«А если вы — жулик?!»
Вот распространенная ситуация: на дороге происходит столкновение. Слава богу, без крови... Вызываются сотрудники ГИБДД. Один водитель — к примеру, Петров — говорит: «Да, я виноват, извините, это моя вина». Инспектора берут объяснения, производят осмотр ДТП, составляют схему, пишут, что виноват Петров. Кажется, все ясно, впереди по возмещению ущерба автомобилю не должно быть никаких проблем!
Потерпевший обращается в страховую компанию виновника ДТП за возмещением материального ущерба — и вдруг получает отказ... Представители страховой компании (филиал московской фирмы) подозрительно спрашивают: «А почему нас не вызвали на ДТП?». Потерпевший пытается втолковать, что сам застрахован в другой компании, а Петров не отрицает свою вину, потому какие могут быть вопросы? И тут слышит в свой адрес: «А если вы — жулик, сговорились с дружком «надуть» компанию?»
И побрел потерпевший ни с чем... Между тем страховая компания поручает своим оценщикам сделать заключение по ДТП, и те спустя некоторое время его выдают: «Такого ДТП в реальности не могло произойти». Как потерпевшему можно защитить свои права и интересы в этой ситуации? Только через суд. Юристы, работающие по таким делам, советуют гражданам внимательнее относиться к выбору страховой компании. Многие из них сегодня в обязательном порядке требуют (!) от страхователей (в законодательстве в этом вопросе «пробел») пользоваться услугами только их оценщиков, которые, заметим, могут сегодня работать на рынке услуг и без лицензии, на неизвестном профессиональном уровне... Вот почему опытные люди советуют отдавать предпочтение известным местным новосибирским компаниям, с хорошей репутацией.
Ради справедливости стоит отметить, что законодатель и правительство уже озаботились этой ситуацией и пытаются увеличить ответственность страховых компаний по оценке материального ущерба в ДТП и страховых выплат.
Хотелось бы еще раз затронуть и другую тему по безопасности. Жизнь в современном городе предъявляет человеку все больше требований: надо знать законы и свои права, быть внимательным дома и на улице, не поддаваться на сомнительные предложения и посулы... Неизвестно, что хуже: стать жертвой обмана в государственном учреждении, фирме или «лохануться» на улице. Например, самая распространенная «напасть» на городских перекрестках — цыгане. В их сети попадают дети и взрослые, мужчины и женщины, богатые и бедные.
Вот вдоль автостоянки неторопливо движется от машины к машине цыганка. Одно из окон открыто, за рулем сидит юная бизнес-леди. Цыганка, как коршун, набрасывается на «добычу» и принимается что-то ей внушать, «предсказывать». Девушка испуганно отмахивается, но «чернявая» не отстает, «гудит» свое... Наконец нервы у девушки не выдерживают, в глазах слезы, она дает «по газам» и рвет с места, теряя управление. Скорее всего, цыганка хотела погадать или «снять порчу», но получила отказ, обиделась и предсказала девице несчастье. А до него в таком состоянии и в самом деле рукой подать.
Сотрудники правоохранительных органов и юристы, защищающие интересы потерпевших от цыганского насилия в суде, сходятся во мнении, что в основе приемов обмана у цыган — гипноз, навыкам использования которого они традиционно обучаются в таборе. Немало случаев, когда человек «сам» отдает все имущество и деньги. При этом «прозрение» приходит с большим запозданием, когда мошенников и след простыл... А бывает, потерпевший не обращается за помощью в милицию, стыдясь, что так легко поддался на обман: пусть деньги пропадут, лишь бы люди не узнали, какой он, оказывается, недотепа!
Сделаем вывод: заявление в правоохранительные органы о совершенном мошенничестве или ином криминале надо писать всегда — это, наконец, наш гражданский долг в укреплении общественной безопасности. Не так давно МВД, ФСБ, МЧС, Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции приняли совместный нормативный акт, который обязывает силовые структуры принимать от граждан любые заявления о совершаемых правонарушениях или преступлениях — вне зависимости от места их подачи и степени общественной опасности.
Каждое заявление неукоснительно регистрируется и передается по подведомственности. Хочется, конечно, надеяться, что такой порядок и у нас повысит оперативность реагирования правоохранительных структур на заявления граждан — о незаконном обороте наркотиков или оружия, открытых чердаках и подвалах, притонах по соседству и тому подобном.