USD 102.5761 EUR 107.4252
 

«Я не могу кривить душой»

Галина ЗУРОВА. Татарский район. Фото Игоря САГАЙДАКА.



Как удается руководителю совмещать работу, увлечения, семейные заботы, общественные дела, какие проблемы ее волнуют… Об этом она делится с читателями «Советской Сибири».

— Рената Рашидовна, судя по всему, вы человек мощных организаторских способностей. Не заметить этого в бывшей студентке, прибывшей учительствовать в небольшую сибирскую сельскую школу, было бы грешно. Вы ведь пришли в школу не простым учителем: карьеру сделали буквально с лету.

— Сама удивляюсь, как бывший в то время директор Иван Борисович Ахметов с первых дней отметил во мне организаторские способности. Но я действительно организатор по натуре. Мне всегда нравилось работать с людьми, что-то придумывать, реализовывать идеи в жизнь и видеть, как человек, порой не всегда уверенный в себе, раскрывается, творит, чем приносит радость себе и другим. Поэтому когда мне предложили занять эту должность, приняла предложение с удовольствием и окунулась как в уже известную сферу: ведь позади был опыт работы в качестве комиссара и командира строительных отрядов и командира педагогического отряда имени Макаренко в институте. Что касается должности директора. Стать им предлагали дважды. Но первый раз, одиннадцать лет назад, я наотрез отказалась, ибо считала и до сей поры считаю, что руководителем должен быть все-таки мужчина. Я — слишком женщина. Мешают эмоциональность, впечатлительность, порой отчаяние перед вдруг возникшими проблемами, человеческой несправедливостью, грубостью, бескультурьем.

— Несмотря ни на что, маленькая женщина согласилась взвалить на свои хрупкие плечи непростую директорскую ношу.

— Наверное, всему свое время. Мне стало интересно: неужели не смогу освоить очередную высоту? К тому же я, как все романтичные люди, слегка суеверна: как-то раз прочла, что к возрасту Христа человек должен чего-то добиться, свершить, чтобы оставить след на земле. Предложение возглавить школу пришло как раз в этом возрасте.

— Изменилось ли с годами мнение относительно того, кто должен управлять учебным учреждением, мужчина или женщина?

— По-прежнему считаю, что руководить школой должен мужчина. Это доказывает и сама жизнь. Не спорю, есть замечательные директора-женщины, в том числе и в нашем районе, мои коллеги. Женщины могут управлять сложными рычагами жизни, находиться на руководящих должностях, хотя со стороны виднее, как это удается мне самой. Что-то делать наполовину не позволяет характер. Болею за школу, волнуют ее проблемы, всей душой переживаю за детей, обучающихся в ее стенах. Наверное, действительно, одно из главных искусств руководителя, как меня убеждали в начале пути, — это сдерживание эмоций. Но я такая, какая есть, и не думаю, что сильно изменилась за прошедшие годы. В чем точно убедилась, так это в том, что директорство мобилизует, позволяет открыть и закалить в себе такие черты характера, как настойчивость, умение предвидеть, анализировать, просчитывать ситуации, находить общий язык с разными людьми...

— Быть директором сельской школы — значит быть одновременно и руководителем, и учителем, и завхозом, и дипломатом, и психологом…

— Я давно поняла, насколько емка и многолика профессия учителя. Может быть, это и привлекает: есть возможность проявить себя в разных ипостасях. Каждый человек, любое дело требуют от тебя своего, оригинального подхода. Но для меня главным приоритетом, безусловно, являются дети. Я никогда не жила в деревне. Во мне живы воспоминания детства, когда день растворялся в занятиях, кружках, «гастролях», митингах, общественных форумах... И мне жаль, что сельские дети несколько ограничены в этом в силу условий проживания. Но какие они замечательные: талантливые, умные, интересные, полны жажды жить и творить, способные мечтать и дерзать. Так хочется сделать много чего для них, их развития.

— Для осуществления педагогических целей и задач необходимы в первую очередь не только условия, но и педагоги-профессионалы, которые наверняка есть в вашей школе.

— Наши педагоги не просто отрабатывают классные часы, им дороги судьбы учеников, дело, которому служат. Мне кажется, что профессия учителя, наряду с профессией врача, это то, что должно быть заложено природой. Можно научиться грамотно вести уроки, обучать предметным азам, но настоящий учитель прежде всего должен ребенка понимать и делать так, чтобы тот максимально раскрыл потенциал, заложенный в него родителями и природой.

