USD 103.4380 EUR 106.2493
 

Скворцов должен стать Шпаком?

Подготовил к печати Алексей ЖАРИНОВ. Фото Сергея ДЯТЛОВА и из архива редакции.



В день голосования вы были на Украине. Как оно проходило? Были ли нарушения?

— На выборы я приехала в качестве международного наблюдателя и видела других «контролеров». Их было очень много, особенно из Европарламента. Одни из них были за то, чтобы Украина голосовала как государство целостное, а другие болели за то, чтобы западная Украина склонялась как можно больше к польскому варианту событий. Вернее, даже не варианту, а к будущей дружбе с Польшей, хотя это трудно представить. На Украине, как и в России, права граждан на волеизъявление во время выборов нарушались. Причем там они нарушались более цинично, чем у нас.

— В прессе сообщалось, что не обеспечили участие в голосовании всем желающим.

— Действительно накладок, сбоев было много. На избирательных участках очереди были большие. Создавалось впечатление, что предоставили для голосования микроскопические по площади участки, и было ясно, что все избиратели не смогут там разместиться, если придет даже четверть желающих.

— Может, это было сделано по недомыслию?

— Если эти нарушения были системой, то недомыслием это оправдать нельзя. Участки работали с 7 часов утра. Я объехала весь Киев и видела, что на окраинах, где хуже социальное положение людей, на избирательных участках было больше запланированных нарушений. На мой взгляд, недопустимым нарушением прав граждан явилось принятие закона о том, что граждане могут восстановить свое право на голосование только по суду. То есть если человек не был занесен в списки, то в день выборов он не мог реализовать свое право.

Люди с русской фамилией очень часто попадали впросак, а их целые города, поселки. И мне больно было наблюдать за тем, как, например, в городе Александрия Кировоградской области, который является моей родиной, значительная часть граждан, а это тысячи людей, целые улицы, не были внесены в списки избирателей. И обосновывали это тем, что фамилии искажены русским корнем и надо было изменить фамилию на другую: с украинским корнем, с украинским звучанием, но оставить ее смысл. И, по подсчетам, которые давали независимые эксперты не только от России, не менее миллиона человек не смогли проголосовать на выборах, так как не были внесены в списки избирателей. Это поразительно для меня, человека, родившегося на Украине и имеющего украинскую фамилию. Украина интернациональна так же, как и Россия, потому что существенной разницы между этими двумя территориями нет и быть не должно. По истории мы не имеем права не помнить о том, что от Киевской Руси идет наша государственность, а не от Казани, как сказал нам недавно президент на праздновании тысячелетия Казани. Я была свидетелем тому, как возмущались международные наблюдатели — немец, болгарин, — которым давали возможность после выборов высказать свое мнение. Они были просто обескуражены тем, что граждане с другими, например еврейскими, немецкими, фамилиями были внесены в списки избирателей и смогли проголосовать, а граждане с русской фамилией — нет.

Я имела возможность общаться с людьми у входа на избирательные участки. Они стояли в очередях часами, так как не могли войти из-за малой площади избирательных участков. Я не встретила ни одного человека, который высказался бы негативно по отношению к России, к русскому народу, даже несмотря на все «игры» с газом.

— Какие настроения вы бы отметили среди простых граждан?

— Я лишний раз убедилась, что народ предчувствует, что его ведут к трагедии. Люди не могут понять: зачем же им столкновение с Западной Украиной? Она меньше, беднее. Она существенно отличается народонаселением, традициями и культурой, религией. При подсчете голосов выяснилось, что в последний час проголосовало большинство граждан, и на голосование одного избирателя уходило всего три секунды. Человек за такое время не имел возможности даже ознакомиться с бюллетенями, которые представляли собою летописи: 43 партии, 45 человек, зарегистрированных кандидатами в мэры Киева, выборы на всех уровнях. За три секунды просто невозможно было в руки взять все эти бюллетени, не то что сделать выбор и поставить свою подпись. Стало быть, шел вброс бюллетеней на территории Западной Украины. Огромное количество наблюдателей двинулись на восток страны с тем, чтобы не допустить никаких искажений со стороны партии «Регионы Украины». И, конечно, контроль за блоком Януковича был настолько жесточайшим, что сняли с выборов за нарушения часть избирательных участков Днепропетровской области. Нарушения были далеко не однозначны, потому что, например, избирательному блоку Виктора Ющенко было позволено в день выборов оформить знаменами оранжевого цвета и транспарантами: «Голосуйте за нашу Украину, голосуйте за Ющенко!» свой пресс-центр в центре Киева. Это дикое нарушение, которое у нас даже представить невозможно.

Когда я предъявила мандат наблюдателя международного уровня и спросила, как такое может быть, мне сказали: «Идите к Довидовичу». Довидович — руководитель Центральной избирательной комиссии Украины. Так мне дали понять, что Довидович им не угроза и я ничего не добьюсь. Однако я все-таки добилась своего. Я подняла все центры наблюдательных пунктов, связалась с ними, а также с полицией и с Довидовичем. И хоть с опозданием, во второй половине дня, но вся эта мишура была убрана.

