USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Медицина без обмана

Елена СЕРГЕЕВА.



Не секрет, что нередко больницы и поликлиники, используя правовую неграмотность пациентов, вынуждают их оплачивать те виды медицинских услуг, которые должны быть предоставлены бесплатно по полису ОМС.

Усомнившийся в законности таких действий, гражданин обращается за помощью в свою страховую медицинскую компанию. Но даже если страховая компания приходит к выводу, что деньги с больного взяты неправомерно, она может только рекомендовать больнице вернуть их гражданину, а заставить не может: нет законных рычагов. В результате зачастую страховщики и медики громко спорят, но ни до чего не договариваются, и пациент остается ни с чем. Единственный способ вернуть деньги — обращаться в суд, а это новые хлопоты, потраченные время и деньги. Так было до сих пор.

— С началом работы Межведомственной комиссии ситуация переменится. Для лечебного учреждения решение комиссии о качестве оказанной медицинской помощи либо о правомерности взимания денег с пациента будет окончательным. Если комиссия решит, что деньги с больного взяты необоснованно, ЛПУ должно возместить ему затраты на досудебном этапе, определен даже срок — 10 дней. Если же и после этого ЛПУ станет упорствовать, разработан порядок возврата денег пациенту страховой компанией, а сама больница понесет материальное наказание, — говорит генеральный директор Новосибирского областного Фонда ОМС, депутат областного Совета Олег АГЕЕВ.

Порождение безнаказанности?
— Олег Владимирович, в конце прошлого года администрация Новосибирской области и Фонд ОМС выпустили сразу несколько приказов, смысл которых сводился к запрету брать с больных деньги за те виды медицинской помощи, которые гражданину гарантированы государством как бесплатные. Насколько изменилась с начала 2006 года ситуация с оказанием платных медицинских услуг? Может быть, Межведомственной экспертной комиссии теперь и заняться будет нечем?

— К сожалению, работы у новой комиссии пока много. Во-первых, потому, что спорные вопросы в отношениях между пациентом и лечебным учреждением всегда будут возникать. Они могут касаться как качества лечения, так и его оплаты. Во-вторых, даже с появлением регламентирующих документов, о которых вы сказали, ситуация в сфере платных медицинских услуг еще не полностью нормализовалась.

Ревизоры Фонда ОМС закончили серию проверок в лечебных учреждениях города и области. Сказать, что результаты нас удивили — значит не сказать ничего. Результаты нас просто поразили. Объяснить большое число выявленных нарушений я могу только тем, что некоторые главврачи уверены в собственной безнаказанности. Должен сказать, что фонд уже довел итоги проверок до сведения администрации области, и к нарушителям будут приняты серьезные меры.

— Что обнаружили ревизоры в лечебных учреждениях?

— Мы проверили два стационара, две поликлиники и одну центральную районную больницу. Картина везде похожая: больным за деньги оказывают медицинскую помощь, предусмотренную программой ОМС как бесплатная. При оказании платных услуг больницы и поликлиники используют медикаменты, полученные за счет средств ОМС, то есть лекарства, предусмотренные для бесплатного лечения. Наконец, самое неприятное: за одну и ту же оказанную услугу лечебное учреждение получает деньги из двух источников — от больного и из Фонда ОМС. Каким образом? Очень просто: пациенты, которым оказана помощь по программам добровольного страхования, также включены в списки, предъявляемые для оплаты по обязательному медстрахованию.

Могу привести и конкретные примеры. Поликлиника № 21 г. Новосибирска: здесь брали с пациентов деньги не только за многие виды диагностических услуг и лечение в дневном стационаре, но также за прикрепление к данному ЛПУ и прием больных из других районов города. В клинической больнице № 12 пациенты оплачивали наркоз перед операцией и рентгеновские исследования, хотя им проводилось лечение в рамках программы ОМС. Здесь же пациентам предлагали купить полис добровольного страхования, по которому можно получить экстренную помощь в отделении реанимации. Подобного мне еще встречать не приходилось.

В гинекологической больнице №2 во время анонимного анкетирования 87 процентов пациенток указали, что считают нарушенными их права на бесплатное лечение. В Тогучинской ЦРБ были случаи, когда во время операции «медицинский аборт» женщинам предлагали оплатить наркоз.

Я очень надеюсь, что сами граждане будут активнее отстаивать свои права на получение бесплатной медицинской помощи и по каждому факту незаконного взимания денег обращаться либо в страховую компанию, либо в Фонд ОМС по телефону 218-47-21. Тем более что с появлением Межведомственной экспертной комиссии становится проще и быстрее процесс досудебного возмещения пациенту средств, если они взяты с него необоснованно.

Аргументы «за» и «против»
— Прежде врачи говорили: берем деньги с пациентов, потому что нас недофинансирует бюджет. То есть больницам не хватало бюджетных средств на ремонт, вывоз мусора, оплату услуг связи и т.д. Сегодня бюджеты городов и районов выполняют свои обязательства перед медицинскими учреждениями?

— К сожалению, нет. И это тоже одно из объяснений, почему в больницах продолжают брать деньги с пациентов в нарушение закона. В конце 2005 года Фонд ОМС предложил всем лечебным учреждениям, которые работают в системе обязательного медстрахования, подписать соглашения.

Сам ФОМС взял обязательство своевременно и в полном объеме финансировать те статьи расходов лечебных учреждений, которые идут собственно на оказание медицинской помощи гражданам. Учредители больниц и поликлиник (администрации области, города и районов) тоже поставили свои подписи под соглашениями и пообещали в полной мере финансировать ЛПУ как раз в части хозяйственных и прочих расходов. А лечебные учреждения, подписывая соглашения, обязались не нарушать закон и не заставлять пациента оплачивать «бесплатную» медицинскую помощь.

Что в итоге? В течение первых трех месяцев года бюджеты Новосибирска и некоторых районов области финансировали свои больницы и поликлиники в лучшем случае на 70 процентов, а в худшем — на 18 — 20. Для лечебных учреждений это стало аргументом в пользу того, что брать деньги с пациентов по-прежнему можно. На мой взгляд, сомнительный аргумент.

— Поскольку защита прав граждан на бесплатную медицинскую помощь входит в обязанности Фонда ОМС, как вы можете повлиять на эту ситуацию?

— Прежде всего хочу обратиться к администрациям городов и районов области с просьбой более ответственно подойти к финансированию здравоохранения. Со своей стороны, ФОМС имеет возможность исключить из системы обязательного медицинского страхования то лечебное учреждение, где нарушаются соглашения.

— Что будет, если исключить больницу или поликлинику из системы ОМС?

— Точно можно сказать лишь одно: денег из системы ОМС эта больница больше не получит. А дальнейшую судьбу этого ЛПУ будет решать его учредитель. Может быть, передадут учреждение в систему соцзащиты и организуют здесь хоспис. Не исключено, что просто закроют. Или переведут на полный хозрасчет, и больница сама должна будет зарабатывать деньги.

В таком случае завтра в этом учреждении все станет платным. Но мы объявим заранее, что данное лечебное учреждение нашим правилам не подчиняется, мы его выводим из системы, и туда с полисами ОМС приходить не нужно — там все за деньги. А сможет ли больница выжить, пойдет ли туда поток больных, это еще вопрос. Ни одно, даже самое успешное учреждение еще не отказалось от гарантированного финансирования из системы ОМС.

Исключив нарушителей закона из системы ОМС, мы не ограничим доступность медицинской помощи гражданам. Напротив, сделаем эту помощь более качественной, без обмана.

На снимке: генеральный директор НО ФОМС Олег Агеев.