— С высоты теперь уже вашего школьного опыта можно сделать какие-то сравнения, выводы. Меняются ли дети со временем, влияют ли на подрастающее, особенно сельское, поколение стремительные изменения в нашей жизни?

— Конечно. Но влияние носит двоякий характер. С одной стороны, наши дети гибче, спокойнее относятся к любым изменениям, принимают новшества с присущей их возрасту «мудростью», то есть не задаются извечными вопросами, свойственными взрослым: а зачем это надо, как быть, что делать? Дети все воспринимают проще. Тем не менее они гораздо раньше стали задумываться и осознавать, что им надо в жизни, к чему стремиться. Это хорошо. Хотя и здесь бывают перегибы, если вольно или невольно они перенимают некоторые черты западного образа жизни, в частности американского. Я, будучи учителем английского языка, пытаюсь им донести, что одно из главных достоинств и особенностей западной молодежи кроется именно в их желании стать независимыми и устойчивыми в жизни, в стремлении, прежде всего встать на ноги, сделать карьеру, выучиться, а лишь потом заводить семью, перед которой лежит большая ответственность за будущее своих детей. Мне кажется, что у молодого поколения не хватает чуткости, сострадания, душевности, способности жить ради другого. Не случайно в педагогических кругах сегодня акцентируется внимание на воспитательной работе и нравственном развитии учащихся.

— И что же, по-вашему, может способствовать развитию тех самых нравственных качеств?

— Общее дело, основанное на патриотизме. Никогда не забуду выпускников 2000 года. Это были первые месяцы моего руководства школой. Идея создания музея, который стал не просто бы местом хранения старинных вещей, а местом возрождения и продолжения истории школы, села, родного края, витала у нас давно. А тут в начале ноября исполнилось 70 лет со дня основания колхоза. И лучшего подарка, чем открытие музея, трудно было представить. Те месяц-полтора, когда мы с ребятами приходили по вечерам и делали стеллажи, полки, создавали экспозиции, были замечательными. Царили единодушие, вера в свои силы: можем, если захотим. Несомненно, меня волнует нравственная оболочка современных детей. Вы, наверное, помните, в каких условиях проходило наше воспитание: забота об общественном деле превалировала над личными проблемами. Конечно, были перегибы, и хорошо, что мы наконец поняли, что нужно любить себя и заботиться о себе, что, кстати, внушается и чутко воспринимается нашими детьми сегодня. Но все-таки как много теряют они, не успевая понять чувство альтруизма, необходимости жить ради кого-то еще, кроме себя. Кто может испытывать радость, удовольствие от того, что творит добро, тот меня поймет.

— Ваша специальность — учитель английского языка. А почему, скажем, не русского и литературы? Что или кто повлиял на выбор?

— Мои родные, в частности, моя старшая сестра Елена. Дело в том, что для меня не стоял вопрос, какой предмет вести в школе. В нашей семье все филологи, и я была уверена, что буду учителем русского языка, особенно привлекала литература. Часто на уроках в школе ловила себя на мысли, что объяснила бы своим ученикам все не так, ведь литература — это воспитание чувств, и так много зависит от того, кто и как обучает этому предмету. Иностранный же язык в те времена считался не столь важным предметом. Но сестра убедила меня поступить в школу юного педагога при Башкирском педагогическом институте, на факультет английского языка. Жизнь показала ее прозорливость: буквально года через три иностранный стал востребован. А моя любовь к нему только крепнет: так много этот язык дает для понимания другого мира и жизни. Мечтаю когда-нибудь побывать в англоязычных странах.

— При всей вашей занятости находите время, отдушину для творчества, в частности, пишете стихи. Интересно, как стихи, лирика вяжутся с имиджем современного школьного директора?

— Только не спрашивайте, каким образом для сочинительства выкраиваю время. Не люблю отвечать на этот вопрос. Уверена, что в жизни любого человека должно оставаться время для себя самой и любимого занятия. Как, когда — это дело организации дня, режима, желания. Почему именно стихи? Наша реальность настолько порой жестка, даже жестока, что просто необходимо иметь ту самую отдушину для восстановления душевного равновесия. Кому-то, как моим сестрам, помогают врожденный оптимизм, чувство юмора, мне — стихи. Не всегда человек решится высказать все, что таит душа, в чем не хочешь иногда признаваться не только кому-то, но даже самой себе. Сокровенные мысли, чувства требуют выхода, в противном случае начинает болеть душа, что ведет в реальной жизни к дискомфорту и к столь часто встречающейся в последнее время у людей депрессии. В этом отношении мне помогают стихи. И, может быть, именно поэтому я всегда пишу от первого лица, что вызывает у читателей естественное предположение, будто они автобиографичны.

