«Я не могу кривить душой»
Как удается руководителю совмещать работу, увлечения, семейные заботы, общественные дела, какие проблемы ее волнуют… Об этом она делится с читателями «Советской Сибири».
— Рената Рашидовна, судя по всему, вы человек мощных организаторских способностей. Не заметить этого в бывшей студентке, прибывшей учительствовать в небольшую сибирскую сельскую школу, было бы грешно. Вы ведь пришли в школу не простым учителем: карьеру сделали буквально с лету.
— Сама удивляюсь, как бывший в то время директор Иван Борисович Ахметов с первых дней отметил во мне организаторские способности. Но я действительно организатор по натуре. Мне всегда нравилось работать с людьми, что-то придумывать, реализовывать идеи в жизнь и видеть, как человек, порой не всегда уверенный в себе, раскрывается, творит, чем приносит радость себе и другим. Поэтому когда мне предложили занять эту должность, приняла предложение с удовольствием и окунулась как в уже известную сферу: ведь позади был опыт работы в качестве комиссара и командира строительных отрядов и командира педагогического отряда имени Макаренко в институте. Что касается должности директора. Стать им предлагали дважды. Но первый раз, одиннадцать лет назад, я наотрез отказалась, ибо считала и до сей поры считаю, что руководителем должен быть все-таки мужчина. Я — слишком женщина. Мешают эмоциональность, впечатлительность, порой отчаяние перед вдруг возникшими проблемами, человеческой несправедливостью, грубостью, бескультурьем.
— Несмотря ни на что, маленькая женщина согласилась взвалить на свои хрупкие плечи непростую директорскую ношу.
— Наверное, всему свое время. Мне стало интересно: неужели не смогу освоить очередную высоту? К тому же я, как все романтичные люди, слегка суеверна: как-то раз прочла, что к возрасту Христа человек должен чего-то добиться, свершить, чтобы оставить след на земле. Предложение возглавить школу пришло как раз в этом возрасте.
— Изменилось ли с годами мнение относительно того, кто должен управлять учебным учреждением, мужчина или женщина?
— По-прежнему считаю, что руководить школой должен мужчина. Это доказывает и сама жизнь. Не спорю, есть замечательные директора-женщины, в том числе и в нашем районе, мои коллеги. Женщины могут управлять сложными рычагами жизни, находиться на руководящих должностях, хотя со стороны виднее, как это удается мне самой. Что-то делать наполовину не позволяет характер. Болею за школу, волнуют ее проблемы, всей душой переживаю за детей, обучающихся в ее стенах. Наверное, действительно, одно из главных искусств руководителя, как меня убеждали в начале пути, — это сдерживание эмоций. Но я такая, какая есть, и не думаю, что сильно изменилась за прошедшие годы. В чем точно убедилась, так это в том, что директорство мобилизует, позволяет открыть и закалить в себе такие черты характера, как настойчивость, умение предвидеть, анализировать, просчитывать ситуации, находить общий язык с разными людьми...
— Быть директором сельской школы — значит быть одновременно и руководителем, и учителем, и завхозом, и дипломатом, и психологом…
— Я давно поняла, насколько емка и многолика профессия учителя. Может быть, это и привлекает: есть возможность проявить себя в разных ипостасях. Каждый человек, любое дело требуют от тебя своего, оригинального подхода. Но для меня главным приоритетом, безусловно, являются дети. Я никогда не жила в деревне. Во мне живы воспоминания детства, когда день растворялся в занятиях, кружках, «гастролях», митингах, общественных форумах... И мне жаль, что сельские дети несколько ограничены в этом в силу условий проживания. Но какие они замечательные: талантливые, умные, интересные, полны жажды жить и творить, способные мечтать и дерзать. Так хочется сделать много чего для них, их развития.
— Для осуществления педагогических целей и задач необходимы в первую очередь не только условия, но и педагоги-профессионалы, которые наверняка есть в вашей школе.
— Наши педагоги не просто отрабатывают классные часы, им дороги судьбы учеников, дело, которому служат. Мне кажется, что профессия учителя, наряду с профессией врача, это то, что должно быть заложено природой. Можно научиться грамотно вести уроки, обучать предметным азам, но настоящий учитель прежде всего должен ребенка понимать и делать так, чтобы тот максимально раскрыл потенциал, заложенный в него родителями и природой.
