Зачем выпячивать негатив?
В последний период стало модным и отрицать надобность Октябрьской революции, и очернять советское прошлое. По поводу революции можно привести выдержки из книги А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Как явствует из книги, газеты тех лет пестрели объявлениями такого рода: «Продается ткач 35 лет с женой и дочерью и вятский жеребец 6 лет»; или: «Сего дня продаваться будет с публичного торга дом и при нем шесть душ мужского и женского пола. ...Молодица 18 лет». Зверь лютый, чудовище, изверг! Посмотри на слезы, лиющиеся из ее прелестных очей. Четыре злодея, исполнители твоея воли, держа руки ее и ноги... но сего не окончу. На челе ее скорбь, в глазах отчаяние. Она держит младенца, плачевный плод обмана или насилия. Она боится, чтобы не попасть в руки ему подобного». Сыновья помещика в свободное время ходили по деревне или в поле играть и бесчинствовать с девками и бабами, и никакая не избегала их насилия.
Помещик в отношении крестьянина есть законодатель, судия, исполнитель своего решения и, по желанию своему, истец, против которого ответчик ничего сказать не смеет. Может ли государство, где две трети граждан лишены гражданского звания и частию в законе мертвы, назваться блаженным? Сии властей права зверские. Царь — «преступник изо всех первейший», главный виновник совершающегося зла — таково основное утверждение книги: «На громном троне властно севши, в народе зрит лишь подлу тварь».
Вот что такое самодержавие и крепостное право, отмененное только за 46 лет до Октябрьской революции, и на памяти революционеров и их отцов осуществлялась многовековая безнаказанная жестокость по отношению к крестьянам. Когда одному писателю (кажется, Бунину) посочувствовали в уничтожении восставшими крестьянами его усадьбы с хорошей библиотекой, он ответил примерно так: «А что же вы хотите, ведь мои предки веками насиловали девушек и женщин, пользовались правом первой ночи, нещадно секли крестьян, продавали-покупали и вообще обращались как со скотом»! Мало изменилось положение рабочего люда и потом. Какими Иванами, не помнящими родства, надо быть, чтобы после этого утверждать, что революция была не нужна, и обвинять красных (и только красных) в жестокости!
По поводу оценки советского прошлого приведу отклики на выдержки из письма М. П. Яськина (в ответ на статью юриста О. К. Городниченко «Ответь, Никита» в газете «Советская Россия» от 10.01.04, которая начинается так: «Михалков-младший, смотрю вот и слушаю твою дребедень, включая последний пасквиль на советскую власть «Русский выбор», и удивляюсь. Большевики и советская власть вознесли отца твоего на вершину славы, дали тебе все, что ты по уму своему смог от нее взять, а ты, блудный сын, в награду за это клевещешь на нее, на ее историю, на ее великие свершения»).
Поскольку в письме содержался ответ не только мне, но также и моим «последователям утопического коммунизма», то я и разослал эти выдержки знакомым, и не только «последователям». Вот их ответы.
«Я разделяю его воззрения. Хотя, в отличие от него, за годы жизни я радикально изменил свои взгляды. Когда-то был активным комсомольцем, потом стал членом КПСС (вышел из партии за год до того, как Ельцин ее распустил). По мере узнавания всего, что и как произошло со страной, народом в XX в., по мере уяснения роли сначала Сталина, позже и Ленина, причем задолго до перестройки, взгляды мои коренным образом менялись. Теперь считаю себя демократом».
«Яркий пример заблуждения некоторых наших однокашников — в общем-то, умных ребят, но больших путаников в оценке исторических общественных процессов и событий. Им свойственна как будто генетическая предрасположенность к неприятию всего советского, социалистического образа жизни, и даже отечественного, русского.
Они напоминают западников «правого» толка, млеющих и преклоняющихся перед капиталистическим способом производства, частнособственнической идеологией и психологией. Причем не хотят замечать и учитывать очевидных достижений СССР в науке и технике, а также происходящей трансформации экономики на Западе. Вот и М.
Яськин думает, как и нынешние демократы, что государство не должно присутствовать в экономике, что наука и высшее образование будут более успешными в условиях частной собственности и платности. Разве он не видит, к чему привел этот курс уже сейчас. Его отдельные здравые мысли общей картины не меняют.
Смех и грех читать его опусы о главных причинах победы СССР в войне с фашистской Германией (ленд-лиз?), о «первом фашисте В. Ленине (со слов Л. Ландау)», об извращенном понимании коммунистической идеологии и лозунгов «Свобода. Равенство. Братство» и т. п. Все подается с каким-то фанатичным апломбом и упрямством: «Меня нельзя перевоспитать — я не меняю взглядов», хотя, по высказыванию Д. Лоуэлла, «только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений». У него нет политического идеала, к чему следует стремиться России».
«В советском прошлом было больше хорошего, чем плохого, сейчас это яснее ясного! Тов. Яськин, по-видимому, неудачник в жизни и работе, не любящий свою Родину, как раньше говорили — «злопыхатель», да и в чем-то от «космополита» от его речей доносит. Мечтает о капитализме том, что на Западе; пока такой капитализм построят (и построят ли?), половина народа русского погибнет под либеральной пятой. Великий прорицатель наш Федор Михайлович Достоевский сказал однажды: «Россию погубят не анархисты, не коммунисты, а проклятые либералы...»
«Модест меня ошарашил. Такой пещерный антикоммунизм. Недостатки и пороки можно найти везде. В любом обществе живут и сосуществуют разные люди. От патриотов до преступников, с самыми противоречивыми представлениями о жизни. Зачем же выпячивать и копаться в самом негативном? Как плановая система в Союзе добивалась невиданного роста промышленности и сельского хозяйства при улучшении благосостояния народа? Французская революция отмечается как национальный праздник, а ее «Марсельеза» стала гимном страны. Так же, если и не громче, войдет в историю и наша Великая Октябрьская революция. Хоть ты тресни, Яськин».
Знакомый профессор, д. э. н., считает, что в основном он мыслит правильно, хотя и не со всем согласен, а говоря о настоящем периоде, предрек, что деятельность Ельцина — ниспровергателя старого и насаждения нового порядка — заслужит проклятия народов!
Я со своей стороны также считаю, что Яськин отчасти прав, указывая недостатки советского периода. Например, от репрессий пострадали и мои родители, и я сам. Но ведь было и много хорошего, утраченного теперь. И нельзя выплескивать с водой ребенка, полностью очерняя старое. И перемены были нужны, но не развал страны, ее экономики и обнищание народа, чему и «в конце тоннеля не видно просвета». И главное теперь не столько очернение или обеление советского прошлого, на чем зациклились многие нынешние ниспровергатели, сколько правильно выбрать дальнейший путь. И тут большую озабоченность вызывает высказывание другого профессора, что «отдел кадров высших чиновников, руководящих страной, находится вне России».
А насчет установившейся теперь так называемой демократии написал еще Ж. Ж. Руссо: «Если бы существовал народ богов, он управлялся бы демократически. Столь совершенный образ правления не соответствует людям».
Вот такие мнения о прошлом, настоящем и будущем. Накануне памятной даты — 136-й годовщины со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Кто прав? «Русь, дай ответ!»