USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Не остудите свои сердца

Ольга ПИСКУНОВА. Фото Юлии ПИСКУНОВОЙ.



Такие строчки я написала в книге отзывов, когда выписывалась после сложных операций на почках. Отделение как отделение, обычное — как везде. Ходят по палатам красавцы-врачи, бегают очаровательные сестрички с капельницами, шприцами. Выписывают выздоровевших, прибывают новенькие, в большинстве своем в тяжелом состоянии, так как это клиническая больница № 2, скорая, в Октябрьском районе.

Осваиваются вновь поступившие лишь тогда, когда их приводят в надлежащее состояние и во время сдачи всех анализов. Полежав в больнице какое-то время, начинаешь оценивать здоровую атмосферу, начинаешь понимать, что тебе повезло: ты вытянул счастливый билетик. Так в чем же мне повезло, как и остальным больным, оказавшимся здесь, в урологии?

Здесь царит особая атмосфера, я постараюсь рассказать о ней. Заведующий отделением Михаил Юльевич Лазарев работает тут уже 20 лет. Ему удалось сплотить коллектив врачей, медсестер. Только трудоголик в хорошем смысле слова может так сплотить коллектив. Только очень мудрый, волевой человек может поддерживать атмосферу взаимной поддержки и ответственности на протяжении многих лет. Он — настоящий учитель. Все молодые врачи — его ученики.

Сергей Захарович Емельянов тоже еще молод, но меж собой больные уже говорят про него: «врач от Бога», «лапочка», «золотые ручки».

Несмотря на известное выражение «эррарэ хуманум эст» — человеку свойственно ошибаться, врачам ошибаться нельзя. Это понимает каждый доктор, и поэтому организуются в сложных случаях консилиумы, как говорят, «разбор полетов». Мы, больные женщины, почти сердцем прислушиваемся, приглядываемся к работе врачей.

Глядя на Сергея Захаровича, на его серьезное отношение к процессу лечения, понимая его искренность, думаю только одно: не остуди свое сердце, сынок! Пусть жизнь не поломает тебя, не сделает равнодушным, циником. Останься таким же честным перед собой и людьми.

Работу в отделении сравниваю с игрой хорошо настроенной скрипки. И скрипка эта всегда находится в хорошем состоянии. Типичный фактор в больничной практике — больной, влюбленный в своего доктора. На это трогательно смотреть, саму посетило это ангельское чувство. Это — особый подъем, это — гарантия быстрого выздоровления. Еще не видя доктора Лазарева, только слыша его голос, я поняла, что это — настоящий мужчина, уверенный в себе профессионал, который не боится брать на себя ответственность. Я слушала этот голос, и слезы катились из глаз.

Не забуду, как в связи с ремонтом нашей 34-й больницы меня направили в другую. Она была прекрасно отремонтирована, стоял еще запах краски. Молодые урологи, удобно разместив ноги на столе, рассматривали на мониторе, похоже, пасьянс. Закончив, начали изучать мои анализы и другие результаты исследований. Пригласили заведующего, немного старше их. Он, взглянув на мои бумаги, нервно выскочил за дверь, не потрудившись закрыть ее плотнее. Я слышала, как он кричал врачам в коридоре: «Ты что, отдашь ей свою почку, если ее откажет?!»

Тогда я молча собрала все бумаги и ушла почти бегом. Один из молодых врачей догнал и посоветовал консультацию светила урологии. Так они, не захотев «эксцессов», избавились от меня. Но не будем о грустном.

Михаил Юльевич, оценив ситуацию, сразу же разделил поэтапно, в какой последовательности будет происходить восстановление моего организма. Я с ним была согласна и впервые за долгое время успокоилась — появилась надежда. Все, что можно было сделать для меня, он сделал. Я — на ногах. Не хочу скрывать: для меня он — Бог, Спаситель. Ходила в церковь, поставила свечки за здравие Михаила и Сергея.