— С высоты теперь уже вашего школьного опыта можно сделать какие-то сравнения, выводы. Меняются ли дети со временем, влияют ли на подрастающее, особенно сельское, поколение стремительные изменения в нашей жизни?
— Конечно. Но влияние носит двоякий характер. С одной стороны, наши дети гибче, спокойнее относятся к любым изменениям, принимают новшества с присущей их возрасту «мудростью», то есть не задаются извечными вопросами, свойственными взрослым: а зачем это надо, как быть, что делать? Дети все воспринимают проще. Тем не менее они гораздо раньше стали задумываться и осознавать, что им надо в жизни, к чему стремиться. Это хорошо. Хотя и здесь бывают перегибы, если вольно или невольно они перенимают некоторые черты западного образа жизни, в частности американского. Я, будучи учителем английского языка, пытаюсь им донести, что одно из главных достоинств и особенностей западной молодежи кроется именно в их желании стать независимыми и устойчивыми в жизни, в стремлении, прежде всего встать на ноги, сделать карьеру, выучиться, а лишь потом заводить семью, перед которой лежит большая ответственность за будущее своих детей. Мне кажется, что у молодого поколения не хватает чуткости, сострадания, душевности, способности жить ради другого. Не случайно в педагогических кругах сегодня акцентируется внимание на воспитательной работе и нравственном развитии учащихся.
— И что же, по-вашему, может способствовать развитию тех самых нравственных качеств?
— Общее дело, основанное на патриотизме. Никогда не забуду выпускников 2000 года. Это были первые месяцы моего руководства школой. Идея создания музея, который стал не просто бы местом хранения старинных вещей, а местом возрождения и продолжения истории школы, села, родного края, витала у нас давно. А тут в начале ноября исполнилось 70 лет со дня основания колхоза. И лучшего подарка, чем открытие музея, трудно было представить. Те месяц-полтора, когда мы с ребятами приходили по вечерам и делали стеллажи, полки, создавали экспозиции, были замечательными. Царили единодушие, вера в свои силы: можем, если захотим. Несомненно, меня волнует нравственная оболочка современных детей. Вы, наверное, помните, в каких условиях проходило наше воспитание: забота об общественном деле превалировала над личными проблемами. Конечно, были перегибы, и хорошо, что мы наконец поняли, что нужно любить себя и заботиться о себе, что, кстати, внушается и чутко воспринимается нашими детьми сегодня. Но все-таки как много теряют они, не успевая понять чувство альтруизма, необходимости жить ради кого-то еще, кроме себя. Кто может испытывать радость, удовольствие от того, что творит добро, тот меня поймет.
— Ваша специальность — учитель английского языка. А почему, скажем, не русского и литературы? Что или кто повлиял на выбор?
— Мои родные, в частности, моя старшая сестра Елена. Дело в том, что для меня не стоял вопрос, какой предмет вести в школе. В нашей семье все филологи, и я была уверена, что буду учителем русского языка, особенно привлекала литература. Часто на уроках в школе ловила себя на мысли, что объяснила бы своим ученикам все не так, ведь литература — это воспитание чувств, и так много зависит от того, кто и как обучает этому предмету. Иностранный же язык в те времена считался не столь важным предметом. Но сестра убедила меня поступить в школу юного педагога при Башкирском педагогическом институте, на факультет английского языка. Жизнь показала ее прозорливость: буквально года через три иностранный стал востребован. А моя любовь к нему только крепнет: так много этот язык дает для понимания другого мира и жизни. Мечтаю когда-нибудь побывать в англоязычных странах.
— При всей вашей занятости находите время, отдушину для творчества, в частности, пишете стихи. Интересно, как стихи, лирика вяжутся с имиджем современного школьного директора?
— Только не спрашивайте, каким образом для сочинительства выкраиваю время. Не люблю отвечать на этот вопрос. Уверена, что в жизни любого человека должно оставаться время для себя самой и любимого занятия. Как, когда — это дело организации дня, режима, желания. Почему именно стихи? Наша реальность настолько порой жестка, даже жестока, что просто необходимо иметь ту самую отдушину для восстановления душевного равновесия. Кому-то, как моим сестрам, помогают врожденный оптимизм, чувство юмора, мне — стихи. Не всегда человек решится высказать все, что таит душа, в чем не хочешь иногда признаваться не только кому-то, но даже самой себе. Сокровенные мысли, чувства требуют выхода, в противном случае начинает болеть душа, что ведет в реальной жизни к дискомфорту и к столь часто встречающейся в последнее время у людей депрессии. В этом отношении мне помогают стихи. И, может быть, именно поэтому я всегда пишу от первого лица, что вызывает у читателей естественное предположение, будто они автобиографичны.