А цветов мне, увы, не дарили
Не для даты, а ради любви.
Может быть, не так сильно любили
Иль цветы для меня не цвели?
Или эти строки:
Но я проснусь! Наполню смыслом
Все дни моей судьбы капризной,
Не дам своим свободным мыслям
Почить у времени на тризне.


— Когда впервые вы почувствовали потребность излагать свои чувства в стихотворной форме, помните ли, как рождались первые строки?

— Первое стихотворение родилось в творческой атмосфере папиного кабинета, в окружении множества книг. Оно и посвящалось книгам. Рождение стиха трудно объяснить. Это как рождение зари, цветка… Так неуловимо и непредсказуемо. А первым читателем, причем взыскательным, моих виршей была мама, которая сама знает много стихов наизусть. Все свои лекции она сопровождала стихами, чем завоевывала любовь и признательность слушателей. Вероника Тушнова, Константин Симонов, Андрей Дементьев... Эти имена были знакомы с детства. Мир поэзии был открыт для меня благодаря маме. А еще я отлично помню свое искреннее восхищение, удивление и недоумение, когда в юности (вне школьной программы) вдруг открыла для себя замечательные стихи Михаила Лермонтова. Читая их, поражалась, как мог поэт, живя около двухсот лет назад, знать и писать обо мне и для меня?!

— А мир песни и гитара в руках. Это откуда?

— Что касается песен... Может быть, каждый человек, когда-либо держащий гитару в руках, начинал писать песни. Кажется, сами струны подсказывают мелодию. А гитара — это из мира юности, ночных костров, мечтаний и дерзаний, всего того, что дорого до сих пор.

— Но, насколько я знаю, творческий путь вы начинали не с поэзии. Ваша ранняя школа — школа журналистики, которую открыл вам отец, редактор районной газеты. И вы мечтали посвятить себя именно журналистике.

— Да, передо мной стоял выбор: стать учителем, как мама, или журналистом, как папа. Но я не жалею о своем выборе. С первой же публикации в районной газете 18 лет тому назад у меня есть возможность заниматься любимым делом без отрыва от учительской, директорской деятельности. Хочу заметить, что восхищаюсь работой газетчиков. Помню, в ранней юности на мои наивные вопросы папа отвечал, что искусство журналистики — о простых вещах писать так, чтобы заинтересовать, увлечь читателей, заставить поверить в актуальность затронутой тобой темы. Сейчас я его хорошо понимаю, когда пишу в районку о моих земляках. Единственное условие существует для меня: необходимо, чтобы я ощущала внутреннюю симпатию к герою. Потому что не могу кривить душой, как будто что-то рвется внутри, если чувствую фальшь. Да, жизнь, несмотря ни на что, прекрасна. Она, как и мои земляки, стоит бессонных ночей и диалога с листом бумаги или компьютером.

— Вы живете в сельской местности и, конечно, вас окружает неотъемлемый быт: хозяйство, приусадебный участок… Словом, сплошная работа и заботы.

— Домашнее хозяйство мы не держим. Люблю бывать в огороде, испытываю необъяснимые чувства, копаясь в земле, при этом не пользуюсь перчатками, кажется, в них невозможно почувствовать ее энергетику.

— Какова реакция родных и близких на катастрофическую занятость хозяйки домашнего очага?

— Я благодарна мужу Игорю, детям Владу и Азалии за понимание, терпение, поддержку. Конечно, жаль, что нет возможности проводить с ними больше времени. Тем дороже вечерние минуты общения, когда можем поговорить обо всем, посмеяться, почитать, сотворить что-нибудь всем на удивление. Убеждаю моих родных в том, что сделать жизнь интересной — в наших силах. В семейном лексиконе нет у нас слова «скучно», зато есть свои традиции, которые, безусловно, сближают всех и придают жизни особый колорит. Уверена, чем больше положительного, доброго впитают дети в детстве, в кругу семьи, тем благоприятней будет к ним жизнь. Я благодарна родителям и сестрам за тот заряд, который получила в детстве. Может быть, поэтому мне везет на хороших людей, на счастливые мгновенья в такой непростой сегодня жизненной круговерти.

На снимке: Рената Юрьева.