В этих условиях победа партии «Регионы Украины» — это внушительная заявка на власть, которая свидетельствует о российских настроениях. Потому что только лозунг «Навеки с Россией!» был основным преимуществом Януковича. Никакие другие достоинства там главную роль играть не могли, потому что все социальные обещания и даже поблажки не имели веса. Правда, Юлии Тимошенко даже ничего и не надо было делать. Ей стоит только выйти со своей косой на площадь, как все уже буквально очарованы и попадают под ее какой-то сомнительный гипноз.

Досадно то, что при всем этом раскладе сил Украина продолжает напоминать прообраз Югославии. Это территория, разделенная на две части. А можно сказать, даже на несколько частей. Например, в Крыму люди не хотят жить под руководством украинского правительства. Их подогревает позиция Турции, которая считает, что по договору Крым передавался все-таки России. И оттого, что он сейчас принадлежит Украине, которая стала самостоятельным государством, турки испытывают чувство не то что несправедливости, а униженности, и они начинают претендовать на эту территорию. Люди, живущие в Крыму, знают эти настроения, и их это волнует. Одно дело — взгляд опытного политика, а другое — взгляд обывателя. Крым — это русская территория и по духу, и по устремлениям.

— Крым — не единственный регион, тяготеющий к России...

— Конечно, есть области, где явно прослеживается стремление людей оставаться с Россией. Это Днепропетровская, Харьковская, Донецкая области. Изменилось настроение и в Сумской, Черкасской областях, которые еще совсем недавно предпочитали «оранжевых». Но если Соединенные Штаты Америки пожелают использовать сложившуюся ситуацию, то успех они себе обеспечат. Потому что стоит только чуть-чуть эти столкновения обострить, например, на религиозной или национальной почве, то по своему тупому миротворчеству, на который американцы претендуют во вселенском уровне, они смогут ускорить и размещение американских баз, подавить Крым и усилить конфликт между Россией и Украиной.

— Прогнозы и результаты выборов, с вашей точки зрения, совпали?

— Да, прогнозы по самым крупным партиям совпали. Хотя второе место прогнозировали Ющенко, а не блоку Тимошенко. И, несмотря на жесточайший прессинг наблюдателей по отношению к Януковичу, у него, как и прогнозировали, около 33 процентов голосов. Не совпали прогнозы с результатами выборов по Народной партии Наталии Ветренко. Ясно, что ее «давили» и «гасили» как могли. Это было видно даже на избирательных участках. Ее наблюдателей, если они начинали возмущаться, просто игнорировали. Я сама помогала Ветренко, несмотря на то, что для меня самой родной была Коммунистическая партия Украины. Может быть, даже была договоренность Компартии Украины: она вела в основном пропаганду на социальных лозунгах, а Ветренко взяла главный — «Навеки с Россией!». Это очень сильная женщина, грамотная, убежденная. Я с уважением к ней отношусь. Она прошла через страшные испытания: второй раз выходит на выборы, и второй раз ее «гасят». Это говорит о том, что она несет определенную угрозу как сильная личность в парламенте. Может быть, ею были допущены какие-то ошибки. Она в последнее время вела пропаганду как бы в противовес Януковичу, желая завоевать часть его электората. И, возможно, это стало ее ошибкой, потому что она не оценила противостояния этих двух мощных сил: «оранжевых» и «синих». Очень досадно, что так мало голосов набрали коммунисты.

— Партия «Наша Украины» и блок Тимошенко — «оранжевые». Если они объединятся в парламенте, будет перевес сил в их пользу.

— Они ведут Украину к потере самостоятельности и к зависимости. Если бы не предательство «розового» социалиста Мороза, блок Януковича был бы сильнее. Потому что коммунисты объединятся с «Регионами» в борьбе за «Союз с Россией». И если бы еще 10 процентов, которые взял Мороз, то было бы, как минимум, равновесие.

— Какой, на ваш взгляд, наиболее благоприятный вариант развития Украины после выборов?

— Наиболее благоприятный вариант для Украины — если Ющенко, желая быть президентом Украины, в своих действиях будет очень сильно ориентироваться на Януковича и, следовательно, усмирит свой пыл размещать американские тюрьмы, базы на территории Украины. И украинцы останутся более независимыми по отношению к США и Польше и будут более интенсивно развивать свои отношения с другими странами, с Евросоюзом. Потому что основная часть Евросоюза не заинтересована в том, чтобы Украина стала подспорьем Польши.
Я думаю, что и со стороны России будут предприняты какие-то шаги для того, чтобы способствовать союзу с Украиной. Мне, как члену комиссии по связи с Европарламентом от Коммунистической фракции, приходится один раз в год бывать в нем. И я вижу и слышу, как нагло себя ведут эти пока что святые европейцы. Они рассматривают Россию как страну, которая буквально обязана их обеспечивать энергоресурсами. Для них уже стало нормой, что мы заглушили свою промышленность, отдаем им свои газ, нефть. Тешимся каким-то Стабилизационным фондом, который тоже неизвестно, в чьих руках и кто получает от него доходы. Платим взносы, проценты за просроченные долги и т. д. В общем, хорошо их кормим, даем им тепло и свет. Они к этому привыкли. Но самое странное то, что у нас сейчас большинство таких депутатов, которые почувствовали себя цивилизованными людьми, для которых не существует этот нищий, но прекрасный народ. Они о нем забыли.

Фотографии статьи
066-14.jpg