Но окунемся в атмосферу отремонтированного, но, увы, плохо оснащенного отделения: старые кровати, страшенные матрацы, отслужившая свое сантехника, штопанный старый линолеум в палатах, отсутствие так необходимой сидячей каталки.

Задолженность по зарплате не обошла и больницу, но коллектив выстоял. Все течет, но пока не меняется к лучшему жизнь врачей. И сейчас коллектив работает за мизерную зарплату. Все, как в полевом госпитале: сестрички сопровождают в операционную больных, а оттуда катят в палаты и перекладывают с коллегами-врачами нас, весьма упитанных. Ставят нам капельницы, катетеры и клизмы.

Помощники медсестер, добрые, сердечные женщины, облегчают наши страдания, не скупятся на добрые слова и бесконечно моют, убирают палаты.

Дарующий жизнь должен быть достойно вознагражден. В данное время этого нет. А статистика сурова: средняя продолжительность жизни хирургов в России — 54 года. Они по напряжению на работе занимают второе место после летчиков-испытателей. Но не ропщут, потому что любят свою работу. Несколько операций в день — норма. Бывает, идут мокрые из операционной, переодеваются — и вновь к больным в палаты. Нужно еще просмотреть результаты анализов, снимки, назначить лечение.

Артистичный Иван Брониславович Петрушко. Приятно слушать его голос, подробно объясняющий, какой диеты надо придерживаться. Скромный, ироничный, интеллигентный Игорь Владимирович Плуталов. Как красиво он делает вечерами обход, держа в руках папочку и полотенце! Во всем чувствуется значимость происходящего. Энергичный, быстрый Олег Владимирович Абаимов — конкретный, обязательный. Молодые, но уверенные в себе состоявшиеся врачи Игорь Михайлович Лазарев, продолжатель дела своего отца — доктора Лазарева, и Дмитрий Михайлович Величко. В условиях больницы скорой помощи операций огромное количество, и эти молодые врачи уверенно делают свое дело.

На медицинских сестрах держится процесс продвижения к выздоровлению. Хочется описать каждую сестричку отдельно. Некоторые нежны, как птички-горлицы над своими птенцами, кто-то весел и энергичен. Их объединяет одна высшая цель — служение людям. Назову только их имена: Лариса Ерофеева, Галина Захарова, Елена Кожевникова, Ольга Кривошеева, Лариса Пономаренко, Ольга Миночкина, Антонина Сивякова, Татьяна Нищакова, Ирина Каблукова, Татьяна Ларина и добрейший медбрат Евгений Кузнецов.

Для больных они просто Тонечка, Ирочка... Отработав в напряжении смену, сестрички не хохочут, как фабричные девчонки, разбегаясь по домам, а молча, как солдаты после марш-броска, еще не сбросив напряжения, спешат домой к своим близким, которые тоже нуждаются в их тепле и заботе.

Сестричкам даже в голову не придет мысль провести отпуск за границей, где-нибудь на островах. Им и Белокуриха не по карману. Так же, как и мужчинам-врачам не по карману купить дорогой подарок любимой жене.

Рискнула спросить как-то доктора Лазарева о его заветной мечте. Он, не задумываясь, ответил: «Дожить до того времени, когда мы, врачи, за свой труд будем получать достойную плату. Дожить не для того, чтобы разбогатеть, а чтобы не чувствовать унижения, чтобы не чувствовать себя ветошью».

Вот и пришла долгожданная весна, скворушки прилетели. Солнышко светит все ярче. Приходят и окунаются с головой в работу врачи, сестрички. Замечаешь, что глаза любимых докторов смотрят веселее, а лица сестричек загадочны, голоса нежней. Чаще слышен задорный смех. Голос Михаила Юльевича всегда спокоен. Главнокомандующий уверен, что его коллектив, как хорошо отлаженный механизм, никогда не даст сбоя. Даже если и не наступят хорошие времена, никто не подведет и не дезертирует. Потому что здесь работают те, кто давал клятву Гиппократа.

На снимках: Михаил Юльевич Лазарев и Сергей Захарович Емельянов.