беспризорность, необразованность, безверие, нетерпимость, социальная апатия и духовная леность, физическое и психическое нездоровье, — это огромное поле для подвижничества. И особенно важно сегодня возродить связи нашей молодежи с историей, верой и культурой собственного народа.

Возрождение духовности — неотъемлемая часть плодотворной национальной идеи. Жизнеспособность любого общества напрямую связана с его способностью хранить национальную память, поддерживать связь с культурным и историческим наследием…»

Писатель, сопредседатель правления Союза писателей России В. РАСПУТИН:

«...И город, и деревня всегда оставались на своих местах, как их Господь и власть устроили, каждая сторона исполняла свою службу. Одно не вызывает сомнений: деревня всегда была надежным фундаментом России, видимой и невидимой твердью, кладом, где всего-всего Богом и человеком заложено в избытке, тылом настолько бескрайним и могучим, что не могло быть ему, казалось, никакого износу. Сама земля взращивала своих детей на корне здоровом и бесшатком и закладывала в них силы и таланты, свойственные духовной плоти России. Оттого и повелось: потребовалась молодой Петровской академии защита от засилья немцев — и по тому же перекатистому зову, который скликал былинных богатырей, вышел из поморских лесов Михайло Ломоносов; зачастили в XVIII веке европейские сочинители насмехаться над Россией: не дано-де русским даже до мышеловки додуматься — и самоучка Иван Ползунов первым в мире разработал проект паровой машины; приповадились в послереволюционной России литературу склонять то к местечковому, то к комиссарскому языку — и поднялся Шолохов с «Тихим Доном»; захороводились, заплясали в музыке нотки с рожками — и из курского песенного края выступил Георгий Свиридов; в самую лихую годину, когда над Отечеством нависла угроза, быть ему или не быть, пришел на передовую Георгий Жуков... Мужика в деревне не надо было учить патриотизму — он был у него в крови; мужик не нуждался в понуждении к национальному чувству — он весь из него состоял, не всегда, впрочем, разбираясь, что это такое, но исполненный им настолько, что братство в многонациональной российской семье принималось им так же естественно и дружественно, как всякая необходимая богоданность.

Как не преклониться перед мудростью народной, которая века и века назад указала направление грозящей России опасности! До чего просто и до чего верно: сверху небо, снизу земля, а с боков ничего нет — оно и продувает. Боковины свои мы и не сумели охранить. Это еще пушкинская мысль применительно к традиции: что пребывает в России, то ко благу ее; что не вмещается — то соблазн и опасность. От славянофилов и до Столыпина звучало предостережение: «Нельзя к русским корням и русскому стволу прививать чужестранный цветок» — и не предостерегло. Один из последних славянофилов XIX века А. Кошелев, работавший над программой освобождения крестьян, уверен был: «Скорее вода пойдет против своего обычного течения, чем русский поселянин может быть оторван от земли, упитанной его потом...

«Современники, страшно!» — по другому поводу воскликнул Гоголь, но слова эти поднебесным набатом бьют и бьют скорбно над бесконечным кладбищем, в которое превратилась русская деревня. Гробами торчат брошенные людские жилища, в руинах лежат разграбленные фермы, гаражи и склады, поля заросли кустарником и осинником, овраги, как гигантские змеи, наползают на вековую обжить; последние поселяне, кому некуда бежать, с лета и до поздней осени бесконечными живописными колоннами выстраиваются вдоль больших дорог, торгуя не плодами земли, а плодами тайги. Деревня разрушена, обесчещена, вывернута наизнанку и выброшена на свалку, а свалка эта занимает теперь пол-России.

Невеселую эту картину погибели русской деревни нельзя, конечно, назвать повсеместной: и сеют еще, и пашут, и урожай в богоданные годы собирают неплохой. Уцелела деревня в Башкортостане, на Белгородчине и Орловщине... Трудно отделаться от впечатления, что уцелела благодаря стоящим на страже и окаменевшим в чистом поле былинным богатырям — иное, не сказочное, объяснение как-то не дается. Распахиваются заново кое-где и запущенные поля, сами себя принимаются кормить на арендованных землях промышленники, не надеясь на государство, которое по рукам и ногам, как в полоне, крепко-накрепко стянуто рыночными путами. Но у промышленников и производство зерна промышленное, и называют они его не хлебушком, а продукцией, и ни лелеять, ни приласкать его не умеют. В теперешнем хлеборобном деле земля отчуждена от пахаря, а пахарь от земли, прервалась меж ними таинственная связь, исчезло родственное сцепление, произошло обоюдное чувственное остывание. Чтобы остаться деревне деревней, надо вернуть весь прежний строй бытия и миропорядка, поэзию, обычаи, вековечное чутье на доброе и дурное, способность рожать детей в неизносной рубашке все того же крепкого покроя, к которому никакая зараза не пристанет.