А цветов мне, увы, не дарили
Не для даты, а ради любви.
Может быть, не так сильно любили
Иль цветы для меня не цвели?
Или эти строки:
Но я проснусь! Наполню смыслом
Все дни моей судьбы капризной,
Не дам своим свободным мыслям
Почить у времени на тризне.
— Когда впервые вы почувствовали потребность излагать свои чувства в стихотворной форме, помните ли, как рождались первые строки?
— Первое стихотворение родилось в творческой атмосфере папиного кабинета, в окружении множества книг. Оно и посвящалось книгам. Рождение стиха трудно объяснить. Это как рождение зари, цветка… Так неуловимо и непредсказуемо. А первым читателем, причем взыскательным, моих виршей была мама, которая сама знает много стихов наизусть. Все свои лекции она сопровождала стихами, чем завоевывала любовь и признательность слушателей. Вероника Тушнова, Константин Симонов, Андрей Дементьев... Эти имена были знакомы с детства. Мир поэзии был открыт для меня благодаря маме. А еще я отлично помню свое искреннее восхищение, удивление и недоумение, когда в юности (вне школьной программы) вдруг открыла для себя замечательные стихи Михаила Лермонтова. Читая их, поражалась, как мог поэт, живя около двухсот лет назад, знать и писать обо мне и для меня?!
— А мир песни и гитара в руках. Это откуда?
— Что касается песен... Может быть, каждый человек, когда-либо держащий гитару в руках, начинал писать песни. Кажется, сами струны подсказывают мелодию. А гитара — это из мира юности, ночных костров, мечтаний и дерзаний, всего того, что дорого до сих пор.
— Но, насколько я знаю, творческий путь вы начинали не с поэзии. Ваша ранняя школа — школа журналистики, которую открыл вам отец, редактор районной газеты. И вы мечтали посвятить себя именно журналистике.
— Да, передо мной стоял выбор: стать учителем, как мама, или журналистом, как папа. Но я не жалею о своем выборе. С первой же публикации в районной газете 18 лет тому назад у меня есть возможность заниматься любимым делом без отрыва от учительской, директорской деятельности. Хочу заметить, что восхищаюсь работой газетчиков. Помню, в ранней юности на мои наивные вопросы папа отвечал, что искусство журналистики — о простых вещах писать так, чтобы заинтересовать, увлечь читателей, заставить поверить в актуальность затронутой тобой темы. Сейчас я его хорошо понимаю, когда пишу в районку о моих земляках. Единственное условие существует для меня: необходимо, чтобы я ощущала внутреннюю симпатию к герою. Потому что не могу кривить душой, как будто что-то рвется внутри, если чувствую фальшь. Да, жизнь, несмотря ни на что, прекрасна. Она, как и мои земляки, стоит бессонных ночей и диалога с листом бумаги или компьютером.
— Вы живете в сельской местности и, конечно, вас окружает неотъемлемый быт: хозяйство, приусадебный участок… Словом, сплошная работа и заботы.
— Домашнее хозяйство мы не держим. Люблю бывать в огороде, испытываю необъяснимые чувства, копаясь в земле, при этом не пользуюсь перчатками, кажется, в них невозможно почувствовать ее энергетику.
— Какова реакция родных и близких на катастрофическую занятость хозяйки домашнего очага?
— Я благодарна мужу Игорю, детям Владу и Азалии за понимание, терпение, поддержку. Конечно, жаль, что нет возможности проводить с ними больше времени. Тем дороже вечерние минуты общения, когда можем поговорить обо всем, посмеяться, почитать, сотворить что-нибудь всем на удивление. Убеждаю моих родных в том, что сделать жизнь интересной — в наших силах. В семейном лексиконе нет у нас слова «скучно», зато есть свои традиции, которые, безусловно, сближают всех и придают жизни особый колорит. Уверена, чем больше положительного, доброго впитают дети в детстве, в кругу семьи, тем благоприятней будет к ним жизнь. Я благодарна родителям и сестрам за тот заряд, который получила в детстве. Может быть, поэтому мне везет на хороших людей, на счастливые мгновенья в такой непростой сегодня жизненной круговерти.
На снимке: Рената Юрьева.