Мастерство, покоряющее города и страны
По традиции открыл его Новосибирский академический симфонический оркестр, потому что именно Арнольд Михайлович Кац — главный дирижер и художественный руководитель этого прославленного коллектива, был вдохновителем и организатором проведения в 1984 году первого подобного фестиваля.
В программе концерта прозвучала музыка Моцарта: симфония № 35, «Хаффнер», симфония № 41, «Юпитер» и арии из опер. Солист — Юрий Лаптев, баритон (С.-Петербург). Дирижер — Томас Зандерлинг (Германия).
Надо сказать, что к подготовке этой программы оркестр приступил сразу после своего большого концертного турне по Европе.
14 концертов тура Новосибирского симфонического, который в апреле отметит свое 50-летие, прошли в концертных залах Франции, Испании, Швейцарии с 5 февраля по 5 марта. За пультом стояли главный дирижер и художественный руководитель оркестра А. Кац, главный приглашенный дирижер оркестра Т. Зандерлинг, дирижер из Вильнюса Г. Ринкявичус, испанский дирижер Дж. Еусебио.
С оркестром выступили скрипачи Л. Исакадзе, Г. Овруцкий, А. Марков, пианисты М. Рудь, К. Щербаков, Родригес, Торреспардо, арфистка Норман, певица Иованович — как знаменитые и известные в России и Европе, так и не столь известные российской публике солисты.
В программах прозвучали сочинения Глинки — увертюра к опере «Руслан и Людмила»; Римского-Корсакова — «Шехеразада»; Чайковского — Пятая и Шестая симфонии, Первый фортепианный концерт, Концерт для скрипки с оркестром, фрагменты из «Спящей красавицы»; Рахманинова — Третий фортепианный концерт, Вторая симфония; Мусоргского — «Ночь на Лысой горе»; Прокофьева — Второй концерт для скрипки с оркестром; Бетховена — Третий фортепианный концерт; Мендельсона — Концерт для скрипки с оркестром и юношеский — для скрипки и струнного оркестра, а также арии из опер Россини, Доницетти, Пуччини, Концерт Родриго для арфы с оркестром, философская пьеса современного испанского композитора Сервело «Ybris» на извечную тему борьбы зла и добра в современном мире.
Концерты проходили в прекрасных, до предела заполненных доброжелательной, искренней публикой залах — залах Тулона, Безансона, Сарагосы, Бургоса, Валенсии, Цюриха, Барселоны, Мадрида и других.
Напряженный график переездов, смены отелей, репетиций и концертов не отразился на профессиональной стороне гастролей: оркестр еще раз продемонстрировал чрезвычайно высокий уровень своего мастерства. Стабильность, собранность каждого и всех вместе, стройность звучания струнных и духовых инструментов, умение играть с разными дирижерами и солистами, в конце концов, просто замечательное исполнение всех произведений вызывали неизменный восторг публики. Слушатели отмечали эмоциональность, искренность игры оркестра, энергетику, идущую со сцены и объединяющую весь зал.
Долгими аплодисментами и вызовами на бис заканчивался каждый без исключения концерт.
Из впечатлений музыкантов, кроме работы, особенно сильными были карнавал в Барселоне и пересечение нулевого меридиана.
P. S. Оркестр выражает благодарность представительству генерального перевозчика — ФГУАП «Пулково» в Новосибирске и лично Ю. В. Шелепову.
На снимке: оркестр играет в Мадриде, в «Аудиториум националь».