Заграница нам поможет?
Выводы ученых в одной из последних монографий Новосибирского НИИ туберкулеза: заболевание возникает и быстро прогрессирует на фоне вторичного иммунодефицита, вызванного чаще всего белково-витаминным голоданием. Отсюда возросшие трудности излечения. Более того, все чаще смерть настигает больного до его обращения к врачу или в первые дни после госпитализации.
В заключительной части научного труда с эпиграфом из Евангелия от Матфея «Кто может вместить, да вместит»: «Что касается туберкулеза, то его новое быстрое распространение и резкое утяжеление приняли уже не просто эпидемический, а пандемический характер. Ведь из-за обнищания системы здравоохранения, а в особенности противотуберкулезной службы, осведомленность о больных туберкулезом существенно упала: едва ли теперь удается обнаружить половину заболевших в течение года людей. И среди населения в каждый момент находится много невыявленных больных даже с очень заразными формами туберкулеза».
Почти десятилетний период недостаточного финансирования лечения больных туберкулезом привел к росту лекарственно-устойчивых форм возбудителя болезни. К таким образом «прикормленной», по выражению фтизиатров, отечественной палочке Коха присоединились затем и «азиатские виды» возбудителя. Привезли их больные туберкулезом беженцы, свободные предприниматели, рабочие-нелегалы из ближнего зарубежья, которые в немалом количестве присутствуют в крупных городах и окрестностях, включая Новосибирск и, соответственно, прилегающую к нему территорию области. Попытки медицинских специалистов наладить проверку состояния здоровья, в том числе выявление туберкулеза, у прибывающих иностранцев были пресечены прокуратурой с формулировкой: «Это нарушение прав человека на его здоровье».
Больные туберкулезом с лекарственной устойчивостью к основным препаратам часто погибают в течение первого года жизни. Некоторые виды возбудителя сегодня вообще не реагируют на имеющиеся в арсенале человечества медикаменты. Надвигающаяся опасность наряду со слабой оснащенностью фтизиатрической службы вынудила корпус специалистов противотуберкулезной службы страны поставить вопрос перед федеральной властью: необходимы большие вложения на переоснащение диагностической базы и лечение лекарственно-устойчивого туберкулеза весьма дорогостоящими препаратами. Стали искать дополнительные источники финансирования. Взяли заем Международного банка реконструкции и развития — на модернизацию бактериологических лабораторий и оснащение общей лечебной сети, откуда должно начинаться выявление туберкулеза. Получили гранты международных неправительственных фондов.
На Всемирном саммите в прошлом году главы государств заявили о «приверженности согласованным действиям в борьбе с туберкулезом», о мобилизации необходимых внутренних и внешних ресурсов в рамках усиленных систем здравоохранения, об инвестировании в научные исследования. ООН приняла Глобальный план борьбы с туберкулезом на 2006 — 2015 годы.
Теперь наша страна, в том числе и наш регион, на гранты получат международную помощь — дорогостоящие препараты для лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Запас на три-четыре года. Для обучения специалистов в нашу область недавно приезжали из США член международной благотворительной организации «Партнеры во имя здоровья» профессор кафедры социальных заболеваний Гарвардской медицинской школы Эдвард Нарделл, а также представители Всемирной организации здравоохранения и Минздравсоцразвития РФ.
Новосибирский НИИ туберкулеза удостоился чести первым среди других научно-исследовательских институтов этого профиля принимать в буквальном смысле гуманитарную помощь американцев, которые в течение года объедут всю Россию. Под эгидой института туберкулеза прошел научно-практический курс обучения «Организация борьбы с лекарственно-устойчивым туберкулезом» для врачей противотуберкулезных диспансеров и лечебных учреждений системы исправления и наказания из регионов Сибири и Дальнего Востока.
Рекомендации отечественных и зарубежных специалистов по эффективному выявлению, диагностике и лечению были даны с учетом особых условий Сибирского и Дальневосточного округов. К ним относятся: низкая плотность населения в некоторых регионах и, следовательно, недоступность медицинской помощи; большое количество исправительных учреждений — тюрем, колоний, поселений. Кроме того, в Сибири более низкий уровень жизни, чем в европейской части страны, что способствует распространению и агрессивности туберкулеза.
Доктору-профессору по социальным заболеваниям из Гарварда Эдварду Нарделлу на одной из встреч в Новосибирске задали вопрос: «Почему США вкладывают деньги в Россию? Для вас это создание системы собственной безопасности?».
Он ответил так: «В каком-то смысле это справедливо. Туберкулез — глобальная проблема, а не какая-то местная. Ни одна страна не может считать себя свободной от туберкулеза, если есть эпидемия хотя бы в одной стране мира. В России — проблема особого рода, поскольку здесь распространен туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью. В США мы накопили опыт лечения такого туберкулеза в 90-х годах прошлого века, и сейчас у нас нет такой проблемы. Сейчас около 50 процентов больных туберкулезом, которые регистрируются в Америке, это лица, рожденные за пределами страны. Часто это выходцы из государств, которые являются нашими соседями: Мексика, Гаити, некоторые азиатские страны, откуда мы имеем миграционные потоки. Не так много больных из России. Поэтому я могу сказать, что наше участие, скорее, есть солидарность с российскими коллегами, которые борются с туберкулезом».
Глобальный план ООН по борьбе с туберкулезом предусматривает разработку новой вакцины, которая могла бы произвести революцию в битве с палочкой Коха. Пока существующие вакцины имеют ограниченное влияние на здоровье человека. Конечно, предотвращают туберкулез, но не столь надежно, как вакцины против других заболеваний. Огромное количество партнеров обсуждают возможности вложения инвестиций в эту разработку. Примерно треть мирового бюджета, предусмотренного для реализации Глобального плана, будет направлено на создание новой высокотехнологичной синтезированной эффективной вакцины. Начало этой работы намечено на следующий год, и, возможно, завершится она нескоро.
Эдвард Нарделл в процессе обучения наших врачей внимательно всматривался и вслушивался во все происходящее. Во время встреч с ним любой мог заметить это невооруженным глазом. Но что заметил сам профессор — дока по социальным заболеваниям? В чем разгадка русской души, как она многослойна? Сказано, что все мы вышли из гоголевской шинели. А еще мы вышли из обломовского халата и из одежд великого комбинатора и других персонажей. Точнее сказать, мы не сбросили свое старье, а носим его на себе. Как носят нищие, авось пригодится.
Пока мировое сообщество не предлагает России принять чрезвычайные меры, как, например, африканским странам, где туберкулез растет на фоне расширения ВИЧ-инфекции. Однако сейчас трудно прогнозировать, что будет у нас завтра. Пороговые показатели по наличию больных с множественной лекарственной устойчивостью, за которыми начинает «полыхать пожар», некоторые регионы страны уже перешагнули. Мы в их числе.
Ситуация может оздоровиться с оздоровлением экономики и дальнейшим подъемом культуры управления страной, включая наведение правового порядка. Одними медицинскими мерами классическое социальное заболевание побороть вряд ли удастся. Вот и упомянутая великолепная монография НИИ туберкулеза об эффективных методах лечения (по признанию американцев, у нас тоже есть чему поучиться) начинается двойным эпиграфом: «В беде житейский опыт не может нам помочь, мы доверяем кривде, а правду гоним прочь», затем из Библии: «Уклонися от зла и сотвори благо».