Возможно ли это при существующем сегодня в нашей стране государственном строении чужой архитектуры и чужого духа, трудно сказать. Возможно ли, когда деревню не спасают, а добивают, изымая из нее последние общинные крепи — фельдшерские пункты, библиотеки, школы? Государство, пока оно обитает на земле, вынуждено и опираться на землю, другой опоры у него нет, но это опора не живой ногой, ощущающей токи тысячелетней почвы, а мертвым протезом, культей. Живая нога отмерла, атрофировалась от бездействия и глухоты. Но государство, кажется, этим мало озабочено.

Оно, как вахтовик, продолжает качать нефть. А на голой нефти, оставив в небрежении и поле, и все иные труды, которыми кормилась и строилась Россия, можно далеко укатить, так далеко, что и Россию потом не найти».

Еще до начала работы Х Всемирного Русского народного собора авторы «Литературной газеты» заметили: «...Создается впечатление, что какой-то «закулисный дирижер» организовал прямо-таки соревнование — кто перекричит друг друга в нападках на нашу страну. Американский совет по внешней политике принимает специальную резолюцию, требующую отлучить Россию от «Большой восьмерки».

Всему причиной оказывается бескорыстная забота Запада о нашей демократии. Столь энергичная забота наших друзей невольно наводит на мысль, а не есть ли эта «демократия» тем, что очень выгодно Америке и послушной ей Европе. Причины для беспокойства у западных «друзей», конечно же, есть — ныне Россия как никогда близка к самовозрождению. И американская мечта об однополярном мире может перестать мечтаться. А тут еще и Х Всемирный Русский народный собор, на котором представители многоконфессиональной и многонациональной России в один голос ставят под сомнение святость либерально-демократической «священной коровы» — западный эталон прав и свобод человека. Собор не просто поставил под сомнение, но глубоко и беспристрастно проанализировал предлагаемый «эталон», высыпал на стол все содержимое и отделил зерна от плевел!

«А где нравственность и исторические традиции цивилизаций?» — задался вопросом собор. И мы уже понимаем, сами догадываемся, что нет их (нравственности и традиций) в западном представлении свободы и быть не может, потому что ни американской, ни европейской политической элите это невыгодно. Нравственность и национальные традиции, совмещенные с правами и свободами человека, ограничивают западную «свободу» делать деньги на чужой несвободе.

То, что произошло на соборе, является реальным свидетельством того, что сердце России забилось громко, в полную силу. Русская цивилизация пережила еще одну смуту, воскрешение из небытия не за горами. Мы готовы с благодарностью к западной цивилизации взять все лучшее из накопленного ими опыта, соединить с нашими нравственными и исторически сложившимися многонациональными традициями и построить наконец-то действительно разумный русский цивилизованный мир. Россия этого заслужила, пройдя тяжелейшие «коммунистические» и «перестроечные» испытания. Может быть, именно поэтому господа Зюганов и Жириновский, посетившие собор, долго там не задержались. Мы наблюдали, как они вошли в зал, как их тут же окружили видеокамеры и диктофоны. Выступив в присущей им энергичной манере, они скоро остались более незамеченными.

Время «временщиков» кончается. Медленно, мучительно, через сознание и сердце каждого россиянина приходит понимание необходимости служения Родине и защите Отечества.

Но удивило меня «наше» телевидение, я имею в виду в первую очередь Центральное телевидение, которое после короткой информации о том, что Х Всемирный Русский народный собор начал свою работу, будто онемели. Видимо, по привычке глядели за кордон, как они там отреагируют, что скажут. Или, может быть, ждали инструкций, о чем можно сказать здесь, в России. Те телепередачи, которые к концу недели все-таки появились на экранах и на которых пытались обсуждать тему собора, видеть, а теперь и вспоминать не хочется. Все так извратили, а некоторые вообще свели итоговый обзор собора к одной теме — борьбе с гомосексуализмом.

Теперь как никогда всей душой начинаешь понимать, в какой несвободе мы живем. Обидно. «За державу обидно». За народ обидно, которому лгут цинично и в глаза.